Праздники Индии

Индийский календарь — это непрерывная череда различных праздников и фестивалей: государственные праздники, отмечаемые по всей стране, региональные и религиозные. Индийские праздники имеют древнюю историю и являются частью богатой индийской культуры. Большинство из них рассчитываются по лунному календарю и имеют подвижную дату. Год начинается с конца марта (месяц Чаитра).
Индийские праздники хороший пример гостеприимства, привлекающего людей со всех уголков мира. Одни и те же индийские праздники, отражающие бесчисленные легенды, отмечаются в различных регионах под разными названиями. Праздники Индии — это красочный калейдоскоп, именуемый Индия.
Кухня, музыка, театрализованные представления, танцы, традиционная праздничная одежда, пёстрая гамма красок, яркая иллюминация — всё это праздники Индии.

Чаитра (март-апрель)

Чаитра Шуклади — Новый год в Северной Индии, отмечаемый в первый день месяца чаитра. Согласно "Брахма Пуране", в это день творец Брахма создал наш мир.

Гуди Падва — Новый год в штате Махараштра. Празднуется в тот же день, что и Чаитра Шуклади.

Угади (букв. "начало эпохи") — Новый год в штатах Южной Индии, Карнатаке, Тамил-Наду, Андхра-Прадеше. Отмечается в тот же день, что и Чаитра Шуклади.

Васанта Наваратри — весенний праздник, посвященный поклонению и прославлению Божественной Матери. Он начинается на амавасью (новолуние) в начале месяца Чаитра. Первые три дня почитают Богиню Дургу в Ее гневных формах. Ее просят об уничтожении внутренних демонов, о разрушении несовершенства и невежества. Следующие три дня почитают Лакшми, дарующую удачу и благополучие. Последние три дня посвящены Богине Сарасвати. Именно она дарует знание и мудрость.Рама Навами

Рама Навами — день явления Рамы, героя древнеиндийского эпоса "Рамаяна", которому поклоняются как седьмой аватаре Вишну. Праздник отмечается на 9-ый день растущей луны месяца Чаитра и знаменует собой окончание девяти дней Васанта Наваратри. Торжества проходят по всей Индии, в том числе в Айодхье — городе, где родился Господь Рама. Богослужение начинается с утра пением Ведических мантр и предложением цветов и фруктов Божеству. В некоторых штатах Индии, особенно в Бихаре и Уттар-Прадеше, на общественных собраниях проводятся Сатсанги (чтение священных писаний, в частности "Рамаяны"— сказаний, прославляющих Господа Рамачандру). Люди всех каст и вероисповеданий участвуют в этих встречах. Верующие постятся целый день, прерывая пост только в полночь фруктами. Рама Навами достигает своей кульминации в полночь под звук колокольчиков и раковин.

Хануман Джаянти — день явления Ханумана, бога-обезьяны, великого преданного Рамы. Праздник отмечается в полнолуние (пурнима) месяца Чаитра.

Вайшак, Вайсакха (апрель-май)

Вайшак (Байсакхи, Байшакхи) — день, знаменующий собой начало нового солнечного года. Он приходится на 13-е апреля. Один из немногих праздников индийского календаря, имеющий статичную дату. Вайшак — это также древний праздник сбора урожая в Северной Индии, особенно в районе Пенджаба. Буддха Пурнима

Буддха Джаянти (Буддха Пурнима, Весак) отмечается в день полнолуния месяца Вайшак. Буддха Пурнима имеет важное значение для буддистов т. к. в этот день празднуется сразу три события: явление Будды, просветление Будды и его уход (смерть). Особо торжественно праздник отмечается в Лумбини (совр. Непал) — месте его рождения и в Бодхгае — месте, где принц Гаутама достиг просветления, сидя под священным деревом Ашватта (дерево Бодхи), и стал известен как Господь Будда.

Джешта (май-июнь)

Ганга Дашахара (Ганга Пуджа, Ганга Душера) — праздник, посвященный поклонению священной реке Ганга ПуджаГанге. Это день явления матери Ганги, день, когда священная река сошла с небес на Землю. Существует древнее предание, повествующее о том, как Ганга сошла с небес.
Когда-то великий царь Бхагиратхи пришел к горе Химаван, чтобы предаться там суровому подвижничеству. Движимый желанием спасти своих предков, не достигших небес, он провёл в покаянии тысячу лет. А по прошествии тысячи небесных лет, приняв телесный облик, явилась ему сама великая река, Богиня Ганга. Она спросила у царя, что он хочет. И царь ответил, что его предкам не будет дано места на небе до тех пор, пока она не омоет их тела своими водами. Услышав эти слова царя, Ганга, чтимая всем миром, сказала Бхагиратхе, что исполнит его желание. Но только напор её, когда станет падать с небес, трудно будет сдержать. Лишь Господь Шива сможет сдержать её воды. Услышав эти слова, царь Бхагиритхи отправился к горе Кайлас и принялся ублаготворять Шиву. Довольный подвижничеством царя, Бхагаван обещал сдержать Гангу при её падении с небес. Так Ганга, дочь Химавана, снизошла в это мир.
Ганга Дашахара начинается с Амавасьи (новолуния) месяца Джешта и длится 10 дней. Поклонение сопровождается пением мантр и подношением огненных светильников. По вечерам тысячи листьев-лодочек с зажженными огоньками, цветами и сладостями предлагаются Ганге под звуки колокольчиков. Тысячи верующих собираются в Ришикеше, Харидваре, Варанаси, Праяге, чтобы принять омовение и предложить свои молитвы матери Ганге.

Ват-Савитри Пурнима (Свитри Пурнима, Ват- Савитри Врат, Ват- Савитри Пуджа) — очень популярный фестиваль в Индии, который отмечается по всей стране и особенно в штатах Махараштра, Бихар, Уттар-прадеш и Орисса. Ват-Савитри ПуджаОн празднуется женщинами в полнолуние месяца Джешта. В этот день женщины молятся о благополучии и долгой жизни своих мужей. Значение Ват-Савитри Пурнимы связано с историей из "Махабхараты" о Савитри и Сатьяване, в которой рассказывается как наделенная всеми добродетелями и преданная своему мужу Савитри, вернула своего умершего мужа из обители Ямы (Бога смерти). И сейчас сила Савитри и ее преданность остаются примером для индийских женщин. Накануне Ват-Савитри Пурнимы женщины постятся, а утром, совершив омовение и надев новую одежду, они приходят к священному дереву баньян. Полив дерево и совершив пуджу — подношение цветов и фруктов, они посыпают священный баньян красным порошком кумкума. Женщины обвязывают ствол дерева красной хлопковой нитью и, обходя его семь раз, совершают парикраму.

Ашадха (июнь-июль)

Ратха-ятра, или Праздник колесниц проходит ежегодно в Пури (штат Орисса). Он связанРатха-ятра с Господом Джаганнатхой (одной из форм Кришны). Фестивальпроводится на второй деньмесяца Ашадха, и символизирует путешествие Кришны из Гокула в Матхуру. Джаганнатх (Кришна), его брат Балабхадра (Баларама) и сестра Субхадра восседают на своих огромных колесницах (ратхах). Главная колесница Джаганнатхи сооружается в четырнадцать метров высотой. Она стоит на шестнадцати колёсах. Четыре тысячи мужчин, служителей храма, тянут колесницы за толстые канаты, прилагая огромные усилия. Толпы паломников приходят на этот праздник. Божества на колесницах везут в Гундича Мандир, где они остаются на целую неделю до их возвращения в Храм Джаганнатхи.

Гуру Пурнима — день почитания духовного учителя, отмечается в день полнолуния (пурнима) месяца Ашадха. Также является днем рождения Вьясы — легендарного мудреца,считающегося составителем (редактором) Вед, Пуран и знаменитого эпоса "Махабхарата".

Шравана (июль-август)Наг Панчами

Наг Панчами — праздник поклонения змеям. Его празднуют на пятый день светлой половины лунного месяца Шравана. В этот день люди предлагают молоко и серебряные украшения кобрам, чтобы защитить себя от всех бед. Разноцветные изображения змей вешают над входом в дом, и это делают не только в знак уважения к змеям, но и для сохранения благополучия домашнего очага.

Махалакшми-врата — поклонение, совершаемое замужними женщинами ради обретения благословений Махалакшми — Богини благополучия и богатства. Этот праздник Калашпроводится в пятницу перед полнолунием месяца Шравана. В этот день женщины убирают свои дома и украшают дворики красочными рисунками ранголи. Затем, надев красивые одежды и украшения, приступают к совершению враты.
Калаш (калаша) — украшенный свастикой ритуальный горшочек, сделанный из золота, серебра, бронзы или меди, у простонародья из глины, иногда обёрнутый пёстрой тканью, наполняют рисом и водой. Сверху кладут листья манго и бетеля. На листья ставят, смазанный куркумой и убранный тканью кокос.
Пуджа начинается с поклонения Господу Ганеше — слоноголовому Богу удачи и мудрости. Позже, Богиня Махалакшми призывается в калаш. Ей предлагают девять разновидностей изысканных блюд, включая сладости и острую пищу. Женщины поют гимны в честь богини Махалакшми и возносят ей свои молитвы.

Ракша-бандхан (Ракхи Пурнима) — сердечный, радостный праздник, отмечаемый в Северной Индии. ДеньРакхи празднования уз любви между братом и сестрой приходится на полнолуние месяца Шравана. Главный ритуал праздника состоит в завязывании сестрой освященного шнура «ракхи» на запястье брата. Этим сестра желает благополучия и процветания своему брату. Старший брат в свою очередь предлагает подарок для своей сестры и клянется защищать ее от всех бед и помогать во всем. По обычаю, брат и сестра кормят в этот день друг друга сладостями.
В западной Индии, а именно в Махараштре и Гуджарате, этот день празднуется как Нариял Пурнима. Жители этих штатов, бросая в море кокосы, совершают подношение Богу вод Варуне.
В южной и центральной Индии, включая штаты Керала, Андхра-Прадеш, Тамил Наду, Махараштра и Орисса, брахманы совершают обряд упакарман — замена старого священного шнура на новый.

Кришна Джанмаштами — день явления Кришны — аватары Господа Вишну, который отмечается на восьмой день (аштами) уходящей луны в месяц Шравана. Джанмаштами с особой пышностью празднуется в тех местах, где почитают Кришну, особенно в Матхуре и Вриндаване.

Бхадрапад (август-сентябрь)Ганеша-чатурхи

Ганеш Чатуртхи — праздник в честь явления слоноголового Бога удачи и мудрости Ганеши, сына Шивы и Парвати. Празднования начинаются на четвертый день пребывающей луны месяца Бхадрапад и длятся 10 дней. Ганеш Чатуртхи отмечается по всей Индии, но особенно пышно он проходит в штатах Махараштра, Гуджарат, Карнатака и Андхра-Прадеш. Господу Ганеше подносят фрукты, молоко, цветы, кокосовые орехи и сладости. В Махараштре и Тамил Наду к этому дню из глины делают множество изображений Ганеши, которые украшают цветочными гирляндами, порошком кумкума и сандаловой пастой. После 10 дней поклонения Божество погружают в океан.

Онам — крупнейший праздник урожая риса, отмечаемый в южно-индийском штате Керала. Празднование Онам начинается в день Атхам и длится 10 дней. Женщины украшают двор перед домом ковром из цветов, называемым пуккалам. Последний день праздника — Тхирувонам является наиболее важным, т.к. он символизирует возврвщение в Кералу могущественного царя асуров Бали (Махабали), внука Прахлады и правнука Хираньякашипу, в период правления которого, согласно Пуранам, эта местность достигла наивысшего процветания.

Ашвин, Ашваюджа (сентябрь-октябрь)

Питр Пакша (Питри Пакша, Питру Пакша, Сола Шраддха, Канагат, Джития, Махалая-Пакша и Апара-Пакша).
Питри Пакша букв. «полмесяца, посвящённых предкам» — это период проведения регулярных церемоний, называемых шрадха, продолжительностью в 16 лунных дней, во время которого воздаются почести усопшим предкам — питарам, питам.
В этот период предкам (питары, питы) подносится пища, проводится ритуал священного возлияния воды, называемый тарпан, а также совершается агнихотра, или хома — жертвоприношение огню. Пища, которую подносят предкам, должна включать кхир (сладкая молочная рисовая каша), лапси (сваренная на воде сладкая каша из зёрен пшеницы (коливо или кутья)), вареный рис, дал и жёлтую тыкву. Неотъемлемой частью шрадхи является церемония пинда даан или пинд дан — букв. "подношение пинды". Пинда представляет собою скатанную в шарики смесь из отварного риса, ячменной муки, гхи и черного кунжута. В эти дни соблюдают строгое воздержание от приёма животной пищи, чеснока и лука, половых отношений, алкоголя, сигарет, одурманивающих средств. Благоприятным действием считается раздача поднесённой пищи.
В Северной Индии, а также Непале этот период выпадает на светлую половину месяца ашвин (сентябрь-октябрь) и начинается с амавасьи (новолуния).
В Южной и Западной Индии этот период выпадает на тёмную половину месяца бхадрапад (август-сентябрь), начинаясь с полнолуния (пурнимы) и завершаясь в день новолуния, известного как Сарвапитри Амавасья, Махалая Амавасья или просто Махалая.

Маха Наваратри (Навратри, Шарад Наваратри) — один из самых больших и красочных праздников в Индии, самый важный из всех пяти Наваратри: 1) Васанта Наваратри, отмечаемый в месяце чаитра; 2) Гупта Наваратри — месяц ашадха; 3) Маха Наваратри — месяц ашвин; 4) Паушья Наваратри — месяц пауш; 5) Магха Наваратри — месяц магх.
Слово "наваратри" в переводе с санскрита буквально означает "девять ночей".
Праздник начинается на амавасью (новолуние). На протяжении 9 дней и ночей светлой половины месяца ашвин почитается Богиня-Мать в её различных проявлениях. Праздник включает в себя поклонение богине Дурге, Лакшми и Сарасвати, каждую из которых почитают в течение трех дней. Наваратри завершается Душэхрой, отмечаемой на десятый день фестиваля. В различных частях Индии поклонение трём аспектам Богини-Матери может проводиться в разное время. Маха Наваратри включает в себя Маха Саптами, Маха Аштами, Кумари Пуджу и Сандхи Пуджу.

Сарасвати Пуджа является важной частью фестиваля Наваратри. Проводится она в последние три дня Маха Наваратри. В начале праздника совершается ритуал Сарасвати Авахан, букв. "призыв богини Сарасвати". Затем Сарасвати Прадхан Пуджа, во время которой богине Сарасвати — покровительнице искусств и знаний преподносят фрукты, рис, пальмовый сахар и сладости. На алтарь кладут красиво обёрнутые книги. В этот день дошкольников впервые знакомят с буквами алфавита.

Душэхра (Дассера, Дасара, Виджая Дашами, Дурга-пуджа) — десятый день Наваратри является кульминационный моментом поклонения богиня ДургаДеви,которая персонифицируется как Шакти, Дурга, Кали, Парвати, Лакшми и Сарасвати.
В различных регионах Индии этот праздник отмечается по-разному. Тем не менее, все празднуют победу добра над злом.
В Северной Индии (особенно в Уттар-Прадеше) отмечают Душэхру как победу Бога Рамы, царевича Айодхьи, над демоном Раваной. В эти дни устраиваются театрализованные представления, читается "Рамаяна". А в конце праздника сжигают огромное изображение десятиголового демона Раваны, что символизирует победу добра над злом. В Бенгалии, фестиваль проводится как поклонение богине Дурге.

Шарад Пурнима — это праздник урожая, отмечаемый в день полнолуния месяца Ашвин. Сезон дождей закончен, и яркость полной луны приносит особую радость. Это традиционное празднование также называется Каумуди, что означает "лунный свет". Повсюду совершают церемонию поклонения (пуджу) богине Лакшми. Существует поверье, что в эту ночь Лакшми ходит от дома к дому, одаривая благословениями бодрствующих. Поэтому люди всю ночь сидят при лунном свете, прославляя песнопениями Богиню.

Картик (октябрь-ноябрь)

Дивали, или Дипавали (букв. "ряд огней") — праздник огней, символизирующий победу добра над злом, света над тьмой. Приходится на новолуние месяца Картик и Дивалипразднуется в течении пяти дней. По легенде, начало празднования Дивали связано с возвращением на родину царевича Рамы после 14-летнего изгнания в лесу, и его победой над демоном Раваной. Жители Айодхьи (столицы его царства) приветствовали Раму огнем лампадок.
Улицы, как крупных городов, так и поселков во время Дивали с наступлением темноты освещаются тысячами огней: перед домами и в храмах зажигают множество масляных лампадок; ярко горят фонари на террасах, крышах, балконах и деревьях; на воду спускают глиняные чашечки с зажженными огоньками; кругом многочисленные фейерверки и бенгальские огни.
Дивали знаменует собой окончание сезона сбора урожая, поэтому посвящается также Богине богатства и благополучия Лакшми, супруге Бога Вишну. Дома тщательно убирают, зажигают огни, обращаются к Богине с молитвой и подносят ей молоко.
На Востоке Индии (особенно в Бенгалии) Дивали посвящен поклонению черной Богине Кали.

Бхай Дудж (Бхай Бидж) — праздник братьев и сестёр, имеющий большое сходство с Ракша-бандхан. Он выпадает на второй день прибывающей луны месяца Картик. В этот день сестры ставят на лоб своим старшим братьям священную тику (красную точку из порошка кумкума), молятся за их долгую жизнь и предлагают им их любимые блюда. Братья благословляют своих сестер и обещают защищать их от всех трудностей. В знак любви и признательности братья и сестры обмениваются подарками. Чхатх

Чхатх — древний индийский праздник, посвященный Сурье, Богу Солнца. Чхатх, отмечаемый в шестой лунный день месяца Картик, особо популярен в Бихаре, Мадхья-Прадеше и Уттар-Прадеше. Сурья-пуджа начинается до восхода Солнца. Верующие, совершив ритуальное омовение в священных реках, приветствуют Солнце пением мантр и гимнов, молитвенно сложа руки. Индусы предлагают Сурье подношение, включающее сандал, киноварь, рис и фрукты. Чхатх длится четыре дня.

Картик Пурнима (Трипури, Трипурари Пурнима) — праздник, отмечаемый в день полнолуния месяца Картик. Считается, что именно в этот день Шива (Трипурантака) одержал победу над демоном Трипурасурой. Трипурари — одно из имён бога Шивы, означающее "тот, кто сокрушил демона Трипурасура". Согласно легенде, Трипурасура завоевал весь мир и победил богов. Тогда боги обратились к Шиве с просьбой о помощи. Шива в битве одолел демона, отрубив ему голову своим трезубцем.
В Картик Пурниму также отмечают и день явления Матсьи — воплощение бога Вишну в образе рыбы.
Этот день благоприятен для проведения шраддхи — обряда поминовения усопших предков. Считается благоприятным принятие омовения в священных реках и озерах, воды которых в этот день обладают особой очистительной силой.

Карва Чаутх — традиционный индуистский праздник замужних женщин, отмечаемый на четвертый день после полнолуния месяца Картик. В этот день женщины постятся и молятся в храмах о благополучии и долгой жизни своих мужей. Вечером они надевают свадебные одежды и украшения и прекращают пост с восходом луны.

Аграхаяна, Маргаширша (ноябрь-декабрь)

Гита Джаянти празднуется в одиннадцатый день светлой половины месяца Маргаширша. Именно в этот день была поведана Бхагавад Гита ("песнь Бога") — великое откровение, представляющее собой диалог между Господом Кришной и Арджуной, который произошел перед началом великого сражения на Курукшетре, описанного в "Махабхарате", в одном из самых древних священных писаний Индии. Множество верующих приходят на Курукшетру и читают "Бхагавад Гиту". Во всех индуистских храмах, посвященных Господу Вишну и Господу Кришне проводятся праздничные пуджи.

Пауш,Пушья (декабрь-январь)

Макар Санкранти — день, когда солнце входит в знак Козерога (Макара) и начинает свой путь на север, знаменуя собой начало постепенного увеличения продолжительности дня. Праздник выпадает на 14 января. Во время этого фестиваля принято принимать омовение в Ганге или других священных реках, и предлагать воду Богу Солнца — Сурье.

Понгал, праздник первого урожая риса, как правило, проводится 12 - 15 января (по Понгалгригорианскому календарю). Он выпадает в период после зимнего солнцестояния и знаменует вступление солнца в благоприятную фазу. Согласно мифологии, в этот день боги приходят на землю после шести месяцев длинной ночи. «Понгал» означает «перекипающий», т.е. перекипающий сладкий рис, который готовится в честь праздника. Фестиваль отмечается в штатах Андхра-Прадеш, Карнатака и Тамил Наду. Понгал продолжается три дня. Первый день, называемый Бхоги Понгал, люди проводят дома. В этот день выбрасываются или сжигаются все старые вещи. Второй день — Сурья Понгал посвящен Богу Солнца Сурье. В этот день принято совершать подношение риса Солнцу и другим почетаемым божествам. Рис варят в молоке, добавляя пальмовый сахар, орехи кешью и изюм. Для приготовления используют новые горшки. Женщины украшают внутренние дворики своих домов красивыми узорами из рисовой муки. Третий день — Матту Понгал — день поклонения коровам.

Панча Ганапати — это пятидневный индуистский фестиваль в честь Бога Ганеши (Ганапати), празднуемый с 21 по 25 декабря. Во время всех 5 дней в семьях соблюдаются определённые ритуалы. В украшенной по случаю праздника гостиной устанавливают большое изображение (изваяние) Бога Ганеши. Каждое утро дети облачают Ганешу в одеяния разных цветов, символизирующих проявления его шакти (энергии): первый день — в золотые, второй — в синие, третий — в красные, четвёртый — в изумрудные и пятый день — в оранжевые. Божеству предлагают всевозможные сладости (в приготовлении которых участвуют дети), фрукты и благовония. Отовсюду доносятся песнопения и бхаджаны, прославляющие деяния Ганапати. После пуджи раздаётся прасад (пища, поднесённая Божеству). Каждый день детям дарят подарки, которые откроют только на пятый день праздника.

Лори знаменует собой окончание зимы и приходится на последний день месяца Пушья. Этот праздник популярен в Северной Индии, особенно в Пенджабе. Приход Лори отмечается в семейном кругу. Вечером разжигают большие костры, вокруг которых совершается парикрама — обход по часовой стрелке, а также подношение огню (Богу Агни) зёрен риса и кунжута. После чего раздается прасад (пища, предложенная Богу) и подарки.
В этот праздник можно увидеть традиционный пенджабский танец Бхангра, в котором принимают участие только мужчины.

Магх (январь-февраль)Сарасвати Пуджа

Васант Панчами (Басант Панчами, Шри Панчами, Сарасвати Пуджа) — праздник в честь Богини Сарасвати. Он приходится на пятый день прибывающей луны месяца Магх. Сарасвати — покровительница знаний, мудрости, искусства и музыки. В храмах, посвященных Богине, в этот день совершается праздничное подношение. Желтому цвету придается особое значение в Васант Панчами. Богиню Сарасвати одевают в желтые одежды и возносят ей молитвы. Люди в этот праздник также предпочитают носить желтую одежду. Друзей и родственников угощают желтыми сладостями.
Васант Панчами — это благоприятное время для начала обучения детей. Традиционно в этот день детей начинают учить писать свои первые слова, а в школах и университетах организовывают праздничное поклонение Богине Сарасвати.Шиваратри

Маха Шиваратри или «Великая ночь Бога Шивы» — праздник, отмечаемый ежегодно в ночь с 13 на 14 день убывающей луны месяца Магх. Люди проводят всю ночь в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве. Считается, что искреннее соблюдение ритуалов Шиваратри Пуджи всю ночь освобождает человека от всех грехов и освобождает от цикла рождений и смерти.
Незамужние женщины в эту ночь бодрствуют, постятся и молят Шиву о хорошем замужестве и семейном благополучии.

Пхалгуна (февраль-март)Холи

Холи — праздник весны — один из наиболее красочных праздников Индии. Празднование начинается за день до полнолуния месяца Пхалгуны и длится 2 дня. В первый день фестиваля (Холика Дахан), ближе к ночи, разводится костёр, символизирующий сожжение Холики (сестра демона Хираньякашипу). В день полнолуния, известный также как Дхуленди (Дхуланди), люди обсыпают друг друга цветным порошком и поливают водой.

 

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Анджана Абани

Rambler's Top100