Учения великих учителей Индии > Джива Госвами

Джива Госвами

Родился: около 1511 г. в Бенгалии.

Умер: около 1596 г. во Вриндаване (Северная Индии).

Основные труды: "Бхагавата-сандарбха", то есть "Сочинение о Бхагавата Пуране [этот труд состоит из шести частей: "Таттва-сандарбха", то есть "Сочинение о реальности"; "Бхагавата-сандарбха", то есть "Сочинение о Боге"; "Парамаатма-сандарбха", то есть "Сочинение о Высшей Душе"; "Кришна-сандарбха", то есть "Сочинение о Кришне"; "Бхакти-сандарбха", то есть "Сочинение о любовном почитании Бога" и "Прити-сандарбха", то есть "Сочинение о любви"]; "Сарва-самвадини", то есть "Всеобщее примирение"; "Крама-сандарбха", комментарий к Бхагавата Пуране.

Главные идеи:

  • Свидетельство священных писаний — единственный аутентичный источник, позволяющий узнать о том, что находится за пределами чувственного восприятия.
  • Бхагавата Пурана, то есть "Божественная История", — главный священный текст, данный в божественном Откровении.
  • Бхагавата Пурана учит пути преданной любви (бхакти) к Богу (Бхагаван).
  • Бог — совершенное проявление того, что было частично известно как Безличный Абсолют (Брахман) и Высшая Личность (Параматма).
  • Реальная сущность Бога тождественна силам Его манифестации и в то же время отлична от этих сил; это различие-в-тождестве (бхеда-абхеда) непостижимо (ачинтья).
  • То же различие-в-тождестве проявляется в отношении Бога к материальному миру и к индивидуальным душам.
  • Бог — это Кришна, о котором повествуется в Бхагавата Пуране. Кришна воплотился для того, чтобы индивидуальные души могли узнать, что самая глубинная суть Бога — это любовь.
  • Мистическая любовь к Богу — высшее благо человека.

В XVI в. в Бенгалии экстатический мистик Чайтанья (Caitanya, 1486—1533) дал начало вишнуитскому почитанию Кришны, забавляющегося с девушками-пастушками (гопи) во Вриндаване (Vrindavana). Для вишнуитов важнейшим священным текстом, данным в божественном Откровении, была "Бхагавата Пурана", указывающая путь мистической любви к Богу и описывающая забавы и развлечения Кришны. Сам Чайтанья не был ни теологом, ни философом: он оставил лишь стихотворный текст из восьми строф ("Шикша́штака", шикша означает "наставление" и аштака означает "восемь"). Однако благодаря ему во Вриндаване сложилась группа теологов, которых называют шестью Госвами (Gosvami): Рупа (Rupa), Санатана (Sanatana), Рагхунатха Бхатта (Raghunatha Bhatta), Рагхунатха Даса (Raghunatha Dasa), Гопала Бхатта (Gopala Bhatta) и Джива (Jiva). Самыми значительными мыслителями из числа шести Госвами (слово го-свами означает буквально "владелец/владыка коров" и служит одним из эпитетов Кришны. В кришнаитской традиции госвами толкуется как "господин над собственным умом") были Рупа и его племянник Джива, чей гений, вдохновлённый достижениями его дяди, создал одну из величайших в истории индийской мысли теологических систем.

ТРИ ПУТИ ПОСТИЖЕНИЯ БОГА

Джива Госвами считает, что Бог, или Высшая Реальность, может быть постигнут тремя путями. Во-первых, как Брахман, или Абсолютная Реальность, Он постигается недуально: как лишённый свойств, сил и забав. Так постигают Бога последователи веданты. Здесь Джива Госвами примиряет недуалистическую традицию с индуизмом. Во-вторых, Бог постигается как Параматма (Paramatma), Высшая Душа, создающая мир и управляющая изнутри природой и душами. Этот аспект Бога имманентен всей сотворённой реальности. Здесь Джива Госвами опять-таки применяет истину различия-в-тождестве (бхеда-абхеда, bhedabheda) к традиции индуизма. И в-третьих, бхакта (bhakta), то есть преданный Богу, мистически постигает Бога (Бхагаван, Bhagavan) в Его забавах, свойствах и силах.

Именно этот путь любви к Богу (бхакти, bhakti) включает Дживу в великий теистический и религиозный переворот, произошедший в индуизме в эпоху средневековья, от 1200 до 1700 г. Абсолютная Реальность предстаёт как Бог, поскольку Бог истинно существует в своём бытии, в форме совершенной и вызывающей любовь личности — в форме Кришны. Таким образом, по самой своей природе внутреннее бытие Бога обладает человеческой формой. Это утверждение обнаруживает теологический гений Дживы Госвами, поскольку Кришна, если Он действительно представляет Собой Абсолютную Реальность, немыслим без Своего окружения и без Своих спутников, о которых повествуется в "Бхагавата Пуране". Джива Госвами включил эти реалии в свою концепцию Бога.

Согласно "Бхагавата Пуране", Кришна жил во Вриндаване, Матхуре (Mathura) и Двараке (Dvaraka): все эти места были известны в Индии. Если Кришна — это Бог в абсолютном смысле, то эти хорошо известные места имеют точно такое же отношение к Кришне, как и неотъемлемые свойства внутреннего бытия Бога. Кроме того, и множество людей, встречавшихся Кришне, как о том повествуется в "Бхагавата Пуране", должны быть неотъемлемыми свойствами внутреннего бытия Бога. Джива Госвами рассматривает эти места и этих людей как саморазличительные проявления Бога, как выказывания внутренней силы свойств Бога в Его собственном внутреннем бытии для Его собственного внутреннего зрения. Свойства едины с Богом точно так же, как сила едина с тем, кто ею обладает. Таким образом, места и люди, связанные с Кришной, наделены трансцендентальной и божественной реальностью как проявления внутренней выразительной силы Кришны. Эта внутренняя сила образует небесный мир, освещает его и наделяет сознанием; и во всех своих внутренних различиях она являет божественное блаженство. У Дживы Госвами антропоморфизм преобразуется в теоморфизм.

У Кришны есть и внешняя выразительная сила, создающая мир неодушевлённой материальной природы. Эта сила творит, развивает и поддерживает материальный мир из собственного бытия Кришны. Ещё одна сила Кришны внешне выражается в мире множества разумных душ и духов. Эта сила и созданные ею души соединяют собственную внутреннюю жизнь Бога и неодушевлённый материальный мир, внешний по отношению к Нему. Эти три уровня — имманентное бытие Бога, неодушевлённый материальный мир и мир множества духов — взаимно отражают друг в друге абсолютное бытие Бога.

По мысли Дживы Госвами, Кришна — это не просто аватара, то есть явление Бога среди людей, как это традиционно считалось. Явление Кришны не столько "манифестация" Бога, сколько само Его бытие. Действительно, Кришна является в определённую историческую эпоху в земном Вриндаване, но это место тождественно небесному Вриндавану. Явление, или воплощение, Кришны, произошедшее в определённую эпоху, случилось тем не менее в силу обнаружения того, что на деле всегда уже было там и что истинно преданный Богу человек может узреть в любое время и в любом месте. Кришна открывает свои вечно существующие трансцендентальные формы, чтобы показать отдельным душам свою внутреннюю красу и блеск, дабы они могли ответить на это бхакти, то есть преданной любовью к Богу.

Однако отдельные души по своей природе отличны от Бога, как искры отличны от пламени. Они представляют собой извечно чистых духов, которые могут быть временно связаны с неодушевлённой природой через материальное тело, ослабляющее способность души созерцать Кришну. В своём описании эволюции материального мира Джива Госвами в основном следует положениям школы санкхья с тем отличием, что первоматерия (пракрити) является у него не дуалистически отличной от Бога, а вечным проявлением творческой силы Бога. Поэтому в изложении эволюции Вселенной — как материальной, так и одушевлённой — у Дживы присутствует постоянный мотив нисхождения Бога, выражающий и обнаруживающий подлинное Его бытие. Сама жизнь Бога не имела бы никакого смысла без выражения и кульминации в человеческой форме жизни. Пожалуй, это можно выразить и по-другому: то, что по форме кажется человеческим, является не деле Божественным.

ВЫСШЕЕ БЛАГО

Джива Госвами убеждён, что высшее благо человека состоит в том, чтобы любить Бога, то есть посредством мистической любви причаститься внутренней жизни Бога. Средством достижения этой любовной причастности является сама любовь. Джива одобряет традиционную ортодоксальную дхарму (dharma), то есть религиозные обряды, предписанные в Ведах. Однако они имеют смысл лишь как подготовка к бхакти. Точно также и традиционный путь знания (джняна, jnana) имеет значение как подготовка к бхакти.

Бхакти как средство заключается в осознании того, что красота Бога привлекательна, что она пробуждает любовь. Бхакти как цель — это страстная любовь к Богу. Освобождение заключается в любви к Богу. Любовь к Богу — это не любовь в бескорыстном или альтруистическом смысле: это настоящая любовь-страсть. Бхакти как средство насчитывает несколько ступеней развития, поскольку её нельзя вызвать к жизни по собственной воле. Так, сначала нужно слушать рассказы о деяниях Кришны, петь о них и вспоминать их. Бхакта должен воздавать Кришне почести, приветствовать Его и служить Ему. Кришне следует служить как другу, как хозяину, а в конце концов полностью предаться Его воле.

Когда эти средства исчерпаны, человек готов к рага-ануга-бхакти, то есть к почитанию, сопровождаемому страстью, заключающемуся в воображаемом отождествлении с одним из спутников Кришны, описанных в "Бхагавата Пуране". Бхакта должен погружаться в саму историю Кришны. Эта практика приводит к пробуждению любви к Кришне: бхакта полностью доверяется Кришне, распевает Его имена и стремиться жить в тех же городах, где жил Он. Когда любовь достигает того уровня, на котором она становится совершенно самопроизвольной и полностью сосредотачивается на Кришне, она получает название према (prema), то есть высшая форма мистической любви к Кришне.

ПРЕДАННОСТЬ БОГУ

По мысли Дживы, для премы характерна раса (rasa), то есть эстетически-эмоциональный экстаз, вызываемый радостью причастности ко внутренней красе Кришны, страстное преобразование всей ограниченной чувственности и переход её на трансцендентальный уровень, превращение ограниченного в неограниченное. Насчитывается пять рас: 1) умиротворённая преданность Богу (шанта-бхакти, santa-bhakti); 2) преданность слуги (дасья-бхакти, dasya-bhakti); 3) дружеская преданность (сакхья-бхакти, sakhya-bhakti); 4) родительская преданность (ватсалья-бхакти, vatsalya-bhakti) и 5) преданность, выказываемая девушкой своему возлюбленному (мадхурья-бхакти, madhurya-bhakti). Последняя раса находит своё выражение в десятой песни "Бхагавата Пураны", где речь идёт об эротической любви пастушек к Кришне. Пастушки любят Кришну ради Него самого и стремятся единственно к его удовольствию. Они танцуют с Ним в вечной раса-лиле (rasa-lila), то есть в любовной игре. Это высшая точка совершенной и необусловленной преданности Богу, когда душа растворяется в эротическом чувстве экстатической любви. Эта любовь — высшее благо человека: она даже выше, чем освобождение от круга смертей и рождений.

Метафизика Дживы Госвами основывается на принципе ачинтья бхеда-абхеда (acintya bhedabheda), то есть непостижимого различия-в-тождестве. Изначальное отношение между сознающими душами и материальным миром, а также между душами, миром и Богом заключается в том, что они одновременно и тождественны друг другу, и отличны друг от друга. То же самое отношение связывает причину и следствие, целое и часть, обладателя силы и саму силу. Это отношение предполагает сразу и отличие, и неотличимость. Такое отношение, разумеется, непостижимо, поскольку оно не ограничивается ни тождеством, ни различием, предполагая и то, и другое. Но, по мысли Дживы, это факт, который невозможно отрицать: в высшей степени необходимо понять, как Бог может быть одним и в то же время множеством. Эта непостижимость подтверждается авторитетом священных писаний. Таким образом, Джива Госвами как теолог отстаивает и трансцендентность, и имманентность Бога.

Джива Госвами не боится никаких противоречий, поскольку всякое противоречие может быть только мнимым. Непостижимая сила Бога, превосходящая всякую логику, объясняет мнимое противоречие проявления бесконечного существа в конечном, неограниченного в неограниченном. О Боге нельзя судить, исходя из человеческого принципа противоречия. Противоречие снимается, когда обнаруживается величие влекущей красоты Бога. Кажущаяся двойственность возникает не в силу неведения, как считается в адвайта-веданте: её создаёт творческая сила Бога. Те, кто чист сердцем, могут видеть весь мир таким, каков он есть: как выражение природы Бога, как обнаружение Бога таким, каков Он есть в действительности.

Дэниэл П. Шеридан
Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.