Искусство Индии > Индийская музыка

 
Индийская музыка

Высокие традиции индийской музыки иллюстрируют богатую историю этого вида искусства. Диапазон индийского музыкального феномена простирается от простых мелодий до высокоразвитых систем классической музыки. В Индии убеждены  в том, что происхождение этих систем  восходит к временам  Вед и Упанишад. Культурные и исторические исследования индийской музыки показали, что она развивалась под влиянием сложного взаимодействия между народами, относящимися к различным расам и культурам.

Индийскую музыку можно разделить на  классическую и народную. Фундаментом  индийской классической музыки являются самхиты (сангиты) – сборники священных гимнов, объединяющих два вида искусства: вокал и инструментальную музыку. Иными словами –  это священные песнопения (распевание священных гимнов).  Фольклорная (народная) же музыка отражает жизнь простых людей во всех ее проявлениях. Она передает их чувства, быт, традиции и восприятия окружающего мира.
Классическая музыка Индии  делится на северную и южную школы.

Северо-индийская классическая музыка именуется Хиндустани, в то время как южно-индийская классика называется Карнатик. Чистота духа, мистичность, сакральность северо-индийской и яркий артистизм южно-индийской музыки выражают эмоции классической индийской музыки в целом. Обе музыкальные системы принципиально схожи друг с другом, но отличаются терминологией и практикой исполнения. Вся индийская классическая музыка базируется на двух основных элементах — рага (основная мелодия) и таал/тала (характерный ритм), которые базируются на семи нотах Са Ре Га Ма Па Дха Ни.
Простой современный обыватель,  не разбирающийся в деталях и тонкостях индийского музыкального искусства, считает  рагой  любую индийскую классическую инструментальную, либо вокальную композицию. Однако всё не так просто. Ра́га (санскр. राग, rāga  букв. «окраска»; в переносном смысле «настроение», «эмоция», «страсть» и т.д.) в широком понимании  представляет  собой  музыкально-эстетическую и этическую концепцию, закон построения крупной музыкальной модели в рамках индийской классической музыки. В узком же понимании рага — это развёрнутая музыкальная композиция как составная часть мелодико-композиционной модели, связанная с другой категорией, называемой таал/тала (теорией музыкального ритма).

Хиндустани

Классическая северо-индийская музыка хиндустани, уходящая корнями в глубокую древность, развивалась, впитывая традиции ведического песнопения (Самхита), позднее, музыки древней Персии и элементов народной музыки того или иного региона.
Хиндустани вокально ориентирована. Главными вокальными жанрами музыки хиндустани являются дхрупад (dhrupad), хаял (khyal) и тарана (tarana). Другими жанрами, относящимися к полуклассике хиндустани, являются тхумри (thumri), каввали (qawwali) и газель/гхазал (ghazal).

Классические жанры музыки хиндустани
Дхрупад (Dhrupad) считается наистарейшим   вокальным жанром  музыки хиндустани. Первые упоминания о жанре дхрупад относятся к периоду правления Императора Акбара. Однако существует мнение, что этот жанр возник еще в ведические времена и исполнялся в храмах и дворцах правителей древности. Дхрупад исполняется сольно или несколькими певцами, поющими в унисон в медленном темпе, периодически повторяющимся набором слогов (не слов). Иными словами дхрупад — это свободный поток раги (мелодии), не содержащей никаких слов, – это духовная, трансцендентальная  музыка, направленная не на развлечение слушателей, а на достижение покоя и умиротворения. Традиционно  правом исполнения в этом жанре обладали  только мужчины, сегодня же в  дхрупаде  участвуют и женщины. 

По истечении времени от дхрупада отпочковываются новые подстили, связанные с  многочисленными божествами индуистского пантеона. Одним из них является дхамар (Dhamar/dhammar), где мелодия уже сопровождается песней (словами), обычно посвященной богу Кришне.

Хаял (Khyal/Khayal) — это более свободная, нежели дхрупад, форма классической вокальной северо-индийской музыки, основанная на импровизации. Этот жанр начинает формироваться на базе дхрупад под влиянием персидской музыки в XII-XIII вв.. Раги, исполняемые в жанре хаял, вначале проигрываются в медленном темпе, а затем в финале плавно переходят в быстрый. Хаял, традиционно  исполняют на языке хинди или на урду, иногда на фарси, панджаби, маратхи.

Тарана (Tarana) — это вокальный жанр, исполняемый в быстром темпе, который передает слушателям ощущение радости. Раги в жанре тарана как правило исполняют в конце концертов.

Полуклассические жанры музыки хиндустани
Тхумри (Thumri) — полуклассический жанр музыки хиндустани, возникший в XIX в. в Лакхнау и Варанаси, характеризующийся чувственностью мелодий и романтичностью стихов.

Каввали (Qawwali) — форма набожного суфийского песнопения, исполняемая преимущественно на урду и панджаби. Каввали была привнесена на территорию Индии из Персии в XIII в. Традиционно исполняется группой мужчин-вокалистов под музыкальный аккомпанемент, сопровождаемый хлопками в ладоши. 

Газель/гхазал (Ghazal) — популярная стихотворная форма лирической поэзии, исполняемая на урду под музыкальный аккомпанемент. Тематика газели вращается вокруг любви, мистицизма и религии. Газель сформировалась из персидской касыды (поэтическая форма), пришедшей в Персию из Аравии около Х в. Касыды обычно являли собой хвалебный стих (восхваление) в честь императоров и их знати. С приходом мусульман на территорию Индии в XII в. газель постепенно начинает занимать свою нишу в индийской поэзии. Впервые газель появилась на севере страны, где в то время исполнялась на фарси,  официальном в то время языке. Позже она устойчиво закрепилась на юге, где стала исполняться на урду, широко применяемом в те времена языке в литературе. Музыкальное сопровождение газель получила лишь в XVIII-XIX вв. В то время газель ассоциировалась с царским двором, где исполнялась преимущественно таваиф (куртизанками). С упадком Могольской империи традиция исполнения газель претерпела изменения. В 20-х. годах прошлого столетия, с развитием киноиндустрии газель стала более популярна не только в Индии, но и за границей.

 

Карнатик

Классическая музыка Южной Индии именуется Карнатик (Карнатик Сангит), где также как и в северо-индийской Хиндустани основной акцент делается на вокал. Музыка карнатик имеет богатую историю и является одной из жемчужин мировой классической музыки. Карнатик развивалась на территориях современных штатов Андхра-прадеш, Карнатака, Керала и Тамил-наду, известных своей дравидской культурой, не попавшей под  персидское и арабское влияние. Значительный вклад в развитие музыки карнатик внес южно-индийский композитор Пурандара Даса (1480-1560). Разработавший систему обучения и написавший тысячи песен, в которых осуждались пороки общества и кастовая система, он по праву считается отцом- основателем музыки карнатик.

Импровизация — это суть музыки карнатик. Основными ее жанрами являются варнам (varnam), крити (kriti) и рагам-танам-паллави (ragam tanam pallavi).
Варнам (Varnam) — это форма песнопения, состоящая из коротких произведений. Традиционно этим жанром начинают все концерты в Южной Индии. Обучение сложной системе музыки карнатик начинается именно с варнам, поскольку он весьма легок. Песни, исполняемые в жанре варнам, обычно рассказывают о преданности божеству или о земной любви. 
Крити (Kriti) — один из основных песенных жанров карнатик, в котором исполняется большая часть классической южно-индийской музыки. Крити развился в период XIV-XVI вв., из киртана — песенного жанра, выражавшего религиозные традиции культа бхакти. Характерной особенностью киртана является исполнение песенной строки  солистом запевалой,  с  её последующим повторением остальными участниками.  
Тематика песен крити варьируется от героических и романтических до повествовательных и шутливых. Песни крити исполняются как в медленном, среднем, так и в быстром темпах в основном на языках телугу, тамильском, в  последнее время и санскрите.
Рагам танам паллави (Ragam Tanam Pallavi) — песенный жанр, позволяющий музыкантам импровизировать. Лишь выдающиеся музыканты могут исполнять карнатик в этом жанре.  Южно-индийский  рагам танам паллави  можно считать старшим братом афроамериканского импровизационного джаза.

Народная музыка

Каждый регион Индии обладает своими уникальными формами народной музыки, богатые традиции которой и по сей день живут в сельских регионах страны, а также во многих крупных городах. Индийская народная музыка полна очарования. Ее привлекательность заключается в простоте стиля и лирики. Фольклорная музыка принципиально отличается от классической, поскольку последняя требует, призывает полностью посвятить свою жизнь обучению и самосовершенствованию.  Народная фольклорная индийская  музыка не поглощает полностью жизнь и не требует самоотдачи. Люди рождаются, воспитываются и живут среди огромного разнообразия народных музыки и песен, которые часто сопровождаются красочными танцами. Вся жизнь индийцев пропитана народной музыкой, которая слышна как на свадьбах, днях рождения, так и повседневно. Традиционная фольклорная музыка Индии исполняется на различных инструментах, большинство из которых изготавливают из легкодоступных материалов, таких как бамбук, скорлупа коксового ореха или глиняные горшки.

Киномузыка

Одной из самых популярных музыкальных форм в Индии является музыка, написанная к кинофильмам. Индийская киноиндустрия выпускает тысячи фильмов в год, успех к которым приходит в большинстве случаев благодаря музыкальному оформлению. Саундтреки к кинофильмам, записанные на компакт-диски, раскупаются задолго до проката самого фильма. В последнее время музыка, написанная к индийским фильмам, являет собой синтез классики и западных традиций. Современные композиторы, желая удивить и удовлетворить всех любителей индийской киномузыки, постоянно эксперементируют, поддаваясь новым веяниям. Но все же особый индийский колорит всегда остается на первом месте.  

 

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.