Учения великих учителей Индии > Джаятиртха

Джаятиртха

Родился: около 1365 г.

Умер: около 1388 г.

Основные труды: "Ньяя-судха", то есть "Нектар логики" [Толкование на принадлежащий Мадхве комментарий (Анувьякхьяна) к "Брахма-сутрам"]; "Таттва-пракашика", то есть "Свет истины" [Толкование на принадлежащий Мадхве комментарий (Анувьякхьяна) к "Брахма-сутрам"]; "Вада-авали", то есть "Цепь диспутов".

Главные идеи:

  • Мадхва — лучший пример того, кто ведает истину о Высшей Реальности (Брахман), данную в божественном Откровении, ибо смыслу священных текстов его обучал сам Вьяса, их автор. Поэтому комментарии Мадхвы к Брахма-сутрам обладают высшим авторитетом.
  • Бог, Вишну, — это личность, совершенно неповторимая, недвойственная, независимая и лишённая противоречий.
  • Вселенная полностью отлична от Бога, который не является её материальной причиной.
  • Метафизический постулат различия подтверждается учением о внутреннем свидетеле (сакшин).
  • Внутренний свидетель подтверждает достоверность трёх источников познания: восприятия, умозаключения и словесного свидетельства.
  • Учение о различии (вишеша) объясняет реальное различие между бытием Бога и его качествами, а также отличия одной вещи от другой.
  • Все души извечно зависят от Бога. Они не были ни сотворены, ни вызваны к жизни каким-либо иным образом и являются по природе либо благими, либо дурными.
  • Средство достижения человеком высшего блага — это медитация, сопровождаемая поклонением Богу, то есть мистическое любовное созерцание Бога, при котором сохраняется различие между Богом и отдельной душой.

Школа двайта-веданты была основана Мадхвой. У Мадхвы Бог отождествлялся с Вишну-Нараяной (Visnu-Narayana); философ был непримиримым противником недвойственной веданты Шанкары, которая, как он полагал, принижает неповторимую реальность личности Бога. Мадхва считал себя аватарой (avatara), то есть воплощением бога Ваю (Vayu), сына Вишну. Отсюда и совершенно особая теология, выработанная в школе индуизма, основанной Мадхвой. Об этой стороне личности Мадхвы не следует забывать, рассматривая его философию. Плодовитый, но неизменно строгий и точный автор, Мадхва комментировал основные тексты веданты так, словно его лично — видимо, мистически — научил их подлинному смыслу их божественный автор, Вьяса (Vyasa), который сам был аватарой Вишну. Поэтому Мадхва говорил от лица божественного авторитета.

Джаятиртха (Jayatirtha), величайший из комментаторов трудов Мадхвы, стал для него тем, чем Вачаспатимишра был для Шанкары: он развил теологическую и философскую мысль Мадхвы, привнёс в неё порядок и придал ей окончательный вид (работы самого Мадхвы подчас трудны для понимания из-за предельной сжатости его стиля). Теологический гений Джаятиртхи был столь велик, что вся последующая история школы двайта представляла собой комментарии и субкомментарии к комментариям Джаятиртхи на исходные комментарии Мадхвы. Трактат Джаятиртхи Ньяя-судха (Nyaya-sudha), то есть "Нектар логики", — одно из высших достижений индийской теологической мысли. Джаятиртха был также автором одной из самых значительных работ в истории индийской логики. Двайта-веданта — это школа, признающая беспрекословный авторитет своих величайших представителей и наставников: Мадхвы и Джаятиртхи.

БОГ И МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР

По мысли Джаятиртхи, следовавшего по стопам Мадхвы, реальность предполагает фундаментальное пятиричное различие: между Богом и материальным миром, между Богом и сознающими душами, между материальным миром и сознающими душами, между отдельными душами, а также между материальными объектами. Бог, которого можно познать только через священные тексты, данные в Откровении, — это Вишну-Нараяна, вечная и независимая личность. Бог — высшая реальность, обладающая уникальной полнотой качеств. Бог — единственный независимый деятель, воля которого определяет саму себя.

Хотя адвайтисты толковали священные тексты в свете недвойственного отношения между Богом и миром, в интерпретации Мадхвы и Джаятиртхи Бог предстаёт как единое, а не двойственное — иными словами, Бог уникально, независимо и единично реален. Так, и только так, Бог может актом своей воли поддерживать существование всего остального. Слово адвайта значит "недуальность", или "недвойственность", тогда как слово двайта ("двойственность") означает извечное различие между Богом и всем остальным. Однако по воле Бога всё остальное может прекратить своё существование. Всё зависит от воли Бога в своём внешнем по отношению к Богу существовании. Поскольку эта воля Бога, однако же, извечна, то мир и сознательные души существуют в таком положении также извечно. Тем не менее Бог не является материальной причиной ни материального мира, ни множественности душ, как полагали представители других школ веданты, не принадлежащих к адвайте. Материальный мир развился не из Бога, а из первоматерии (пракрити). Множество сознательных душ также существует извечно.

Таким образом, по мысли Джаятиртхи, материальный мир и множество душ, будучи зависимы от Бога, тем не менее извечно отличны от него по своей природе. В контексте учения о недвойственности, разработанного в адвайте, это положение нуждается в защите. Джаятиртха использует всё своё диалектическое мастерство, чтобы обосновать и защитить взгляды Мадхвы. На это понимание двойственности адвайтисты возражали, указывая на то, что идея различия предполагает наличие двух сущностей, что в свою очередь предполагает идею различия — и так до бесконечности, в логически порочном круге. Джаятиртха замечает на это, что адвайтисты считают, будто различие — это нечто добавочное по отношению к самой вещи, тогда как каждая вещь существует сама по себе, в согласии со своей природой. Каждая вещь тождественна самой себе таким образом, что различие между ней и другой вещью возникает в силу "неотъемлемого свойства, или отличия" (вишеша, visesa), наподобие того, что в христианской схоластике называлось "понятийным различием, коренящимся в реальности". В конечном счёте "различие" — это указание на факт уникальности каждой вещи самой по себе: эта уникальность и приводит к различиям.

То же Джаятиртха говорит и о Боге. В полноте качеств и атрибутов Бога существует реальное различие между качествами Бога и Его бытием, но по этой причине Бог не становится разделённым. С этой проблемой сталкивались и другие монотеистические теологии — как христианские, так и мусульманские. Если бытие Бога тождественно Его свойствам, а не отлично от них, то разговор о качествах оказывается всего лишь тавтологией. Если же здесь нет тавтологии и Бог не тождествен своим качествам, то последние будут реальны и внешни по отношению к Нему, а это уже означает, что Бог не един. Следуя Мадхве, Джаятиртха утверждает, что качества Бога тождественны Его бытию, но вместе с тем и отличны от Него в силу "специфического различия" (вишеша). Существует понятийное различие между бытием Бога и его качествами, коренящееся в реальности Бога, поскольку Бог сам себя определяет. Кроме того, специфические различия качеств Бога открывают человеку те аспекты бытия Бога, которые не открывает простой факт Его бытия. Джаятиртха утверждает:

В силу специфического отличия (вишеша) в одно и то же время существуют и бесконечное число совершенств Брахмана, и Его единственность. Поскольку Его совершенства бесконечны, то Он обладает и отношением между качествами и тем, что они характеризуют. Поэтому различающее утверждение "Брахман и Его совершенства" вполне допустимо.

СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ

Чтобы оправдать свой тезис о том, что различие может быть действительно познано, а не только выведено через умозаключение, Джаятиртха разрабатывает учение Мадхвы о внутреннем свидетеле (сакшин, saksin). Существует три традиционно признаваемых средства познания: восприятие, умозаключение и словесное свидетельство. Это "средства", или инструменты, познания. Как средства познания их тоже следует проверить на достоверность, то есть доказать их истинность. Но то, с помощью чего их проверяют, само должно подвергнуться проверке — и так до бесконечности. Невозможно без конца проверять средства проверки. В действительности всякие проверки завершаются окончательным судьёй всего человеческого знания — внутренним свидетелем. Он познаёт интуитивно и непосредственно. Объект познания предстаёт перед ним прямо, минуя всякие средства познания. Такова природа знания, и оно поэтому должно быть неизменно верным. Атман познаёт сам себя посредством самого себя, то есть внутреннего свидетеля. Всякое другое знание является вторичным, поскольку его получают посредством инструмента, такого, как восприятие, умозаключение и словесное свидетельство. Истинность этих средств познания открывается в познавательном акте внутреннего свидетеля.

Джаятиртха утверждает, что существует бесконечное число душ; все они размером с атом и все отличны друг от друга. Они изначально подобны Богу такими свойствами, как блаженство и сознание. Существует три разряда душ: 1) в настоящее время связанные, но предназначенные к освобождению в будущем; 2) обречённые вечно блуждать в круге смертей и рождений и 3) обречённые на адские мучения. Мадхва, а следом за ним и Джаятиртха, не учат о всеобщем освобождении. Двайта — единственное из направлений индуизма, исповедующее такое учение. Сознательные души, способные освободиться, закабалены извечно, с безначального прошлого, хотя некоторые из них предызбраны к освобождению. Последовательность — характерная черта учения Мадхвы и Джаятиртхи, и поэтому они утверждают, что закабаление зависит от воли Бога. Закабаление заключается в "привязанности души к тонкому телу". Закабаление — это неотъемлемое, но потенциально устранимое состояние человека.

Кроме закабаления существует также неведение сущностной зависимости души от Бога. Это неведение скрывает факт зависимости одной души от другой. Освобождение от закабаления и неведения даётся по милости Бога. Это освобождение двояко: он включает в себя знание, устраняющее неведение, и избавление от связи с телом в круге смертей и рождений. Освобождение — это окончательное и наивысшее событие для души, обретающей полное совершенство в присутствии Бога. Душа открывает для себя, что её ограниченное блаженство и сознание являются отражением бесконечного блаженства и сознания Бога. Однако это открытие души растворяется в другом, ошеломляющем откровении: в прямом созерцании Бога как Вишну. Блаженство созерцания Бога предполагает не отсутствие страдания, а прямое поклонение Ему (бхакти, bhakti), сопровождаемое блаженством. Блаженство — это сознательно переживаемая радость освобождённой души.

БОГОПОЧИТАНИЕ

Джаятиртха убеждён, что единственным средством избавления от неведения и закабаления является богопочитание (бхакти). Оно непосредственно связано со знанием: "Поскольку существует прямая связь между бхакти и знанием, то при отсутствии одного из них отсутствует и другое". Когда Бог познан верно, то Его любят не для блага души, а ради Него Самого. По мысли Джаятиртхи, в сердце бхакти лежит сознательное и добровольное принятие сущностной зависимости души от Бога. Таким образом, бхакти — это средство освобождения, и сама цель освобождения.

Тем не менее Мадхва и Джаятиртха подчёркивают необходимость милости Бога даже для того, чтобы начать практику бхакти как средства освобождения. Без милости Бога никакое освобождение невозможно. Бог позволяет сознающей душе любить Себя и даёт ей средства к этому. Для Джаятиртхи милость столь же реальна, как закабаление и неведение. Как каждая сознательная душа отлична от других и неповторима, так же различна будет и сила блаженства, которое ей предстоит испытать на небесах после освобождения. Джаятиртха утверждает, что взаимное соперничество, свойственное состоянию закабаления, будет преобразовано во взаимопомощь в любви к Богу.

Джаятиртха завершил то, что начал Мадхва. Он отшлифовал концепции и категории, введённые Мадхвой, выработал их окончательные определения и придал им полемическую остроту в диалектических битвах с последователями Шанкары, которых Джаятиртха считал тайными буддистами. Он обосновал учение Мадхвы и опроверг "демонические" учения тех, кто неверно, по его мнению, толковал священные тексты. Он подвёл под учение двайты надёжную и самодостаточную основу своим конструктивным изложением и критической диалектикой. В истории индийской теологической и философской мысли аргументы Джаятиртхи и его последователя Вьясатиртхи (Vyasatirtha), жившего в XIV в., составляют, пожалуй, высшие достижения диалектики. По словам Сурендранатха Дасгупты, "Джаятиртха и Вьясатиртха выказывают наивысшее в индийской мысли диалектическое мастерство".

Дэниэл П. Шеридан
© 2008-2023 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.