Индийская одежда > Кашмирская одежда

 
Одежда Джамму и Кашмира

Костюмы штата Джамму и Кашмир отражают богатство культуры и красоту этого края.
Литературные памятники и археологические находки показывают, что в первом тысячелетии нашей эры традиционное одеяние кашмирцев, как мужчин, так и женщин, главным образом состояло из рубахи и штанов, что возможно отражает влияние Кушанской империи. Однако в более ранний период женским нарядом всё же являлось сари. Согласно описаниям знаменитого китайского монаха, учёного и философа Сюаньцзана (602-664 гг. н.э.), кашмирцы одевались в кожаные камзолы и одежду из белой ткани. Зимой они кутались в накидки, упоминаемые в  "Ниламата Пуране" как праварана. Богатое сословие носило также прекрасные шали (шарфы) из тонкой шерсти, в то время как обычное население одевалось в одежду, сотканную из грубой шерсти. Головным убором для мужчин служил тюрбан.
В давние времена среди мужчин и женщин было распространено заплетать свои волосы в различных стилях, нося иногда в причёске кисточки различных цветов. С тех времён внешний облик как женщин, так и мужчин мало чем изменился, что указывает на приверженность традициям.

В наши дни одежду в Джамму и Кашмире шьют преимущественно из шерсти, хлопка и шёлка со сложной, замысловатой вышивкой. Наиболее популярным элементом одежды, которую носят как мужчины, так и женщины является пхеран  —  длинная свободная рубаха из тонкой кашмирской шерсти, которую одевают со штанами.


Кашмирские мусульмане в пхеране

Мужчины, исповедующие индуизм (речь идёт в основном о кашмирских пандитах), носят пхеран с чуридарами (штанами узкого кроя), в то время как кашмирские мусульмане предпочитают пхеран больших размеров вместе с сальварами (широкими штанами). Пхеран, который носят кашмирские пандиты, всегда прямого кроя с узкими рукавами и открытым левосторонним воротом на завязках.


Патхани

Другой традиционный костюм патхани, известный ещё как кхан-дресс, также очень популярен среди мужчин, особенно в Шринагаре. Он состоит из длинной свободной рубахи и широких штанов.


Пхеран кашмирских мусульманок


Кашмирские мусульманки в пхеране

Пхеран, в который одеваются кашмирские мусульманки, традиционно с широкими рукавами и не ниже колен. Его обычно украшают вышивкой зари по воротнику, манжетам и нижнему краю. Зари — это техника вышивки, в которой используются золотые или серебряные нити, производимые путём намотки плоской (металлической полосы) на основу из нити. Дополнением к пхерану служит головной убор, называемый касаба, традиционно красного цвета (хотя распространены и другие цвета), украшенный обилием серебряных украшений. Поверх касабы надевается шаль, ниспадающая на плечи. Изредка кашмирских мусульманок можно увидеть в длинном традиционном арабском платье, называемом абайа, которое иногда украшается вышивкой.


Вышивка зари

У индуисток, в особенности женщин кашмирских пандитов, длина пхерана почти достигает земли, а длинные и свободные рукава оторачиваются парчой или простой тканью. Подол и ворот пхерана также обшиваются красной каймой. А длинный красный отрез ткани, называемый лунги, завязывают вокруг талии.


Пхеран кашмирских пандиток

Головной убор  таранга состоит из нескольких элементов: калпуша, зуджи, таранги и путс. Калпуш — это шапочка, поверх которой надевается белоснежная, иногда расшитая золотыми нитями и бисером небольшая накидка, называемая зуджи. Затем вокруг головы, на уровне лба, обматывается длинная в 2-2,5 м полоса белой накрахмаленной ткани (таранга). Поверх надевается длинная белая муслиновая накидка, именуемая путс. Незамужние девушки обычно носят сари. А в день свадьбы для них проводится церемония надевания таранги, которая также является элементом свадебного наряда кашмирской невесты.
Но с течением времени в одежде кашмирок произошли изменения. Всё более популярными становятся сальвар-камиз, чуридары, сари и даже джинсы. Однако ни одна из этих вещей не является столь родной для кашмирок, как старинный пхеран.

Издревле Кашмир славится своими прекрасными шалями, известными как пашмина. Они ткутся из тонкого подшёрстка горных коз. Иногда в них добавляется до 30 % шёлка, что придаёт изделию изысканный лоск. Такие шали мягки, нежны и приятны на ощупь. Пашмина может быть как однотонной, так и со сложным рисунком или вышивкой. Специальная техника вышивания, известная как касида, позволяет расположить вышивку с обеих сторон шали.


Пашмина

Мужским головным убором является тюрбан. Он распространён в основном среди мусульманского населения, также как и маленькая шапочка-тюбетейка, которую носят главным образом деревенские простолюдины. А вот шапка каракули вместе с кашемировой пашминой символизирует принадлежность к высшему сословию.


Кашмирские пандиты 1907г.

Традиционным мужским головным убором кашмирских пандитов также является тюрбан,  именуемый ушник или ширахшата, хотя носят его сегодня не так часто. В отличие от мусульман, кашмирские пандиты не надевают маленькую круглую шапочку под тюрбан. Жрецы кашмирских пандитов могут заматывать свои тюрбаны способом применяемым сикхами ветви Намдари.


Житель Ладакха в гоуче и тиби

В высокогорном регионе Кашмира Ладакхе, известном как «земля лам» проживают в основном тибетцы. Поэтому повсюду там можно встретить людей в традиционных ладакхских костюмах. Мужчины одеваются в халат гоуча из овечьей кожи. Вокруг талии его подвязывают ярким поясом, называемым скераг. Головным убором для мужчин служат бархатные разноцветные высокие шапки, обычно отороченные с внутренней стороны мехом, именуемые тиби.


Накидка бок

Женщины этого региона носят платья называемые кунтоп, а на спину надевают яркую накидку бок, которую используют для ношения маленьких детей или же как рюкзак для переноски вещей. Традиционным головным женским убором является украшенный бирюзой перак, который по традиции после смерти женщины передается её старшей дочери. Также они носят и обыкновенные вязаные шапочки, косынки или шапку тиби.


Перак

Свою обувь ладакхцы шьют из ячьей кожи и известна она как папу.


Папу

Нет такого края в Индии, который мог бы сравниться со славным Кашмиром. Уникальная культура, традиции и обычаи, незыблемо хранимые его жителями, позволяют в наши дни соприкоснуться с древностью.

 

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.