Учения великих учителей Индии > Ишваракришна

Ишваракришна

Родился: около 350 г.

Умер: около 425 г.

Основной труд: "Санкхья-карики", то есть "Стихотворный комментарий к санкхье".

Главные идеи:

  • Истина, приносящая освобождение, открывается разумом, то есть через умозаключение по аналогии.
  • В конечном счёте реальны лишь два начала: первоматерия и дух.
  • Вся физическая Вселенная и все её части, а также человеческое восприятие этой Вселенной, восходят к одному источнику, называемому пракрити, то есть к первоматерии, представляющей собой первопричину Вселенной.
  • Первоматерия — это единая субстанция, развивающаяся во многообразие материальной и психоментальной Вселенной, которая целиком проникнута первоматерией.
  • Первоматерия невоспринимаема: её существование доказывается умозаключением.
  • Первоматерия состоит из трёх "прядей", или "формирующих сил" (гуна), а именно: разумности (sattva), активности (rajas) и косности (tamas).
  • Пуруша, то есть дух, существует независимо от первоматерии; он бесконечно многообразен.
  • Дух, высшая причина Вселенной — это принцип, благодаря которому первоматерия развивается в проявленную Вселенную и в человеческое восприятие этой Вселенной.
  • В обыденном восприятии дух смешивается и объединяется с производными эволюции первоматерии.
  • Освобождение, то есть отделение духа от производных эволюции первоматерии, — основная цель человеческой жизни; такое состояние называется кайвалья (kaivalya), то есть "обособление".

"Санкхья-карики" ("Стихотворный комментарий к санкхье") Ишваракришны — это древнейший из дошедших до нас полных текстов, излагающих учение индийской школы санкхья; датируется он началом V в. н.э. Однако сама санкхья как определённая традиция философствования возникла по меньшей мере на тысячелетие раньше "Санкхья-карик" и является одной из древнейших систем индийской мысли. Её следы можно отыскать в упанишадах, где санкхья проявляет вполне отчётливые теистические тенденции. Если говорить о западной мысли, то санкхья обнаруживает знаменательные параллели с идеями Плотина (205—270 гг.).

Хотя санкхья тесно связана с развитием йоги и зачастую рассматривается вместе с последней, её всё же следует считать вполне самостоятельной школой. Её стремление к различающему познанию не следует смешивать с упором на аскетические методы, характерные для йоги. Благодаря ясности систематического анализа, проводимого санкхьей, её влияние сказалось на всех областях индийской мысли, особенно в космологии. Легендарным основателем санкхьи считается Капила (Kapila), однако Санкхья-сутры, приписываемые Капиле, датируются XV в. н.э. Таким образом, Санкхья-карики Ишваракришны как суммирующая формулировка традиции санкхьи и сложившееся утверждение весьма древнего способа философствования может считаться "классической" санкхьей.

О самом Ишваракришне не известно почти ничего. Важнейшие комментарии к "Санкхья-карике", представляющей собой философскую поэму, были составлены Гаудападой (VI или VIII в. н.э.) и плодовитым автором Вачаспати Мишрой (Х в н.э.). Перевод труда Ишваракришны на китайский язык был сделан уже в VI в. н.э.

Классическая санкхья — это откровенно спекулятивная система дуалистической метафизики. В противоположность другим школам индийской мысли, санкхья, видимо, не восходит к той или иной религии. Она не основывается на ведийском Откровении. Напротив, в её основе лежит преднаучная индуктивная логика. Само слово "санкхья" означает "исчисление". Для Ишваракришны санкхья — это верное различающее познание сверхчувственных элементов реальности, открываемых через умозаключение по аналогии. Этот вид умозаключения вытесняет чувственное восприятие, переходя от мира воспринимаемых следствий к невоспринимаемой причине, и потому является подлинным познанием сверхчувственного мира. Область сверхчувственного столь же реальна, как и воспринимаемый мир.

ДВА ПЕРВОНАЧАЛА РЕАЛЬНОСТИ

Знание, отличающее мир следствий от мира причин, которому учит Ишваракришна, — это освобождающее знание. Сверхчувственный мир, о существовании которого судят через умозаключение, складывается из двух первоначал реальности. Одним из них является первоматерия (пракрити), единая субстанция, из которой развивается многообразие как физической, так и психоментальной вселенных. Второй принцип — дух (пуруша), совершенно отделённый от всего того, что развивается из первоматерии, но в то же время на уровне явлений смешиваемый с производными эволюции первоматерии. Дух многообразен, а не недвойственен, как утверждает адвайта-веданта, ибо существует множество духов. Первоматерия и дух взаимно противоположны друг к другу; первоматерия пассивна, а дух активен. Однако развитие мира происходит благодаря их взаимодействию.

ТРИ "КАЧЕСТВА" ПЕРВОМАТЕРИИ

Первоматерия — это первая и субстанциональная причина материального мира и психоментального мира восприятия. Согласно санкхье, все следствия возникают из какой-либо причины, и ею является первоматерия. Ишваракришна утверждает, что единство и однородность вселенной указывают на наличие единственной причины, и этой причиной, существования которой доказывается через умозаключение, и является первоматерия. Поскольку следствие — это лишь модификация причины, то первоматерия пронизывает Вселенную, как в материальной, так и в психоментальной эволюции.

Первоматерия складывается из трёх "качеств" (гуна, guna), образующих все процессы динамических сил. Гуны взаимозависимы и взаимно противоположны друг другу. Три гуны — это разумность (саттва), активность (раджас) и косность (тамас). Саттва является причиной всего утончённого и светлого, раджас — всего активного, тамас — всего грубого и тяжёлого. Когда три гуны взаимно уравновешены, ничего не происходит. Когда их равновесие нарушается из-за будоражащего присутствие пуруши (духа), начинается развёртывание. Это развёртывание представляет собой лишь трансформацию (паринама, parinama) исконной первоматерии, а не новое её творение. Может иметь место как развёртывание, так и периодическое возвращение Вселенной назад, в лоно первоматерии.

По мысли Ишваракришны, сначала из первоматерии развивается махат (mahat), то есть интеллект, семя мира. В свою очередь интеллект даёт начало аханкаре (ahankara), то есть осознанию своего "я". Затем развёртывание расходится на психоментальную и физическую ветви. Психоментальная ветвь характеризуется преобладанием саттвы, а физическая ветвь — преобладанием тамаса. Раджас осуществляет динамическое взаимодействие между производными этого развёртывания саттвы и тамаса. Психоментальными производными являются ум (манас, manas), пять органов чувств (обоняние, вкус, цвет, осязание и слух) и пять моторных функций (речь, "работа", ходьба, испражнение и размножение, соответствующие голосу, рукам, ногам, анусу и гениталиям). Производными физического развёртывания являются тонкие элементы (танмантра, tanmantra), то есть основы обоняния, вкуса, цвета, осязания и слуха. Из этих тонких элементов развиваются великие элементы (махабхута, mahabhuta), то есть земля, вода, огонь, воздух и эфир. Всё в физической и психоментальной вселенных возникает из этих начал. Затем происходит и вторичное развёртывание, создающее каждого человека во Вселенной.

Итак, Ишваракришна перечисляет двадцать четыре начала реальности. В процессе развёртывания первоматерии присутствует только первоматерия; аханкара и тонкие элементы выступают и как участники этого процесса, и как его порождение; ум, органы чувств, моторные функции и великие элементы являются лишь производными этого процесса. Дух, двадцать пятое начало, не развивается сам и не является производным; он никак не связан с превоматерией. Итак, из первоматерии разворачивается как физический, так и психоментальный мир. Полюсы такой универсальной философской проблемы, как соотношение души и тела, в санкхье Ишваракришны рассматриваются совершенно иначе, чем в большинстве западных философских систем. Главное отличие заключается в концепции духа.

ДУХ КАК ВЫСШАЯ ПРИЧИНА

Существование духа, как и первоматерии, доказывается умозаключением, но не от следствия к причине; скорее это умозаключение от цели и замысла. Если первоматерия является материальной причиной Вселенной, то дух — это её высшая причина. Развёртывание первоматерии должно иметь цель, превосходящую сам этот процесс, и этой целью является дух. Заметим здесь, что первоматерия не способна сама воспринимать собственное развёртывание. Поэтому реальность, ради которой происходит это развёртывание и которая способна его воспринять, — это дух.

В противоположность адвайта-веданте, в санкхье считается, что существует множество душ. На феноменальном уровне доказательство множественности духовных начал заключается в многообразии восприятий. В состоянии освобождения каждая душа обособлена (кевала, kevala), и нет иного принципа индивидуализма, кроме самого этого голого и необъяснимого факта множественности душ. В контексте дальнейшего развития индийской мысли это положение санкхьи оказывается её уязвимым местом.

Ишваракришна объясняет:

Благодаря связи первоматерии и духа производные развёртывания кажутся сознательными, а дух, по сути своей безразличный, кажется деятельным благодаря действию гун. Чтобы дух мог созерцать первоматерию, а первоматерия была отделена от духа, они связаны друг с другом, как слепой и хромой. Из этого союза и возникает развёртывание первоматерии.

Союз первоматерии и духа в конечном счёте мним, но эта мнимость на уровне явлений кажется весьма реальной. Обыденное человеческое сознание основывается на том, что мнимое взаимодействие между первоматерией и духом кажется реальным, хотя подлинное действие производится лишь первоматерией. Закабаление человека состоит в неведении, в непонимании им метафизического различия между развёртыванием первоматерии в физический и психоментальный миры и независимой реальностью духа. Когда дух осознаёт, что у него нет ничего общего с производными первоматерии, он освобождается. Ишваракришна говорит:

По отделении от тела, когда осознаётся наличие первоматерии и её цель, когда её действие останавливается, дух достигает верного и окончательного обособления.

В обособлении (кайвалья) уже нет никакого страдания. Более того, в нём нет ни счастья, ни удовольствия, поскольку счастье и удовольствие являются производными первоматерии, возникающими под преобладающим влиянием гуны саттва. Обособление — это состояние умиротворения духа, ибо его природа, чистое сознание, наконец открывается ему. В этой связи важно отметить следующее: чистое сознание означает, что у духа нет интенциональных объектов для его сознания. Чистое сознание означает сознание, лишённое содержания, где нет ни познающего, ни познаваемого. Однако это состояние обособления может начаться уже в воплощённом существовании. Поэтому санкхья Ишваракришны, как и адвайта Шанкары, учит о достижении освобождения при жизни (дживан-мукти, jivan-mukti).

Классическая санкхья Ишваракришны провозглашает благую весть высшего обособления, достигаемого различающим познанием. Для санкхьи нет необходимости постулировать существование Бога (Бхагаван, Bhagavan) или Брахмана (Brahman). Йога Патанджали принимает основные положения санкхьи, но предпочитает другие средства освобождения. Адвайта-веданта усваивает немало выражений и концепций санкхьи, отвергая её дуализм. Вишнуизм, позднейшая форма веданты, усваивает космологию санкхьи.

Однако это совершенно своеобразная школа индийской мысли. Санкхье ничего не стоило бы расстаться с учением о духе и стать подобием буддийского учения о несуществовании личного начала или скатиться к чистому материализму. Санкхье ничего не стоило бы упростить доктрину о множественности душ до некоего подобия адвайта-веданты или счесть иллюзией эволюцию первоматерии. Санкхье ничего ни стоило бы поставить множественные души в зависимость от теистически понимаемого Бога, как это произошло в вишнуизме — позднейшей форме веданты. Но все такого рода перемены означали бы отказ от эпистемологической связности санкхьи и от её равнодушия к ведийскому Откровению и поколебали бы её уверенный атеизм.

Без понимания классической санкхьи Ишваракришны вряд ли можно достичь правильного понимания своеобразия индийской религиозной и философской мысли.

Даниэл П. Шеридан
Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.