Учения великих учителей Индии > Бхагавадгита

Бхагавадгита

Автор: приписывается Вьясе (время жизни неизвестно).

Время создания: между V в. до н.э. и I в. н.э.

Жанр: религиозный эпос, метафизика, этика.

Главные идеи:

  • Подлинное "я" человека — атман, находящийся вне пространства и времени.
  • Высшая цель человека — мокша, освобождение от перерождений в мире пространства и времени повседневного существования
  • Бог — творец и опора Вселенной.
  • Один путь к освобождению заключается в исполнении своих обязанностей, свободном от привязанности к плодам своих действий. Другой путь к освобождению состоит в любовном поклонении Богу. Искреннее поклонение любому божеству приведёт человека к Богу.

Бхагавадгита (Bhagavad-gita), то есть Божественная Песнь — одна из величайших религиозных книг в мире. Она представляет собой, быть может, самую древнюю из известных нам попыток человека выработать целостный взгляд на существование. Важнейшее наставление Бхагавадгиты заключается в том, что человек может достичь своего высшего блага через действие, мотивированное не желанием получить некую личную выгоду, а стремлением исполнять свой долг (дхарма, dharma) ради него самого.

Бхагавадгита была создана, как можно предположить, между V в. до н.э. и I в. н.э. Она является частью великого индийского эпоса — Махабхараты (Mahabharata). Гита содержит 700 двустиший, составляющих восемнадцать глав. (Число глав в Бхагавадгите точно соответствует числу книг Махабхараты). Бхагавадгита представляет собой диалог между Кришной, воплощением Бога, и воином Арджуной. В этом диалоге излагается перспектива совершенной духовной жизни. Согласно индийской традиции, Бхагавадгита заключает в себе саму суть священнийший писаний индуизма — Вед. В знаменитом шестом стихе из вишнуитского введения к поэме, озаглавленного Гита-дхьяна (Gita-dhyana), то есть Созерцание Гиты, или Гита-махатмья (Gita-mahatmya), сказано следующее: "Все упанишады — коровы; [Кришна] — доящий их мальчик-пастух; сын Притхи (то есть Арджуна) — телёнок; молоко — великая амбросия Гиты; пьют его мудрецы".

Бхагавадгита оказывала огромное влияние на протяжении многих веков. Почти все классические индийские философы — прежде всего Шанкара и Рамануджа — составляли комментарии к Гите. Писали их и современные индийские мыслители: Сарвепалли Радхакришнан, Ганди и Ауробиндо. Бхагавадгита была переведена на английский язык Чарльзом Уилкинсом в 1785 г. В настоящее время она переведена более чем на тридцать языков и выдержала более тысячи изданий.

Чтобы понять учение Бхагавадгиты, необходимо рассмотреть её в том религиозно-философском и культурном контексте, в котором она возникла.

Средоточием религиозных представлений индоариев, пришедших в Индию в середине II тыс. до н.э., были Веды. Эти священные тексты излагали мудрость Божественного откровения и направляли всю духовную жизнь индийцев. Ведийская религия была пронизана жизнеутверждающей силой. Однако к середине I тыс. до н.э. в мироощущении индийцев произошла существенная перемена. Жизнь стала расцениваться как неудовлетворительная в самой своей основе. Твёрдая вера в карму и в переселение душ способствовала возрастанию пессимизма. Если и один жизненный срок не приносит удовлетворения, то бесконечная цепь рождений и смертей становится настоящим бедствием. Поэтому состояние освобождения от жизни и смерти (мокша, moksa) стало рассматриваться как высшая цель человеческой жизни.

АТМАН И БРАХМАН

Упанишады, представляющие собой завершение Вед, выработали философию, в которой мокша считалась summum bonum (лат.)— высшее благо. Согласно упанишадам, подлинное "я" человека — атман (atma), то есть дух, находящийся вне пространства и времени. Атман лишь условно и временно связан с телом. Вся материальная Вселенная основана на Брахмане (Вселенском Духе). Брахман — это Бытие, Сознание и Блаженство. Брахман и атман едины. Бедствия человеческой жизни происходят прежде всего потому, что люди неверно понимают собственную природу. Хотя подлинное "я" человека — это атман (дух), оно отождествляется с физическим телом и личностью и поэтому терпит страдания в круге новых рождений. Когда человек осознаёт своё подлинное "я" и его тождество с Брахманом, человеческое "я" освобождается и не рождается вновь.

Учение упанишад создало странное напряжение в жизни индийского общества. Мораль индуизма основывалась на дхарме (dharma), вечном законе, или миропорядке. Общество разделялось на четыре сословия: брахманов (brahmana), то есть жрецов; кшатриев (ksatriya), то есть воинов; вайшьев (vaisya), то есть общинников, и шудр (sudra), то есть слуг. Человеческая жизнь делилась на четыре ступени: ученик, домохозяин, лесной отшельник и странствующий аскет. Таким образом, каждый человек в любой момент своей жизни принадлежал к тому или иному сословию (варна, varna) и находился на той или иной жизненной ступени (ашрам, asrama). Моральный кодекс (дхарма) определял все обязанности, присущие варнам и ашрамам. Каждый человек, следующий своему долгу, обеспечивал себе всё лучшее и лучшее рождение, покуда не окажется на небесах. Напротив, дурные деяния ведут к низвержению в преисподнюю, а те, кто израсходовал накопленную благую карму, должны будут оставить небеса и вновь родиться на Земле; то же произойдёт и с обитателями ада, когда их дурная карма будет исчерпана. Таким образом, деятельность не может дать избавления от круга рождений и смертей. Ортодоксальная традиция гласит: "Следуй своей варна-ашрама-дхарме". В упанишадах же утверждается, что следование дхарме не приводит к мокше (освобождению). Единственный способ достичь мокши — отказаться от деятельности, стать отшельником и искать высшей мудрости — тождества атмана и Брахмана.

Многие, причём лучшие, представители индийского общества покинули социум. Возникновение буддизма способствовало той же мироотрицающей тенденции, поскольку Будда тоже утверждал, что жизнь несовершенна, и единственный путь к нирване требует оставить мирскую жизнь и стать монахом.

Учение Бхагавадгиты стало ответом на этот кризис, угрожавший самой жизни индийского общества. Если самое лучшее — это отказ от деятельности в обществе, то как общество может выжить? В Бхагавадгите Кришна показывает убедительную перспективу жизни, в которой человек может следовать своей дхарме, совершать действия и тем не менее избежать новых рождений. Неудивительно, что Бхагавадгита стала наиболее чтимой священной книгой индуизма.

ДИАЛОГ КРИШНЫ С АРДЖУНОЙ

Действие Бхагавадгиты происходит на поле битвы, символизирующем саму жизнь. Пандавы и Кауравы — два родственных рода — готовятся к бою, чтобы оружием решить вопрос о том, кому из них принадлежит царство Хастинапура. По праву царство принадлежит праведным Пандавам, но злокозненные Кауравы не желают признавать это право. Война — единственный способ разрешить спор. Арджуна, могучий воин из рода Пандавов, — друг Кришны, воплощения Бога. Когда битва уже готова начаться, Арджуна утрачивает решимость. Он внезапно осознаёт, что его победа в этой битве принесёт гибель родственникам и наставникам, и уже готов сложить оружие. Он говорит: "Не стоит сражаться и побеждать ценой смерти стольких людей" (1.35—37; 2.4). Кришна, вызвавшийся быть колесничим Арджуны, объясняет ему, почему тот обязан сражаться. Диалог Кришны с Арджуной и составляет содержание Бхагавадгиты.

Кришна начинает с напоминания о том, что долг (дхарма) Арджуны как воина — сражаться в праведной войне. Испытываемые при этом чувства не имеют никакого значения. Однако по ходу диалога поучение Кришны становится всё глубже, его границы расширяются, пока оно не превращается в изложение целой жизненной философии.

Первое наставление Кришны состоит в том, что личность, с которой отождествляет себя Арджуна, не является его подлинным "я". Как и большинство из нас, Арджуна полагает, что его личность (джива, jiva) состоит из души и тела, теснейшим образом связанных друг с другом. Он думает, что именно джива испытывает страдания и перевоплощения. Но, как объясняет Кришна:

Твоё подлинное "я" — атман (atma). Атман, трансцендентальное "я", не испытывает страданий и не перевоплощается. Он не рождается и не умирает. Он представляет собой чистое сознание; он — только наблюдатель, а не деятель. Временно обосновавшийся в теле, атман ошибочно отождествляется с дживой. Всякое страдание возникает именно из этого ложного отождествления. Когда атман постигает свою подлинную природу, он достигает освобождения (мокша, moksa).

Как личностью, состоящей из тела и ума, не исчерпывается человек, так и эмпирической реальностью не исчерпывается Вселенная. Она основывается на Высшем Бытии и поддерживается им. Высшее Бытие — это чистое сознание, находящееся вне пространства и времени.

Каждый объект в повседневном эмпирическом мире складывается из трёх гун (guna), то есть "прядей": это саттва (sattva), то есть "праведность", раджас (radjas), то есть "страстность" и тамас (tamas), то есть "косность". Каждый человек тоже состоит из этих трёх гун, смешанных друг с другом в той или другой пропорции. Темперамент и характер человека отражают его "гунную" природу. В брахманах преобладает саттва, а в кшатрияхраджас. У вайшьев (то есть торговцев, земледельцев и ремесленников) обнаруживается смесь раджаса и тамаса, тогда как шудрами (рабочими, крестьянами, прислугой) правит тамас.

Моральный кодекс (дхарма, dharma) индийского общества ставит перед собой двоякую цель: содействие развитию и благу и отдельного человека, и всего общества (лока-санграха 3.20, 25, 31). Дхарма строится таким образом, что благо отдельного человека и благо общества совпадают. Кроме того, личный долг каждого человека (сва-дхарма, svadharma см. 2.31, 33 и т.д.) зависит от его "гунной" природы.

КАРМА-ЙОГА: ПУТЬ ДЕЙСТВИЯ

Задача Кришны в Бхагавадгите состоит в том, чтобы указать Арджуне на его обязанности и в то же время наметить ему путь к мокше, то есть к освобождению. Арджуна — воин, и его дхарма заключается в том, чтобы вести праведную войну. Его собственное благо, как и благо всего общества, требует, чтобы он исполнял свой долг. Если Арджуна пойдёт по пути воина, то он обретёт одобрение общества и самоуважение и достигнет небес. Но как же быть с мокшей? Исполнением долга можно достичь небес, но не мокши. Согласно упанишадам, единственный путь к освобождению — это джняна-йога (jnana-yoga), то есть йога [по]знания, которая даёт знание о том, что атман и Высшее начало едины, а эмпирический мир обладает низшим уровнем реальности. Кришна не отвергает этого пути. Однако он говорит, что для таких людей, как Арджуна, а также для большей части человечества, есть и лучший путь. Это карма-йога (karma-yoga), то есть йога действия.

Большинство людей действуют из желания получить какую-либо личную выгоду. В Бхагавадгите эта личная выгода, получаемая благодаря действию, называется его "плодом". Кришна утверждает, что не действие само по себе, а только действие, совершаемое ради обретения "плода", привязывает человека к колесу новых рождений. Если человек действует, не привязываясь к плодам своих действий (нишкама-карма, niskama-karma), то это действие не имеет никаких кармических последствий. Но для чего же действовать, если не привязываться к плодам своих действий? Кришна отвечает: "имея в виду всеобщее благо" (лока-санграха, 3.20, 25, 31). Кришна говорит о самом себе, что он лишён всякой личной заинтересованности, но тем не менее действует, чтобы поддержать мировой порядок. Важнейшее нравственное учение Бхагавадгиты — нишкама карма (niskama-karma): каждый должен исполнять свой долг ради общего блага, не привязываясь к плодам своих действий.

Таким образом, наряду с джняна-йогой Кришна признаёт и карма-йогу как путь достижения мокши. Более того, карма-йогу он рекомендует как предпочтительную, поскольку она ведёт к общему благу, а также потому, что "гунная" природа человека требует действия.

Итак, мы видели, как карма-йога ведёт ко благу, устраняя кармические последствия действия — но как она ведёт к мокше? Вспомним о том, что мокша заключается в осознании подлинной природы личности — атмана. Забывать об этом заставляет беспокойная природа ума. Человек, осуществляющий карма-йогу, лишается желаний, он прекращает судорожную гонку за счастьем, его уже не могут поколебать всевозможные бедствия. Такой человек свободен от аффектов, страха и гнева; он не привязывается к выгоде или ущербу, испытывая безразличие к ним. Его чувства отвлекаются от своих объектов, и он находится в мире, будучи не от мира. Ум такого человека достигает полного умиротворения. Он осознаёт, что его подлинная природа — атман, и достигает освобождения.

До сих пор в наставлениях Кришны ничего не говорилось о Боге. Однако на деле Кришна — Высшее Существо. Он творит и поддерживает Вселенную. Он — основа мира, являющегося лишь Его частицей. Он несравненно значительнее мира. Когда Арджуна в 11-й главе спрашивает Кришну, не соблаговолит ли Он явить Арджуне свою вселенскую форму, Кришна наделяет его особым зрением, позволяющим увидеть Его потрясающую теофанию. Арджуна видит, как целые вселенные создаются и разрушаются в теле Кришны. Гита излагает концепцию инкарнаций Бога (аватара, avatara). Кришна — аватара Верховного Бога, Вишну. Кришна говорит: "Всякий раз, когда дхарма приходит в упадок и преобладает адхарма [неправедность, беззаконие], Я являю Себя [то есть свою аватару]" (4.7).

Кришна провозглашает и третий путь к мокше: йогу любовного поклонения Богу (бхакти-йога, bhakti-yoga). Бхакти — это неповторимое отношение между Богом и человеком, основанное на взаимной любви. Бог — не только Господь, но также и друг, брат, сын или возлюбленный. Во время своего пребывания на Земле Кришна играл все эти роли. Если человек искренне поклоняется Богу, то Бог освобождает его из круга перевоплощений и отводит ему место рядом с Собой. Кришна говорит Арджуне:

Кто трудится ради Меня, кто считает Меня Всевышним, кто поклоняется Мне, кто свободен от привязанностей и враждебности ко всем существам, тот приходит ко Мне (11.55).

Итак, в Бхагавадгите указываются три пути к освобождению: [по]знание, действие и богопочитание. Поначалу Кришна заявляет, что лучше всего путь богопочитания, затем идёт путь действия, а затем уже путь [по]знания. Однако учение Бхагавадгиты стремится к гармонии. В лучших индийских традициях оно предпочитает утверждать "и то, и другое", а не "или/или". Поэтому, в конце концов Кришна говорит, что лучше всего сочетать все три пути. И действительно, Шанкара, один из самых выдающихся индийских мыслителей, сочетал в своей жизни все эти пути. В Гите указывается, что лучший путь каждого отдельного человека определяется его "гунной" природой. Для брахмана наилучшим будет путь [по]знания, а для воина предпочтительнее путь действия. Кришна полагает, что женщины, ремесленники и даже шудры сочтут путь богопочитания более соответствующим их природе.

Хотя Бхагавадгита призывает коренным образом изменить жизнь каждого человека, она поощряет социальный консерватизм. Обязанности человека определяются существующими общественными установлениями. Кришна утверждает, что он создал четыре сословия (не касты, поскольку строгая кастовая система развилась значительно позже). Принадлежность к тому или иному сословию определяет особые обязанности человека. Кришна говорит, что лучше плохо исполнять собственные обязанности, чем хорошо исполнять обязанности другого (см. 3.35; 18.47). Он твёрдо убеждён в том, что всеобщее благо зависит от поддержания существующего социального порядка.

Замечательная черта Бхагавадгиты —провозглашаемая в ней веротерпимость. Кришна говорит: "В каждом, кто поклоняется какому бы то ни было божеству, стремясь почтить его верой, Я укрепляю его веру" (7.21).

Поэма вносит также определенное смягчение в положение людей, стоящих на низких ступенях социальной лестницы. Кришна указывает, что путь богопочитания открыт для женщин и шудр. Таким образом религиозная жизнь предстает доступной любому человеку.

Война между Кауравами и Пандавами символизирует борьбу между добром и злом, идущую в сердце каждого человека. Совет, данный Кришной Арджуне, заключается в том, что человеку нельзя покидать поля битвы: он должен сражаться за добро против зла. Чтобы стяжать успех в этой битве, человек должен стать дисциплинированным, подчинить собственные чувства, одолеть привязанности и вожделения. Он должен стать карма-йогином.

Шанкара, первый великий комментатор Бхагавадгиты, решительно отстаивал путь [по]знания, утверждая, что только он ведёт к мокше. В его истолковании Гиты путь действия и путь богопочитания предстают подготовительными этапами по отношению к [по]знанию. Напротив, Рамануджа, бывший великим почитателем Вишну, объявил в своих комментариях путь богопочитания основным, а два других — вспомогательными.

Бхагавадгита по достоинству заняла место среди величайших творений духовной литературы, став для бесчисленных миллионов людей картой и путеводителем в их пути через превратности жизни, ведущем к высшему благу.

Нараян Чампават
Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.