Учения великих учителей Индии > Мадхва

Мадхва

Родился: 1197 г. в Раджапитхе (нынешний штат Карнатака, Южная Индия).

Умер: 1276 г. в Южной Индии.

Основные труды: "Мадхва-бхашья", то есть комментарий на "Брахма-сутры"; "Гитабхашья", то есть комментарий на "Бхагавадгиту"; "Махабхарата-татпарья-нирная", то есть "Изложение сущности Махабхараты"; "Анубхашья", то есть "Дополнительный комментарий на "Брахма-сутры"; "Анувьякхьяна", то есть "Дополнительные разъяснения [на Брахма-сутры]".

Главные идеи:

  • Священные тексты, в которых говорится о различии, передают подлинное учение упанишад.
  • Бог — единственная независимая реальность.
  • Хотя материя и души столь же реальны, как и Бог, но они зависят от Бога.
  • Существует множество душ.
  • Неведение относительно истинной природы Брахмана — причина несвободы души.
  • Богопочитание ведёт к освобождению (мокша).
  • Благодать — не дар Божий: её нужно заслужить.

Мадхва родился в семье брахмана (жреческая каста) в 1197 г. в городе Раджапитха (Radjapitha) неподалёку от Удупи, в округе Канара нынешнего штата Карнатака в Южной Индии. Мы не располагаем достоверными сведениями о жизни Мадхвы. То немногое, что нам известно о нём, основывается на полумифических преданиях о жизни Мадхвы, изложенных в "Мадхва-виджае" ("Madhva-vijaya"), то есть "Завоеваниях Мадхвы". Считается, что Мадхва учился у Ачьютапрекши (Acyutapreksa) и получил имя Пурнапраджня (Purnaprajna), то есть "Обладающий полнотой мудрости" при своем посвящении. Ачьютапрекша был последователем Шанкары и, как и Шанкара, придерживался недуалистической интерпретации. Мадхва изучал труды Шанкары со своим учителем, но недуалистическая интерпретация его не удовлетворяла. Поэтому он покинул Ачьютапрекшу и стал изучать такие классические труды школы веданта, как "Ишта-сиддхи" ("Istasiddhi"), то есть "Достижение желанного" Вимуктатмана (Vimuktatman). Однако серьезные расхождения с Вимуктатманом заставили Мадхву отказаться и от этого учителя. В этот период жизни он принял имя Анандатиртха (Anandatirtha), то есть "Брод, ведущий к блаженству".

Через несколько лет самостоятельного изучения различных священных текстов Мадхва наконец выработал собственные взгляды, диаметрально противоположные взглядам Шанкары. Тогда он принял имя Мадхва (Madhva, то есть "Сладостный"), под которым и стал известен. Он был автором тридцати семи трудов, важнейшие из которых перечислены выше. Он поклонялся Вишну как Брахману и основал секту сад-вайшнавов (sad-vaisnava), то есть "истинных почитателей Вишну", или Брахма-вайшнавов. Мадхва много путешествовал, пытаясь обратить последователей Шанкары в свое учение. Согласно некоторым преданиям, ему удалось убедить своего учителя Ачьютапрекшу в истинности своих идей и обратить его.

Мадхва был основателем школы, известной в истории индийской мысли как двайта-веданта (дуалистическая веданта). Протест против монизма Шанкары завел Мадхву гораздо дальше, чем Рамануджу. Тогда как для Шанкары тексты, излагающие учение о различиях, обладают лишь практической ценностью, поскольку ведут в верном направлении к истинному учению упанишад, для Мадхвы эти тексты содержат саму суть упанишад. Его неприязнь к последователям Шанкары была так велика, что он называл их "лживыми демонами". Мадхва излагает сугубо теистическую философию, основываясь на дуализме Бога и дживы (jiva), то есть души, с одной стороны, и многообразии вселенной — с другой.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Теория познания и восприятия у Мадхвы — тот стержень, вокруг которого вращается вся его философия. Повседневное восприятие открывает нам мир объектов. Эти объекты существуют независимо от познающего их человека, независимо от его восприятия. Познание не создаёт объектов. Оно просто открывает их нам такими, каковы они суть. Далее, восприятие открывает различие между познающим и познаваемым. Этот реалистический взгляд убедил Мадхву в том, что актуально постигаемые различия должны быть реальными. Философия не может и не должна игнорировать этот факт повседневного восприятия. Для Мадхвы восприятие какого-либо объекта — например, стола — предполагает осознание того, что он уникален, отличен от других объектов и от познающей его личности. Короче говоря, мы не просто воспринимаем мир объектов и душ: он действительно существует.

Одно из важнейших положений теории познания у Мадхвы — это его концепция "свидетеля" (сакшин, saksin), то есть свидетельствующего сознания. Кроме пяти внешних чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и внутреннего чувства (разума) Мадхва постулирует существование сакшина в качестве седьмого чувства. Каждый человек обладает этим свидетельствующим сознанием. Сакшин воспринимает всё, что происходит с каждым отдельным человеком. Он воспринимает объекты, предстоящие остальным чувствам, с помощью самих этих чувств. Восприятие здесь не прямое. Кроме того, он напрямую воспринимает объекты, недоступные восприятию иными чувствами: например, пять внешних чувств, разум, а также ментальные состояния, такие, как удовольствие, боль, время и прсотранство.

ОНТОЛОГИЯ

Мадхва признаёт реальность десяти сущностей, или категорий, а именно: субстанции, качества, действия, принадлежности к определённому классу, особенности, ограниченного, целого, силы, подобия и несуществования. Мы остановимся на том, как он рассматривает субстанцию.

Из двадцати видов субстанции, перечисляемых Мадхвой, он, как и Рамануджа, признаёт три важнейших: Брахман, или Бог, материя и души. Поскольку его теория субстанции вращается вокруг понятий различия и зависимости, то анализ теории субстанции у Мадхвы следует начинать с его толкования этих понятий.

РАЗЛИЧИЕ

Слово двайта (dvaita) происходит от корня dvi-, означающего "два", и обозначает оно "двойственность", или "дуализм". Для Мадхвы дуализм предполагает различие, которое, по его словам, составляет саму суть вещей. Иными словами, каждый объект уникален и обладает собственной природой, чем и объясняется отличие одного объекта от других. Короче говоря, различие выражается не только количественно, но и качественно. В мире нет двух совершенно одинаковых вещей или качеств. Два объекта, представляющиеся похожими, в действительности различны, поскольку каждый из них обладает особой характеристикой, делающей его уникальным. Таким образом, онтология Мадхвы плюралистична, она характеризуется качественными различиями.

Что касается трёх важнейших субстанций, то различие может быть пяти видов: различие между Богом и душой, между Богом и материей, между душой и материей, между одной душой и другой, а также между различными формами материи. Учение о пятеричном различии — одна из характерных черт метафизики двайта-веданты.

ЗАВИСИМОСТЬ

Теория зависимости у Мадхвы основывается на повседневном опыте. Всё в этом мире от чего-нибудь зависит. Например, тело зависит от души; ребёнок зависит от родителей. Зависимость одной вещи от другой — факт повседневного опыта, но Мадхва распространяет этот принцип на всё мироздание и утверждает, что всё зависит от Бога, хотя Бог не зависит ни от чего.

Мадхва, как и Рамануджа, признаёт, что Брахман, или Бог, души и материя реальны и существуют вечно. Они коренным образом отличаются друг от друга. Брахман, или Бог, — это единственная независимая реальность. Он трансцендентен. Однако при этом он и имманентен, поскольку является внутренним наблюдателем за всеми душами.

Мадхва отвергает концепцию ниргуна-Брахмана (nirguna-Brahman) Шанкары, то есть концепцию безличного Брахмана, лишённого характеристик, и принимает концепцию сагуна-Брахмана (saguna-Brahman), то есть концепцию Брахмана, наделённого характеристиками, в качестве высшей реальности. Человеческая природа такова, что она тоскует по личным отношениям с Высшим Существом, которое прислушивалось бы к его молитвам, исполняло его желания и давало поддержку и утешение в трудную минуту. Бог обладает всеми позитивным качествами, такими, как бытие, сознание и блаженство. Безличный Брахман Шанкары не может выполнять вышеозначенные функции. Кроме того, интерпретация Шанкары делает нравственность и религию бессмысленными. Вот почему Мадхва предпочитает личностную интерпретацию Высшего Существа.

Для Мадхвы Высшее Существо, Брахман, не отличается от бога Вишну, создателя и опоры мира. Ничего не может обусловить Брахмана. Брахман — объект познания; он представляет собой блаженство, и его творение — тоже блаженство. Вишну, или Господь Нараяна (Narayana), — это высшая реальность; это единственная независимая сущность, или категория. Бог — реальность реальностей, истина истин. Таким образом, для Мадхвы Бог не является ни "ограниченным" бесконечным Богом школы ньяя, ни находится в неразрывной связи с материей и душами, как это представлено в философии Рамануджи. Он полностью независим, но люди зависят от Него в действиях, познании и существовании.

Бог творит этот мир своей волей; Он вызывает к жизни мир объектов и душ. Объекты и души, хотя они реальны и несводимы друг к другу, зависят от Бога. При разрушении мира материальные объекты преобразуются Богом в недифференцированную материю, а души —в невоплощённые сознания. (Важно отметить при этом, что даже в таком состоянии распада Бог, материя и души остаются порознь.)

ДУША, НЕСВОБОДА И ИЗБАВЛЕНИЕ

Индивидуальная душа атомарна и реальна. В ней неотъемлемо присутствуют сознание и блаженство. Тем не менее в своём воплощённом состоянии она подвержена многим несовершенствам из-за своей кармы. Душа отождествляет себя с телом и органами чувств, от чего и страдает. Различаются три вида душ: 1) извечно свободные; 2) обретшие свободу от этого мира; 3) порабощённые души. Третий вид душ, в свою очередь, подразделяется на те, у которых есть сила и способности для достижения освобождения, и на те, которые для этого непригодны. Таким образом, одним душам предопределено спасение, а другие обречены навеки.

Бог наделяет души свободной волей, поэтому отдельные души несут ответственность за своё существование в мире. В зависимости от совершаемых дел они претерпевают трансмиграцию. Существует множество душ. Для Мадхвы, в отличие от Рамануджи, нет двух душ, похожих друг на друга. Таким образом, в то время как Рамануджа отстаивает качественный монизм и количественную множественность душ, Мадхва исповедует и качественную, и количественную их множественность.

Поскольку непосредственной причиной несвободы является неведение относительно подлинной природы Брахмана, или Бога, то душа должна получить соответствующее знание о ней, чтобы обрести спасение (мокша). При этом важно подчеркнуть, что знание само по себе не устраняет неведения и не способно на это; знание — это лишь условие освобождения, которое в конечном счёте зависит от воли Бога. Сколь бы усердными ни были старания человека, он не в силах обрести это непосредственное знание, если Бог не пожелает даровать ему освобождение.

Мадхва указывает определённые шаги, способные привести к этому непосредственному знанию. Первый шаг на пути к мокше — это освобождение от привязанностей. Пристрастие к материальным удобствам и роскоши привязывает человека к миру. Культивирование непривязанности ослабляет привязанность к миру и создаёт желание освобождения. Напряжённое изучение священных текстов помогает человеку осознать величие Бога и, отвратившись от мира, устремиться к Нему.

Итог этого шага — поклонение Богу, что и является вторым шагом. Здесь богопочитание предполагает не отдельные моменты благочестия, но постоянное и упорное поклонение Богу. Совершение действий, свободное от всякого желания воспользоваться их результатами, способно покончить с привязанностью души и подвести её к обретению мокши. Очищение ума и отстранение от плодов действий необходимы для подлинного богопочитания и узрения Бога.

Обретя интеллектуальную убеждённость в том, что мокша является Божественным даром, можно приступить к изучению священных текстов под руководством гуру, размышлять об изученном, а также упорно и непрестанно созерцать атирибуты Бога. В Боге надо увидеть единственную независимую реальность; тогда все сомнения и недопонимания устраняются. Это третий шаг. На этой ступени постоянной медитации человек созерцает Бога в своих размышлениях, так что богопочитание и знание становятся единым непрерывным процессом.

Последний шаг — это обретение благодати Бога, снимающей завесу неведения и открывающей прямое видение Бога. Благодать — не просто дар Бога своему почитателю: именно долгий путь, пройденный почитателем, позволяет ему заслужить милость Бога и дар Божественной благодати.

Философия Мадхвы представляет собой уникальную разновидность веданты. Его учение о вечном осуждении некоторых душ не имеет аналогов в индийской философско-религиозной литературе. Вполне возможно, что на Мадхву оказали влияние христианские миссионеры его эпохи. Его система возникла как реакция против недуалистической веданты Шанкары. Поэтому не должно вызывать удивления то, что он резко критикует недуалистическую философскую позицию. Правда, чтобы не поступиться истиной, необходимо отметить, что обвинение Мадхвы, будто бы в философии Шанкары религия и мораль не занимают должного места, основано на неверном истолковании мировоззрения Шанкары. На уровнях бытия, выделяемых Шанкарой, существует постоянный переход от эмпирического к реальному. На эмпирическом уровне различие между правильным и неправильным истинно и действительно, и ограниченная индивидуальная душа во всём зависит от моральных последствий своих действий. Схожим образом и Бог, хотя он и не является высшей реальностью, имеет практическую ценность, ибо только через низший уровень можно достичь высшего.

Несмотря на эти недочёты, реалистическое мировоззрение Мадхвы представляет собой любопытное явление. Его концепция сакшина — одно из важнейших положений его теории познания, давшее импульс дальнейшему развитиюкак адвайты, так и других школ веданты. Наконец, его утверждение, согласно которому низшие касты могут изучать священные тексты, а проникновение в природу Вишну должно стать целью всех людей, независимо от их принадлежности к той или иной касте и их экономического положения, внесло в религию индуизма столь необходимое ей признание достоинства низших каст.

Бина Гупта
Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.