Искусство Индии > Резьба по камню

 
Резьба по камню

Резьба — один из древнейших видов художественной обработки.  История этого ремесла просматривается на протяжении всего существования человечества. В Индии этот древнейший вид прикладного искусства имеет тысячелетнюю историю и свои собственные уникальные традиции.  Во множестве  видов и направлений  индийского прикладного искусства резьба по камню выделяется  особой сложностью и утончённым изяществом.

Индия одно из немногих мест мира, где на протяжении всей истории резьба по камню была традиционным ремеслом.  Веками  оттачиваемое местными  зодчими мастерство достигло здесь своего  совершенства и непревзойдённости. Огромную известность этому виду искусства принесли выразительность форм архитектуры и скульптур, исполненных в различных стилях. Несмотря на широкое использование металла и других материалов, камень по-прежнему популярен.
Разнообразие камня в природе, включающее многообразность цвета, фактуры и плотности, предоставляет мастерам-резчикам множество вариантов исполнения своих произведений. Мягкий материал, такой как пемза, известняк, туф, а также мыльный камень (талькхлорит) позволяют с легкостью придавать материалу любую форму. Метаморфические породы, такие как базальт и гранит требуют особых усилий, связанных с доставкой материала наличием абразивов и особо прочных инструментов, созданных из сплава вольфрама. Обычные железные инструменты используются для резьбы по мрамору, а также известняку. Наряду с этим, в Индии не менее знаменито искусство резьбы на драгоценных камнях — глиптика.

Исторические факты говорят, что резьба по камню, как вид искусства стала интенсивно развиваться в период правления династии Маурьев (322 – 185 гг. до н.э.). Магадха (территория современного Бихара), являясь средоточием Империи Маурьев, стала центром развития резьбы по камню, о чём свидетельствуют многочисленные архитектурные памятники.
Эпоха Маурьев  знаменита своими достижениями в области искусства, культуры, архитектуры и литературы, особенно со времен правления императора Ашоки. Одним из особых памятников архитектурного искусства того периода является ступа — куполообразное сооружение, построенное из кирпича и камня, в стенах которого хранятся священные реликвии. Доказательством архитектурного величия того времени является Великая Ступа в Санчи (Мадхья Прадеш), возведённая Ашокой. Ее высота составляет 16 м. Она окружена резной стеной с четырьмя входами, увенчанными арками, называемыми торана. Каждая из торан украшена прекрасной резьбой, изображающей эпизоды из жизни Будды.

ступа в Санчи
ступа в Санчи

Другим примером служит Дхамекх Ступа в Сарнатхе (Уттар-Прадеш), также воздвигнутая императором Ашокой.

ступа в Сарнатхе
ступа в Сарнатхе

Еще одним памятником архитектурного искусства периода империи Маурьев является пиллар — монолитная гладкая колонна 15м высотой, которую венчает лотосовая капитель и восседающие на ней животные, в частности львы, что характерно для архитектуры того периода.  Множество колонн Ашоки с высеченными кодексами Дхармы (Дхамма/Дхарма)  императора разбросаны по всей стране. Но все же, самой известной  из них является колонна из Сарнатха, которую некогда украшала львиная капитель, хранящаяся теперь в музее Сарнатха. Сегодня эта львиная капитель является эмблемой Индии.

колонна Ашоки
колонна Ашоки (Вайшали, Бихар)

львиная капитель
львиная капитель (музей в Сарнатхе)

капитель колонны Ашоки из Рампурвы
капитель колонны Ашоки из Рампурвы

Наряду со ступой и пилларами период  Маурьев  знаменит  восхитительными,  поражающими  совершенством форм скульптурами, вырезанными в песчанике. Особым примером может служить  скульптура якшини из Дидарганджа — прекрасной  полубогини с пышными формами, держащей в руке опахало (чунарский песчаник, музей в Патне, Бихар) и якши из Паркхама (музей в Матхуре). Кроме этих произведений искусства маурийская эпоха знаменита пещерными постройками, дворцами и зданиями.


якшини


якша

В период правления южноиндийской династии Сатаваханов (Андхра) (конец III в. до н.э.  -  III в. н.э.) зародилась скульптурная школа Амаравати, названная так в честь города, где она была основана.  Эта школа известна повествовательными барельефами и массовыми сценами из жизни людей и богов.  Данный  стиль  являет собой синтез северного и южного скульптурного искусства. Фигуры людей полны динамизма и жизни. Прекрасными образцами  стиля  Амаравати являются сохранившиеся  на территории штата Андхра-Прадеш памятники, в частности останки ступ в Амаравати и Джаггаяпете, фрагменты которых представлены в Мадрасском музее (Музей правительства в Ченнаи, Мадрас, Тамил-Наду),   а так же резные плиты и статуи Будды в Нагарджунаконде (Андхра-Прадеш).

Амаравати ступа
фрагмент ступы из Амаравати

В период правления Кушанского царства (I-III вв. н.э.)  получили развитие два основных стиля искусства резьбы по камню: северный — Гандхарский и южный — Матхурский. Скульптуры, принадлежащие к гандхарской  школе демонстрируют большое влияние эллинистического искусства,  обусловленного постоянными дипломатическими связями этого региона с Грецией, а  позднее и  с Римом,  начавшимися во времена вторжения  войск Александра Македонского в северо-западную часть древней Индии, отождествляемой с  Гандхарой. Люди, изображаемые в скульптурах, были облачены в одеяния подобные римской тоге, имели волнистые волосы и прямые римские носы. Скульптуры обычно создавались из темно-серого филлита, сланцев, гипса или терракоты. Буддистская тематика являлась одной из основных, изображаемых гандхарской скульптурной школой. Фигуры Бодхисаттвы с вьющимися волосами и усами — яркий пример слияния двух культур.


гандхарская резьба (музей в Пешаваре)


голова Бодхисаттвы (Гандхара)


голова Бодхисаттвы (Гандхара)


Бодхисаттва (Гандхара)


Бодхисаттва (Гандхара)

В то время, как гандхарская школа искусства резьбы по камню развиваясь, стремительно продвигалась на юг Индийского субконтинента, матхурская школа укрепляла свои позиции на севере страны. Пик развития матхурского искусства совпал с правлением императора Канишки (кушанского царя) и его приемников. Скульптуры матхурской школы развивались под влиянием коренных индийских традиций, подчеркивающих пышные телесные формы, сладострастные (чувственные) движения и минимизирующих одежду. В данном регионе была распространена как индуистская, буддистская, так и джайнская тематика. Скульптуры вырезались из красного песчаника. Матхурская скульптура, отражая местный колорит, передавала особое представление о женской красоте: округлые формы, широкие бедра и тонкая изящная талия.


матхурская школа резьбы по камню


матхурская школа

Позже, в период правления Империи Гуптов (IV – VI вв.), возникает новое направление в  индийской скульптуре, заложившее основу для современной индийской классической  школы резьбы по камню.
Скульптуры периода правления Империи Гуптов значительно отличаются от ранней маурийской эпохи. Стиль резьбы более мягок и витиеват. Безмятежность и простота стиля создают впечатление, что целью ремесленников стало обретение гармонии между искусством и философской мыслью.


Богиня Манаса


Кришна и демон Кеши

Человек становится центральной фигурой, стержнем скульптурного ремесла в период  Гуптов. Мягкие и гибкие формы скульптур передают легкость и плавность будто бы застывших в движении людей. Кажется, что фигуры излучают некую внутреннюю энергию и чувственность. Однако чувственность сдерживается сознанием морального долга того периода, что почти исключает нагие образы из скульптуры периода империи Гуптов. На формирование стиля этой эпохи повлияли школы Гандхара и Матхура.  Влияние этих двух школ растворилось в  искусстве эпохи Гуптов, полностью преобразовавшись в новый индийский стиль, ставший классикой индийской резьбы по камню, которой придерживались будущие поколения ремесленников.
Традиционными в этот период становятся пещерные храмы, изобилие скульптуры, резьба и роспись стен, которые свидетельствуют о богатстве и роскоши, присущей культуре эпохи империи Гуптов.
Великолепным примером того периода является прекрасная резная скульптура Будды из красного песчаника, найденная близ Матхуры  (штат Уттар-Прадеш) и датируемая V в. н.э.


Будда (гуптский период)

Другим образцом каменного искусства эпохи империи Гупта являются храм Дашаватара (храм Вишну) в Деогархе (штат Бихар -Джаркханд),  пещерные храмы в Удаягири и Аджанте. Легендарными шедеврами гуптского периода являются вошедшие в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО храмы в Канчипурам (Тамил Наду) и пещерные храмы острова Элефанта близ Мумбаи (Махараштра),  посвященные Шиве.


храм Дашаватара


храм Дашаватара


резьба в пещерном храме (Удаягири)


храм в Канчипурам


пещерный храм острова Элефанта


Тримурти (остров Элефанта)

В разных регионах обширной империи Пала (VIII и XII вв.), охватывающей современные территории Бенгалии и Бихара, одновременно процветали несколько центров скульптурного искусства. Скульптуры, найденные в Наланде, Куркихаре, Бодхгае и Магадхе (территории Бихара),  принадлежат к одному и тому же стилю резьбы, что и скульптуры ранней эпохи династии Пала, найденные при раскопках в Бенгалии. Стиль Пала развился из стиля каменного искусства периода поздних Гуптов. Однако на более позднем этапе он отдалился от своих корней  и образовал собственный стиль, являющийся миксом индийской классики и коренного стиля. Уже к Х в. местные каменорезчики строго следовали установленным канонам. К этому времени формы скульптуры стали немного вытягиваться, лица становились острее, большое внимание уделялось растительным орнаментам. Отличительной чертой смешанного стиля Пала является сочетание духовного и мирского, подпитанного чувственностью, выраженной в динамичности движений. Большинство скульптур были вырезаны из раджмахальского черного базальтового камня, характеризующегося особой выносливостью в природных условиях. Основной характеристикой большинства скульптур является гибкость их форм. Женские образы в скульптуре периода Пала знамениты полными чувственными губами и округлыми формами, мужские  —  контрастом узкой талии и широких мускулистых плеч,  подчеркивающих мужественность.


резьба эпохи Палла


резьба эпохи Палла

На юге полуострова развивалось дравидское искусство под покровительством государств Паллава, Чола, Чалукья, Раштракута и др. Сегодня множество архитектурных памятников этих государств сосредоточены в современных штатах Тамил Наду, Андхра Прадеш, Карнатака и Керала. Относящиеся к началу VI в. н.э. дравидские архитектурные  сооружения состоят из строений пирамидальной формы, храмов,  украшенных  скульптурами, мандап (открытый колонный зал, обычно расположенный у входа в храм, предназначенный для официальных религиозных церемоний, ритуальных танцев и музыки), колоссальных столбов, и резных миниатюрных башен, гопур (надвратные башни в храмовых комплексах), виман  (резные башни, расположенные над  храмовым святилищем).
Выдающимся примером архитектурного искусства периода правления государства Чола (II в н.э.) является Храм Брихадишвара в Танджавуре.


храм Брихадишвара

Интенсивное развитие скульптурного искусства южной Индии началось при правлении  и под покровительством династии Паллавов (IV-IX вв). Некоторые из самых популярных резных храмов были построены во времена их царствования.  Ярким примером тому могут служить  Прибрежные Храмы (Shore Temples) в  Мамаллапурам (Махабалипурам  —  вторая столица и портовый город династии Паллавов). На сегодняшний день сохранился лишь один из семи храмов, другие были поглощены океаном.


Прибрежный храм (Shore Temples)

В период правления Чалукьев (VI-XII вв) появляется  совершенно новое южноиндийское направление каменной скульптуры. Скульпуру периода Чалукьев можно разделить на скульптуру Бадами Чалукьев (Ранних Чалукьев) и скульптуру Кальяни Чалукьев  (Западных Чалукьев) — связанных династий, правивших в центральных и южных областях Декана. Особенной чертой искусства Бадами Чалукья были резные скальные храмы, где колонные залы и гарбхагриха (святилище)   являются главными архитектурными элементами. Чалукский скульптурный стиль полностью раскрылся в Айхоле (около 450 г. н.э.) — храмовом комплексе (округ Багалкот, Карнатака), который нарекли колыбелью древней южноиндийской храмовой архитектуры. Позже этот стиль был усовершенствован, чему свидетельствуют архитектурные памятники Бадами и Паттадакала (Карнатака). Художники Чалукьев  экспериментировали с различными стилями. Характерной чертой архитектуры Бадами Чалукьев является акцент на длине, а не на высоте постройки. Наглядным примером служит храм Дурги в Айхоле (Карнатака).  Одним из старейших храмов в Айхоле является Равана Пади. Бадами Чалукьи унаследовали свой стиль от  своих соседей на севере и на юге, вобрав элементы различных стилей.


храм Дурги в Айхоле


резьба в храме Дурги (Айхоле)


Айхоле


резьба в Равана Пади в Айхоле

Стиль резьбы по камню периода правления Кальяни Чалукья знаменит изобилием витиеватого орнамента, исполненного на фасадах храмов и внутренней отделке. Ярким примером можно назвать храм Махадевы (Шивы) в Итаги (Карнатака).


скульптура периода Кальяни Чалукья


храм Махадевы в Итаги


резьба в храме Махадевы (Итаги)

Раштракуты (753-982 гг н.э.) воздвигли пещерные храмы Эллоры и храм Джайна Нараяна в Паттадакале.


храм Джайна Нараяна в Паттадакале

Отдельного внимания заслуживают знаменитые своими эротическими скульптурами храмы Каджурахо в Мадхья Прадеше, основанные в период правления династии Чандела (IX-XIII вв.). Характер архитектурного стиля обладает простотой, соперничающей с избыточным многообразием скульптур. Этот  храмовый комплекс считается одним из высших достижений индийской архитектуры.


храм Кандарья Махадев (Каджурахо)

Не менее знаменит храм  Конарк  в Ориссе, посвещённый богу солнца Сурье, построенный в XIII в. царем Нарасимхадэвом I из династии Ганги, а также храмы Бхубанешвара (Орисса), в частности храм Лингарадж Мандир, возведенный  в период с 1090 по 1104 гг. Эти величественные сооружения раскрывают  все очарование архитектурного стиля, развившегося во времена процветания царства  Калинга VII в. до н.э. (территория современных Ориссы и Андхра Прадеша).


храм Сурьи в Конарке


резьба в храме Сурьи


храм Лингарадж Мандир (Бхубанешвар)

Прекрасным примером наивысшего мастерства в данном виде искусства являются также храмы Дилвара в Маунт Абу (Раджастан). Это джайнские храмы, известные экстраординарным архитектурным дизайном и ошеломляющей резьбой по камню, построенные в XI-XII вв.


храм Дилвара в Маунт Абу


внутренняя резьба храма Дилвара


резьба храма Дилвара


резьба храма Дилвара

Нельзя не отметить, что Раджастан — это земля выдающихся мастеров камнерезов, чье ремесло отражается в бесценных произведениях искусства. Нехватка с одной стороны древесины и сравнительное изобилие камня, в особенности мрамора в данном регионе, способствовали развитию камнестроения, а также резьбы по этому материалу. В Раджастане используют различные разновидности  камней: мрамор, гранит, кварцит, сланцы и другие метаморфические породы. Наличие высококачественного камня позволило ремесленникам  создать превосходные сооружения с изящной резьбой. Чтобы лучше понять и ощутить все великолепие архитектурных шедевров Раджастана  стоит посетить Джайсалмер — мечту, воплощенную в камне, — город, поднимающийся из пустыни, а также храмы Бхаратапура, Рамгарха, Аджмера, Удайпура и других значимых городов.


дворцы Джайсалмера


Джайсалмер


Джайсалмер

Джайпур — другой пример величия, чьи бесценные крепости, дворцы и храмы воздают хвалу искусным мастерам Раджастана. Символом Джайпура является Хава-Махал  (Дворец Ветров), составляющий часть дворцового комплекса. Этот венец архитектурного творения украшают 953 вырезанных из камня окна, позволяющих ветру без труда проникать внутрь сооружения, создавая прохладу в знойные летние дни. Такая техника резьбы, часто использовавшаяся в женских покоях дворцов раджей, известна как джали (джаали).


Хавв-Махал


джали

Мастера Раджастана прославились не только интересными архитектурными конструкциями и причудливой резьбой по мрамору. Они были весьма искусны в создании предметов мебели, посуды, ступок для измельчения специй, кругов для раскатывания лепёшек, а также изящных статуй богов и богинь, пользовавшихся огромным спросом не только в Индии, но и далеко за её пределами.
Резьба по камню на территории Уттар Прадеша достигла вершины процветания в период правления Великих моголов. Ярким примером этому является жемчужина индийской  архитектуры — Тадж-Махал, который передает царскую чуткость, щедрость и утонченность во всей полноте. Другим примером могут служить строения в городе Фатехпур-Сикри (Уттар-Прадеш) — столице империи Великих моголов во время правления Акбара Великого.


Тадж-Махал


фрагмент резьбы и инкрустации внутренней стены усыпальницы Тадж-Махал


резное окно в усыпальнице Тадж-Махал

Одной из самых впечатляющих достопримечательностей столицы Индии  Дели (Уттар-Прадеш), является Кутуб Минар (Кутаб Минар) — самый высокий в Индии минарет. Он был возведен несколькими поколениями правителей Делийского султаната. Ежедневно он привлекает сотни  туристов, которые приходят, чтобы взглянуть на этот шедевр восточного зодчества.


Кутаб Минар


Кутаб Минар


Кутаб Минар

Другим объектом, вызывающим интерес  у ценителей архитектурного искусства, является мечеть Джами Масджид (Джама-Масджид) в Чампанере (Гуджарат), возведенная в 1513 г. Чарующая резьба по камню, в частности потолок мечети, поражают великолепием рукотворного творения искусных мастеров.


Джами Масджид (Чампанер)


резьба на потолке Джами Масджид

Немало произведений архитектурного искусства в Индии объявлены объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. Удивляя столь яркими примерами, многообразные шедевры индийской архитектуры и скульптуры раскрывают во всей своей полноте мировоззрение древней культуры.

 

 

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.