Искусство Индии > Бронзовое литье

 
Бронзовое литье и художественная обработка цветных металлов

Одним из  видов индийского ремесленного искусства, способного превратить "сырой" материал в шедевр, является  художественная обработка металлов. Труд мастеров кропотлив и порой изнурителен, но  в итоге результат превосходит все ожидания.
Обработка металла как ремесло возникла на Индостане  ещё в глубокой древности. Согласно археологическим находкам, начиная с V тысячелетия до н.э., ремесленники  северной части Индостана изготавливали из металла и сплавов оружие, кухонную утварь, статуэтки, украшения и многое другое, достигнув высокого уровня мастерства. Ярким примером тому служит найденная при раскопках Мохенджо-Даро бронзовая статуэтка, названная «танцующая девушка», датируемая 2500 г. до н.э.


танцующая девушка

Традиционно индийские мастера кузнечного дела использовали различные металлы, такие как железо, медь, серебро, а также сплавы – бронзу, белый металл, колокольную бронзу.  Древняя Индия достигла больших успехов в обработке железа. В предместье Дели находится  железная колонна, ставящая в тупик современных учёных, которые не могут определить способ её изготовления, предохранивший железо от окисления и других атмосферных явлений. Железная колонна в Дели, происхождение которой и по сей день вызывает споры, является прекрасным образцом превосходства индийских мастеров металлообработки, поскольку за все время существования колонны, она не была затронута коррозией. Считается, что колонна была возведена в период правления династии Гупт  415 г. н.э. , спустя два года после смерти царя Чандрагупты II. Надпись на колонне гласит, что она была воздвигнута в честь бога Вишну, а также восхваляет доблесть и качества царя, называемого Чандра, которого сегодня отождествляют с Чандрагуптой II.


железная колонна в Дели

Бронзовое литьё
С незапамятных времен индийские мастера владеют различными техниками обработки металлов. Одним из самых распространенных видов обработки является бронзовое литье. Технология литья из бронзы, дошедшая до наших дней не претерпев существенных  изменений,  выглядит следующим образом. Вначале фигуры моделируют из воска, а затем обмазывают глиной. Когда глина высыхает, получившуюся фигуру разогревают, чтобы вытопить воск.  В образовавшуюся форму заливают расплавленную бронзу, причем в середину изделия вставляют глиняный стержень, чтобы изделия оставались полыми. Когда сплав застывает, изделие очищают от глины, шлифуют, покрывают позолотой или расписывают красками.
Бронзовые скульптуры древности изображают богов и небожителей  в соответствии с традиционными  представлениями  индийцев. Отлитые статуи отражают бессмертие и тайны древних культур буддизма, индуизма и джайнизма.
В период правления тамильской династии Чола (II в. н.э.), благодаря покровительству монархов, искусство литья из бронзы достигло наибольших высот. Художественные работы мастеров данного периода отличаются четкими контурами, а также детально проработанными одеждой и украшениями. Наилучшим примером мастерства бронзолитейщиков   периода правления династии Чола являются статуэтки Натараджи (танцующего Шивы).


Парвати


Нарасимха


Хануман

Тамильским мастерам  удалось изобразить Шиву в облике Натараджди, танцующем в ореоле пламени, стоя на демоне-карлике Апасмаре, олицетворяющим невежество. С тех пор такая форма бога присутствует во многих храмах южной Индии. Производство бронзовых изделий на юге Индии в VIII-XVI вв. процветало в Танджавуре и Тируччираппалли (Тамил-Наду). Мастера отливали прекрасные фигуры богов, как малого размера (домашних божеств), так  и  храмовых статуй в натуральную величину.


Натараджа

Литье из бронзы в западной Индии преуспевало в районах современных штатов Гуджарат и Раджастан в период с VI по XII вв. Большинство скульптур того времени относятся к джайнскому периоду, о чем свидетельствуют многочисленные статуэтки Махавиры, а также различные ритуальные предметы. 


Махавира

Восточную часть индийского субконтинента прославили бронзолитейщики  царств, располагавшихся на территориях современных  штатов  Бихар  и Западная Бенгалия. Одним из примеров искусства литья из бронзы является дхокра (dhokra).


дхокра


дхокра


дхокра


дхокра


дхокра


дхокра

Этот удивительный стиль бронзового литья с древних времен используется жителями современных Чхаттисгарха, Джаркханда, Мадхья-Прадеша, Ориссы, Западной Бенгалии и Андхра-Прадеша. Преданность древним традициям и внедрение современных тенденций слились воедино в старинном искусстве. Основные мотивы, вдохновившие создателей техники дхокра, были подчёркнуты из окружающей природы, которой поклонялись населявшие эти территории и исповедовавшие анимизм  племена аборигенов. В настоящее время в стиле дхокра отливают фигуры индуистских божеств, ритуальные предметы, статуэтки, кувшины, вазы, подсвечники, дверные ручки, рамки, украшения и даже подставки для мобильных телефонов. Оригинальность форм и красота изделий дхокра делают этот вид искусства популярным как у себя на родине, так и за её пределами.

Изделия из латуни  
Индия знаменита изделиями из латуни, которые изготовливают  во всех регионах страны. Производство из латуни охватывает широкий спектр предметов. Статуи, вазы, подносы, столешницы, лампы, фруктовые чаши, горшки, шкатулки для драгоценностей, рамы для картин, ритуальные предметы, музыкальные инструменты и многое др. 


Ганеша

Изделия украшают гравировкой, изображающей цветочные и геометрические мотивы, животных и пейзажи, а также покрывают цветной эмалью. Гравировка выполняется в трех стилях чикан, марори, бидри. 
Чикан (chikan) – стиль, в котором рельефные цветочные мотивы, нанесенные  способом продавливания рисунка, четко выделяются на отшлифованной поверхности изделия. 


чикан

Марори (marori) – мелкий лакированный узор, покрывающий всю поверхность изделия. Бидри (bidri) – мелкий цветочный рисунок, инкрустированный золотом на заранее гравированной и отполированной поверхности изделия.


бидри

Южноиндийский бидри  
Южная Индия, а именно Карнатака,  славится изделиями, выполненными  техникой бидри  (bidri),  в  которой инкрустация производится серебром, а не золотом. Этот способ художественной обработки металла зародился в XIV в. н.э. в городе Бидар (Карнатака) во времена правления Бахманидов (Бахмани – первый мусульманский султанат на юге Индии).
Заготовку отливают из сплава меди и цинка (в соотношении 1:16). Наличие меди делает её легче и способствует лучшей полировке. Затем изделие обрабатывают медным купоросом, чтобы вызвать потемнение металла. После, нанося резцами на изделие гравировку, мастера аккуратно укладывают в выгравированный узор серебряную нить и закрепляют ее точными ударами молотка. Изделие шлифуют, чтобы избавиться от временного черного цвета, а затем, нагрев, снова полируют пастой, приготовленной из хлорида аммония, воды и обязательно местной земли, которая обладает богатым содержанием селитры. Причем паста избирательно чернит только сплав, не затрагивая серебро. В довершение, чтобы добиться идеального блеска, изделие аккуратно полируют маслом.


бидри


бидри

Изделия из меди.
Повсеместно в Индии представлен широкий ассортимент изделий из меди. В искусных руках мастера медные листы превращаются в чудесные предметы.

Они обладают своеобразной красотой, долговечностью и лечебными свойствами. Посуда из меди не только красива и общедоступна благодаря цене, но и обладает хорошей теплопроводностью, а также, что немаловажно, способностью уничтожать бактерии. Считается, что медные украшения благотворно влияют на людей с заболеваниями сердечнососудистой системы.

Кашмир
Ремесленники из Джамму и Кашмира используют различные металлы и сплавы: серебро, железо, латунь, медь и др. Тем не менее, изделия из серебра пользуются наибольшим  спросом среди местного населения. Серебряные чайные наборы, вазы для цветов, шкатулки для благовоний и украшений, портсигары, кальяны и многое другое есть почти в каждой семье, к тому же все эти предметы считаются хорошими подарками. Жители Джамму и Кашмира обладают утончённым вкусом, проявляющимся в создании неординарных украшений в необычном стиле, характерном лишь для этого региона Индии. Местные мастера создают интересные предметы обихода, используя в своих изделиях растительные мотивы (элементы). Подносы в виде листьев чинары (платана), масляные лампы, напоминающие цветок лотоса и многое другое.


серебряный чайный набор

 


поднос

Кашмирские ремесленники изготавливают  также  и  посуду из меди наивысшего качества: разнообразные самовары, чайники, горшки, котелки и прочую утварь. Изысканной работы медные подносы пользуются огромным спросом как у местного населения, так и у туристов.

Территория Ладакха знаменита производством традиционной посуды из железа и меди. Кузнецы Ладакха, которых на местном наречии называют гара, способны сотворить искусно сделанные затворки для печей, замки, ключи, браслеты и тому подобное.


медная посуда (Ладакх)

 

Раджастан 
Раджастан – главный центр производства минакари (meenakari). Минакари – это искусство украшения металлических изделий эмалью.  Зародилось оно в Персии, но во времена правления Великих Моголов было привнесено в Индию, а благодаря Радже Ман Сингху, правителю Амбера, было распространено по всему Раджастану. Пригласив из Лахора (столица провинции Пенджаб совр. Пакистан) искуснейших мастеров, он основал в Раджастане центр производства минакари. Позже это искусство распространилось по всем регионам Индии.

Процесс изготовления минакари трудоемок, кропотлив и требует высокого мастерства, а также присутствия сразу нескольких ремесленников: художника, гравировщика, ювелира (если в дизайне изделия должны присутствовать драгоценные камни) и шлифовщика. Однако  зачастую эту работу выполняет один мастер. Для изготовления изделий используют серебро, золото и медь. Техника нанесения эмали бывает различная. В классическом варианте на поверхность изделия наносится гравировка, которая затем заполняется эмалью. В других случаях берутся уже отлитые из металла заготовки, углубления которых наполняют эмалью. В некоторых вариантах эмаль наноситься исключительно на стекло. Процесс нанесения эмали проходит в несколько этапов. Вначале изделие покрывают глазурью и обжигают при температуре 750 °C, затем наносят поочередно (отдельно) каждый цвет эмали, чередуя этот процесс с обжигом. В завершении изделие полируют. Спектр изделий очень широк, начиная от ювелирных украшений, шкатулок, ваз, чаш, тарелок и заканчивая безделицами – рамками для фото, брелоками и тд.

 

 

Гуджарат
Гуджаратские мастера, следуя традиции, создают вещи, выполненные в свойственном этому региону этническом стиле. Местные ремесленники, называемые здесь кансара (от гуджаратского кансу – «бронза»), славятся ювелирными изделиями, а также предметами из бронзы, серебра, латуни и др. В округе Кач, как и много лет назад, изготавливают изделия из серебра, включающие филигранные украшения, вазы, подносы, пудреницы, столовые приборы и ритуальные предметы. Город Анджар специализируются на изготовлении предметов из железа: посуда, столовые приборы, ножницы и др.

Химачал-Прадеш
Изделия из металла в Химачал-Прадеше представлены главным образом статуэтками богов и богинь,  выполненных в  старинном стиле. Ими можно любоваться  во многих  местных храмах.  Некоторые статуэтки настолько малы, что подобны шахматным фигурам. В доме почти каждой индуистской семьи Химачал-Прадеша присутствуют бонзовые статуи богини Дурги, убивающей демона Махишу.

Статуи и фигуры, отлитые из металла, которые расположены у многих входов в храмы Химачала, являют собой образцы высокого мастерства химачальских ремесленников. Ярким примером тому служат фигуры львов у входа в храм Ваджрешвари Деви (Кангра).

Регион Киннаур известен своими искусными ремесленниками, отливающими прекрасные ритуальные чаши, кинжалы, кувшины, молитвенные барабаны, мундштуки для раковин, дверные ручки и многое др. Химачал также славится эксклюзивными ювелирными украшениями, огромный ассортимент которых представлен на местных рынках.

Уттар-Прадеш
Уттар-Прадеш приобрел популярность благодаря предметам из меди, бронзы и белого металла. Местные мастера наряду с украшениями создают различные предметы обихода. Важным центром производства изделий из латуни в штате является Мирзапур.

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.