Индийская одежда > Керальская одежда

 
Одежда Кералы

Керальские костюмы отражают простой образ жизни народа малаяли – жителей штата Кералы. Как мужчины, так и женщины предпочитают одежду белого и кремового цветов, эти цвета здесь являются традиционными. Довольно часто женщины Кералы носят северо-индийский сальвар-камиз или чуридар-камиз, платья или даже джинсы. Современные мужчины отдают предпочтение евро-американскому стилю, и только дома традиционная одежда вне конкуренции.
Мужчины  носят светлую хлопчатобумажную ткань, называемую мунду, которую оборачивают вокруг бёдер. В Северной и Центральной Индии она именуется лунги (широкая полоса ткани длиной 2 метра и шириной от 1м 10 см до 1м 50 см).
С мунду нередко надевают рубашку в западном стиле, комбинируя её с наброшенным на плечи, тонким хлопковым шарфом вешти, или тхортху. Мунду ткутся, как правило, вручную из нитей белого или сливочного цветов с цветной полосой по краю, называемой кара. Цвет ткани главным образом зависит от степени отбеливания хлопка. Существует два способа ношения мунду. В первом случае его оборачивают вокруг талии так, чтобы оно полностью закрывало ноги. Во втором, нижние концы мунду приподнимают наверх, обнажая ноги до колен, напоминая собой гамчу (отрез хлопковой ткани шириной до 60 см и длиной 1м 50 см, оборачиваемый вокруг бёдер). Это весьма удобно во время физической работы, а также езды на велосипеде. Но такой вид считается неприличным во время разговора с женщинами или начальством. В этом случае мужчины быстро вытаскивают из-за пояса спрятанные концы мунду, которое, ниспадая вниз, закрывает ноги до лодыжек. Подобный способ ношения мунду распространён среди низших социальных групп, таких как шудры и неприкасаемые.


Мунду


Мунду

Для торжественных целей предусмотрены касаву мунду, т.е. мунду с золотой или расшитой зари каймой, называемой здесь касаву. Во время фестиваля поклонения господу Айяппе, сыну бога Шивы и его супруги Мохини, который проводится в Сабаримале с середины ноября до середины января, многие мужчины надевают шафрановые мунду, известные как каави мунду.


Касава мунду

Другим популярным предметом керальской одежды является кайли, или калли мунду. В Южной Индии и в Керале в частности подобный тип одежды носят как мужчины, так и женщины. Ношение мунду имеет глубокие исторические корни и характерно для дравидского населения, составляющего здесь подавляющее большинство. В Северной и Центральной Индии, где преобладает арийское население, ношение подобной одежды женщиной исключено.
До 1859 г. все женщины Южной Индии, имеющие дравидское происхождение, никогда не прикрывали верхнюю часть тела. Голая грудь как у женщин, так и у мужчин, в понимании того времени, являлась проявлением уважения и подчинения лицам из высших арийских сословий (варн). Со временем, под влиянием христианских миссионеров,  многие женщины стали прикрывать грудь, что, однако было встречено негодованием  со стороны аристократических сословий. Эти события послужили порывом к массовому принятию христианства многими керальцами из низших каст, стоявших на стороне этих женщин, которым после крещения  было разрешено носить блузку, закрывающую грудь. В дальнейшем протестность проявилась уже в популяризации коммунистической идеологии, обещающей всеобщее равенство в Керале.


Малабар, Керальские дравиды, XVII в.


Керала (фото 1900 год)

Калли мунду, которое надевают мужчины, не ниже колен, поэтому напоминает короткую юбку или гамчу. Женское калли мунду напротив, длинное и больше похоже на лунги. Женщины также используют его как накидку, закрывающую грудь, таким образом, получается комплект из двух мунду (юбка и шаль). Калли мунду, как правило, ярких цветов с красивыми узорами или в клетку. Оно считается повседневной или рабочей одеждой людей низшего сословия, к которому принадлежат народы дравидского происхождения. Появление в таком одеянии не приемлемо на свадьбе, религиозной церемоний и других торжественных мероприятиях.


Калли мунду

Традиционным нарядом женщин из всех общин Кералы является мундум нериятхум, который состоит из двух кусков материи мунду и нериятху белого или кремового цветов, окаймлённых цветными полосами кара. Мунду – цельная ткань, которую драпируют вокруг бёдер поверх нижней юбки (павадаи), в то время как нериятху оборачивают вокруг  правого бедра и перебрасывают свободный конец через левое плечо, закрывая, таким образом, грудь. Под нериятху надевают короткую блузку чоли. Цвет блузки указывает на семейное положение и возраст женщины. Незамужние девушки носят обычно зелёное чоли, в то время как замужние – красное. Нужно отметить, что местные женщины неохотно следуют этой традиции, предпочитая блузки различных цветов.


Касаву мундум нериятхум


Касаву мундум нериятхум

Чтобы комплект выглядел свежо и эффектно, а драпированные складки на нериятху не распадались, его накрахмаливают.  Для особых случаев надевают мундум нериятхум с золотистой каймой касаву. Такой праздничный наряд уже называется касаву мундум нериятхум, или касаву сари.

В давние времена женщины, принадлежащие к царскому роду, носили мундум нериятхум особым способом: мунду заматывали вокруг бёдер, а нериятху оборачивали вокруг груди, словно парео.

Нередко во время религиозного подношения или во время работы по дому женщины повязывают  на голову тонкую ткань, называемую тхортху.


Тхортху

Также популярным нарядом керальских женщин является сет сари, или керала сари. Оно очень напоминает мундум нериятхум своим цветом и жёлтыми полосами по краю. Однако – это обычное сари, в отличие от мундум нериятхум, который состоит из двух кусков ткани.


Керала сари

Павада давани – «полусари», широко распространённая одежда среди молодых девушек Кералы. Этот наряд состоит из ярких цветов длинной юбки (павада), блузки и накидки (давани).


Павада давани


Павада давани

Маленькие девочки и девушки носят наряд, известный как патту павадаи. Патту в южной Индии означает шёлк. Этот костюм состоит из длинной юбки павадаи или павада с блестящей каймой  и кофточки. Он шьётся преимущественно из шёлка. В наши дни этот наряд носят в основном девочки, не достигшие половой зрелости. Девушки надевают его всё реже, предпочитая сальвар камиз, сари или западную одежду. Увидеть их в патту павадаи можно только на больших торжествах, таких как свадьба, или же во время проведения ритуалов в храмах.


Патту павадаи


Патту павадаи (слева), мундум нериятхум (справа)

До 1980-х годов в Керале среди женщин было широко распространено одеяние, состоящее из двух кусков хлопковой материи преимущественно белого цвета. Оннара, или тхаар – ткань, которую заматывали вокруг бёдер. В дополнение к ней вокруг груди оборачивали другую материю наподобие бюстгальтера, известную как мулаккача. Мулаккача также могла заматываться вокруг груди, словно полотенце. Теперь же такой наряд можно увидеть лишь в индийских фильмах, рассказывающих о старых временах.


Мулаккача


Оннара и мулаккача

Традиционным нарядом керальских христианок является чатта мунду (чаттаюм мунду). Чатта – это свободная неизменно белого цвета блузка, длинной ниже талии с длинными или короткими рукавами, которую носят с мунду. Многие христианки Кералы заматывают нерияттху под блузку чатту.


Христианка


Христианка

Женщины, принадлежащие к мусульманским общинам Кералы, носят либо длинные чёрные или синие платья с паранджой, либо блузки с длинными рукавами из цветастой расшитой ткани, мунду и красивые белые платки, называемые тхаттам,  под которыми они скрывают свои длинные богатые волосы.


В Керале также проживает большое количество малых аборигенных народностей, которые носят свою традиционную одежду, состоящую, как правило из нескольких кусков ткани, иные и вовсе обходятся набедренной повязкой.

 

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.