Индийская одежда > Раджастанская одежда

 
Одежда Раджастана

Яркие, сверкающие и живые цвета традиционных костюмов жителей Раджастана привносят свой колорит в однообразие пустынного пейзажа этого региона Индии. Тюрбаны, одежда, ювелирные украшения и даже обувь — всё это может рассказать о раджастанцах и их социальном положении. В большинстве крупных городов сегодня широко распространился западный стиль одежды либо смесь современного и традиционного костюма, привлекающая молодых людей своим комфортом и практичностью. Подобная комбинация способствует сохранению культурной самобытности жителей Раджастана.
Одежда деревенских жителей ни сколько не изменилась с течением времени, и сегодня, приезжая в сельские уголки Раджастана, можно увидеть людей в традиционных костюмах, которые носились ещё в старину.
Мужчины и женщины одеваются в одежду сочных цветов, порой чересчур пёструю, расшитую золотой тесьмой, блёстками и зеркалами.


Шиша

Зеркальная вышивка, или шиша (шишеш в переводе с древнеперсидского — зеркало или стекло) — это вид вышивки, при котором маленькие кусочки зеркал пришивают на ткань. Ранее шиша выполнялась с применением слюды, но впоследствии широко распространилось использование зеркал.

Костюмы мужчин несколько сдержаннее, чем женские, но всё же весьма разнообразны по форме. Традиционно набедренной одеждой мужчин всегда было исконно индийское дхоти или различные штаны, такие как паджами (широкие свободные брюки), сальвары (шаровары), чуридары (узкие штаны). Повседневно мужчины носят белое хлопковое дхоти, но по особым случаям надевают шёлковое, которое иногда украшается вышивкой зари (техника вышивки, в которой используются золотые или серебряные нити, производимые путём намотки плоской металлической полосы на основу из нити).
Наиболее популярной верхней одеждой мужчин является курта. Своё широкое распространение среди раджастанцев она получила в XIX веке. Длина и ширина курты может варьировать от региона к региону. Одной из разновидностей курты является калидар курта. Её выкраивают из двух прямоугольных частей, идущих на спинку и переднюю часть, ширина которых практически равна ширине плеч. С боков пришиваются по две расклешенные книзу вставки, называемые кали. Такая выкройка позволяет изделию плотно прилегать к груди и обеспечивает комфорт в области живота и бёдер. По боковым швам могут идти разрезы. Рукава у калидар курты всегда длинные, а горловина круглая с вырезом впереди, хотя к ней может пришиваться маленький воротник-стойка. Как правило, с левой стороны нашивается карман. Иногда, чтобы украсить курту, по обе стороны выреза делают петли, в которые продевают серебряные или золотые пуговицы, соединённые цепочкой наподобие запонок. В прохладное время года поверх курты мужчины надевают жилет, называемый банди, в дополнение к которому может надеваться шаль из верблюжей или овечьей шерсти.


Ачкан

По праздникам мужчины надевают ангаркху или ачкан (длинный камзол на пуговицах). Ангаркха или ангракха (дословно «защищающая тело», ангха – «тело», ракша – «защита») – это мужская традиционная рубашка, которую сыздавна носят почти во всех общинах Раджастана. Шьют ангаркху из ситца, шёлка или парчи, иногда дополняя рукава и спину изящной вышивкой.


Ангаркхи


Ангаркхи


Ангаркха

Существует два вида этой рубашки: первая — короткая, длиной чуть ниже талии или бёдер, которая называется ангаркхи (камари ангаркха), и другая — длинная, ниже колен, собственно ангаркха. Стиль и длина, как правило, могут меняться от региона к региону. Традиционно эта рубашка всегда прямого кроя, но существуют и различные вариации. Так, например, она бывает стилизована под платье: чуть выше уровня талии к поясу пришивается сильно драпированная юбка различной длины, доходящая иногда до лодыжек. Ангаркха бывает как на завязках посередине груди, так и с одной стороны. Первая имеет широкий вырез с дополнительной закрывающей грудь тканевой вставкой внутри, называемой парда. Стоит отметить, что у мусульманской ангаркхи внешние завязки расположены под правой подмышкой, а у индусской, наоборот, под левой. Длинная ангаркха является официальной одеждой богатых сословий Раджастана. Пастухи и отдельные народности также надевают ангаркху по особым случаям, но повседневной же одеждой для них является ангаркхи.


Ангаркхи

В эпоху властвования Великих моголов, во времена Акбара Великого, широкое распространение получили два мужских одеяния — чога и джама, которые сегодня можно увидеть лишь в музеях Раджастана. Тем не менее, было бы неверно сказать, что такая одежда совсем исчезла. Некоторые потомки правителей влиятельных княжеств Раджастана до сих пор облачаются в такие наряды, но лишь по праздникам, фестивалям или по особым случаям.


Чога

Чога — это красивая рубаха на завязках с длинными или трёхчетвертными рукавами и глубоким овальным или сердцеобразным вырезом. Её шьют из тонкой шерсти или хлопка, а также из парчи или бархата, украшая богатой вышивкой, и носят как верхнюю одежду поверх курты или ангаркхи.


Джама

Джама представляет собой красивое царское платье с длинными рукавами. Оно может быть на двух завязках спереди на талии либо на завязках на боку. К обтягивающей тело верхней части джамы на уровне пояса пришивается длинная юбка. Рукава выкраиваются так, чтобы они плотно прилегали к запястью и, будучи очень длинными, образовывали мягкие складки вдоль предплечья. Рукав также имеет треугольный клин в области подмышек, который позволяет костюму плотно прилегать к телу, без ущерба в движении. Социальный статус и богатство человека можно было узнать по качеству ткани, пышноте юбки и длине рукавов джамы.

Значимой частью раджастанского мужского традиционного костюма является тюрбаны пагари и сафа. Раджастанские тюрбаны ткутся, как правило, из хлопка, который легкодоступен, недорог и обеспечивает превосходную защиту от жары. Также может использоваться и шёлк, который могут позволить себе лишь богатые люди. Для посвященных — стиль, цвет и способ заматывания тюрбана говорят о принадлежности человека к какому-либо социальному статусу, к той или иной общине, профессии или к области проживания. Так, например, в Удайпуре мужчины носят необъёмные (плоские) тюрбаны, а в Джайпуре замотанные так, чтобы с правой стороны он возвышался углом вверх.

Также форма и размер тюрбана могут различаться в зависимости от климатических условий Раджастана. В знойных пустынных территориях они довольно большие и неплотно замотанные, что предохраняет голову от перегрева.

В сельской местности тюрбан имеет ещё и практическое значение. Он не только защищает крестьян и пастухов от палящих лучей солнца, но также служит усталым путникам подушкой, простынею или полотенцем. Иногда тюрбан может стать верёвкой, чтобы набрать из колодца воду, измерительной лентой или подушкой для переносимого груза на голове. А порой его используют как фильтр, чтобы процедить мутную воду.


Тюрбан сафа

Существует около 1000 различных видов тюрбанов. Обычный пагари как правило 25 м в длину и 20 см в ширину. Сафа — короче и шире и отличается от других тюрбанов длинным выпущенным на спину концом ткани.
В то время как простые жители Раджастана носят однотонные тюрбаны, раджастанцы из состоятельных семей ходят в тюрбанах различных оттенков и моделей, в зависимости от случая. По цвету тюрбана можно определить принадлежность к той или иной общине. Так, например, шафрановую сафу носят представители народности банья, освал и махешвари. Раджастанские жрецы ходят в красном тюрбане. Нужно отметить, что красные тюрбаны носят также и кочующие пастухи народности рабари,обладающие низким социальным статусом. Представители общины бишной носят белую сафу.


Пастухи рабари

Также цвет тюрбана может меняться в зависимости от сезона или в связи с праздниками. В летний период носят шафрановые тюрбаны, во время муссонов — зелёные, а зимой — красные. Во время фестиваля Тидж (празднования союза богини Парвати и господа Шивы) надевают полосатые разноцветные тюрбаны, а на Душехру — тюрбаны с цветочным принтом, расшитые золотой нитью. Белые и жёлтые тюрбаны всегда надеваются на праздник Холи. По случаю свадьбы все мужчины надевают красные тюрбаны, а во время похорон белые (белый — цвет траура).

Вместе с конём и оружием тюрбан в Раджастане считается символом мужской чести и достоинства, вследствие чего его ни в коем случае не кладут на пол. Кроме того, считается оскорблением переступить через чей-нибудь тюрбан или снять его с другого человека. В давние времена, побеждённый правитель, признавая своё поражение, должен был положить свой тюрбан, а вместе с ним гордость и честь, к ногам победителя. А вот обмен тюрбанами означает длительные отношения, дружбу, братство и конец вражде. Также, по существующей традиции, на двенадцатый день после смерти главы семьи, проводится ритуал Расам Пагари, когда тюрбан отца передаётся старшему сыну, как символ принятия ответственности за семью. Эта церемония является торжественным мероприятием, на которое собирается весь клан (род) или семья. Случается так, что если отец желает отойти от мирских забот, он может передать свой тюрбан старшему сыну при жизни.

Ещё одним дополнительным элементом мужского костюма является патка — хлопчатобумажная ткань 1,5 м в длину и 1 м в ширину, которую традиционно носят либо на плечах, в качестве шарфа, либо заматывают вокруг пояса, завязывая узел спереди или с левой стороны. Иногда представители княжеских семей Раджастана используют патку для ношения на поясе оружия — кинжала или сабли.

Традиционные костюмы женщин Раджастана, поражая яркими красками и пёстрыми рисунками тканей, передают эмоции и настроение этого региона Индии.
Наиболее распространённой женской одеждой являются блузки (путхия, канчли и курти), юбка (гхагра) и накидка (одхни). Существуют различные вариации и дополнения к этому ансамблю, тем не менее, эти три элемента одежды составляют традиционный костюм раджастанской женщины. Сари и сальвар-камиз также не являются редкостью в этих краях Индии. Платье у женщин также как и одежда мужчин является важным элементом, демонстрирующим их социальный статус в обществе. Яркие цвета, богатые ткани и тяжёлые украшения отождествляются с замужеством и плодородием, что резко контрастирует со скучным тоном одежды и отсутствием каких-либо украшений у вдов.  
Раджастанские девочки, недостигшие половой зрелости, а также пожилые и вдовствующие женщины носят блузку, называемую путхия. Она отождествляется с неполовозрелостью и недетородностью (неспособностью рожать детей). Лишь выйдя замуж, или достигнув половозрелого возраста, или же при ранней помолвке, девушка (девочка) прекращает носить эту кофточку. Помолвка маленьких детей весьма популярна среди низших сословий раджастанцев, особенно в цыганских общинах. Путхия очень похожа на мужскую короткую ангаркху с запа́хом на левую сторону. Длина её рукавов варьируется от длинных до коротких. Она шьётся только из суровой самотканой хлопчатобумажной ткани, хотя в некоторых общинах используют тонкий ситец, шёлк или парчу. Ради экономии ткани из оставшихся лоскутков вырезают геометрические фигуры и сшивают их вместе. Таким образом, получается красивая одежда в лоскутном стиле. По традиции, маленьких и даже новорождённых девочек одевают в красную путхию с зелёной каймой. Во многих общинах после первого праздника Холи девочке меняют красную путхию на белую.
В большинстве общин Раджастана замужние женщины носят канчли (чоли или ангия) — короткую блузку с глубоким V-образным вырезом, иногда полностью открывающим спину. Встречается и длинный, полностью закрытый вариант. Её шьют в основном из хлопка, но может использоваться шёлк, бархат или атлас. Канчли красиво расшивают блёстками, нитями и зеркалами. Красный цвет, который используют для пошива этой блузки, является доминирующим, и наряду с шафрановым здесь считается цветом замужества.


Канчли

Длина рукавов канчли изменяется в зависимости от этнической группы, но во многих населённых пунктах Раджастана её носят с длинными рукавами. Все же, если женщина одевает канчли с коротким рукавом, то её руки не будут открыты, т.к. она украсит их, даже выше локтя, бесчисленными браслетами — символом её замужества.


Одхни



Важной деталью канчли являются пришитые к спинке шнурки, которые позволяют регулировать размер блузки, что особенно важно в период беременности или кормления грудью. Эти завязки, свитые из цветных шерстяных или хлопковых нитей, либо сшитые из полосок ткани, очень красивы. Они часто бывают длинными с кисточками на концах, которые украшают бисером, ракушками, золотыми или серебряными нитями. Шевелясь в такт походке, они придают красоту и изящество каждому шагу женщины.


Петивали канчли

Иногда спереди канчли пришивается длинная деталь прямоугольной или треугольной формы, называемая пети, которая прикрывает живот. Такая блузка называется петивали канчли. Размер пети не только указывает на социальный статус женщины, но и сообщает о скромности и высоких морально-нравственных принципах поведения той общины, к которой принадлежит женщина. Чем длинее пети, тем сильнее нравственные устои.


Курти

Среди замужних женщин Раджастана широко распространена курти — верхняя блузка, которую носят поверх канчли. Как правило, она шьётся без рукавов, с глубоким вырезом в виде подковы, который позволяет увидеть канчли. Курти носят со времён становления Могольской империи, во времена которой считалось нескромным столь сильно открывать верхнюю часть тела. Тем не менее, канчли, носимая без курти, сегодня очень популярна у раджастанок.


Гхагра

Одним из самых красивейших элементов одежды раджастанской женщины является гхагра. Своей  броскостью, пестротой и ярким рисунком она превосходит юбки из других регионов страны. Часто её украшают интересной вышивкой, зеркалам и тесьмой. Она шьётся либо на поясе, либо на кокетке. Существует также подвид гхагры, называемый калидар гхагра. Она представляет собой очень расклешенную юбку, за счёт многочисленных вертикальных клиньев, насчитывающих иногда несколько десятков. Порой на одну юбку может уйти до 20 м ткани. Чтобы юбка удобно сидела, женщины обматывают свою талию паткой, на которую подвешивают всевозможные украшения.

В старину в Раджастане среди раджпутов, принадлежащих к высшему сословию и придерживающихся строгих правил поведения, было распространено скрывать своих женщин от посторонних глаз, пряча их красоту за высокими стенами гарема, закрытыми паланкинами и паранджой (парда или пурдах). Однако в уединённых женских половинах дома их платье было свободно от ограничений. Женские юбки были довольно короткие, открывающие красиво украшенные браслетами и звенящими колокольчиками ноги. Но система закрытых гаремов со временем ушла в прошлое, а целомудрие и женская скромность по-прежнему высоко ценятся, поэтому длина гхагры значительно увеличилась, скрывая даже ступни ног.
С древних времён излюбленной одеждой женщин Раджастана была шаль — одхна, или одхни. Она придаёт женщине особую изящность не только из-за красоты ткани, но и за счёт умения искусно драпировать её вокруг тела. Одхна представляет собой прямоугольное полотно из шёлка или хлопка 3-4 м в длину и 1,5-2 м в ширину. Чтобы украсить эту шаль, на неё наносится оттиском золотой цветочный или геометрический рисунок. Также она расшивается вышивкой и зеркалами. Многие женщины Раджастана носят одхни, закрывая полностью ею лицо. Шаль, покрывающая лица, называется гхунгхат. В качестве гхунгхата может использоваться и свободный конец сари — паллу.


Гхунгхат

Довольно часто  узоры на одхни делают, используя технику бандхани. Бандхани, бандхни, бандхедж — это способ окраски ткани, при котором предмет одежды, перевязанный в нескольких местах, либо обработанный специальными неокрашивающимися веществами, опускается в краситель. Таким образом, получаются интересные, необычные рисунки. Замысловатые рисунки  на одхни могут  многое рассказать о жизни женщины. Так, большой круг бандхани  в одном углу шали говорит о том, что девушка выходит замуж. Один большой круг бандхани красного цвета указывает на то, что женщина стала матерью.  Тёмный, тусклый  цвет одхни и бандхани  означает, что перед вами вдова. Жёлтая одхни с красным цветком лотоса по центру, называемая пила, является традиционным подарком родителей для своей дочери по случаю рождения сына. Эти понятия цвета неотделимы от жизни раджастанцев.


Бандхани


Кота дория сари

Раджастан также славится своими прекрасными сари, известными как кота дория. Их ткут в маленьких деревушках в окрестностях Коты — города на юге Раджастана. Эти чисто хлопковые или с добавлением шёлка сари знамениты лёгкостью и прозрачностью ткани, что идеально подходит для знойного летнего периода. Необычное переплетение волокон создаёт пустые квадратики на ткани, что позволяет сари быть воздухопроницаемым. Такой вид переплетения называется кхатс. Кота дория сари окрашивают в яркие цвета и нередко украшают вышивкой зари.

 

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.