Учения великих учителей Индии > Махавира

Махавира

Родился: традиционная датировка рождения Махавиры одинакова у джайнов как секты Шветамбара, так и секты Дигамбара: 699 г. до н.э.; современная наука предпочитает иную датировку: 540 г. до н.э., Северо-Восточная Индия.

Умер: традиционная датировка смерти Махавиры: в секте Шветамбара — 527г. до н.э., в секте Дигамбара — 510 г. до н.э.; современная датировка: 468 г. до н.э., Бихар, Индия.

Главные идеи:

  • Дурные поступки приводят к тому, что человеческая душа (джива) увязает в трясине кармы.
  • Цель человеческого существования — освобождения от кармы.
  • Свобода, или обособленность (кевала), ведущая к совершенному знанию, может быть достигнута только через постепенный процесс очищения.
  • Очищение осуществляется через практику ненасилия (ахимса) и другие обеты.

Вардхамана (Vardhamana), как звали Махавиру в миру, по рождению принадлежал к сословию кшатриев (ksatriya). Его родителями были женщина по имени Трисала (Trisala) и царь Сиддхартха (Siddhartha). Согласно некоторым преданиям, они придерживались учения о ненасилии, которое проповедовал известный аскет по имени Паршва (Parsva), умерший двумястами годами ранее. (Паршва, или Паршванатха (Parsvanatha), считается в джайнской традиции двадцать третьим Спасителем-Тиртханкаром, жившим за 250 лет до Махавиры). Вардхамана, как его современник Сиддхартха Гаутама, провёл юные годы сообразно правилам своего сословия, он женился (как утверждают шветамбары), но в тридцать лет отрёкся от мира в поисках высшего смысла. Более двенадцати лет он, подобно другим индийским странствующим мудрецам садху (sadhu), или санньясинам (sannyasin), скитался по равнине Ганга, постясь, медитируя и смиренно перенося тяготы жизни в лесу, страдания, которые причиняли ему люди и звери. Этими подвигами он заслужил имя Махавиры (Mahavira), то есть "Великого Героя", и в конце концов достиг состояния совершенной отделённости от всей дурной кармы; это состояние называется кевала (kevala). Достигнув этого состояния блаженства и всеведения, Махавира стал двадцать четвёртым Тиртханкаром (Tirthankara) джайнизма, последним до настоящего времени великим учителем этой традиции. (Слово "Тиртханкара" (Tirthankara) означает "создающий переправу", то есть "указывающий путь к освобождению"). Благодаря своим достижениям Махавира удостоился титула Джина (Jina), то есть "Победитель", почему сама религия стала называться джайнизмом.

Согласно "Ачаранга-сутре" (Acaranga-Sutra), древнейшему джайнискому тексту, датируемому IV или V в. до н.э., Махавира утверждал, что живыми являются не только растения и животные, но и стихии (земля, вода, огонь и воздух), а ключ к духовному совершенствованию состоит в том, чтобы не причинять ущерба ни одной форме жизни. Отрекшись от мирских уз, Махавира стал исполнять строгие обеты, в том числе регулярные посты и периоды полного молчания, не нарушая их ни при каких обстоятельствах. Так, например, рассказывается о том, как он отвечал молчанием на вопросы некоего пастуха коров, который, разозлившись, затолкал в уши Махавиры острые листья осоки. Махавира перенёс множество страданий со стороны не понимавших его людей: его избивали палками, наносили раны, мазали грязью. Целыми неделями он не ел и не пил. И наконец однажды, сидя на солнцепёке в позе лотоса, Махавира обрёл высшее знание и прозрение, достигнув состояния кевала.

В течение шести лет, предшествовавших достижению состояния кевала, при Махавире находился в качестве ученика странствующий аскет по имени Маккхали Госала. Обретя некоторые магические способности, Маккхали Госала заявил, что он достиг высокого духовного статуса; когда Махавира осадил его, он попытался одолеть Махавиру, прибегнув к своим силам внутреннего жара (тапас, tapas). Однако эта попытка обернулась против самого Госалы, и позже ему пришлось признать Махавиру подлинным духовным вождём. Последователи Маккхали Госалы стали называться адживиками (ajivika) и существовали как самостоятельная секта вплоть до XIII в. Хотя до наших дней дошла лишь критика в адрес адживиков, можно предположить, что они исповедовали учение о духовной неизменности, которая зачастую принималась за фатализм.

Некоторые тексты указывают, что Махавира придерживался "четверичного воздержания" Паршвы, хотя это утверждение несколько сомнительно. Должно быть, это значит, что он соблюдал четыре обета: ненанесение вреда живым существам (ахимса, ahimsa), правдивость (сатья, satya), неприсвоение чужого (астея, asteya) и отказ от собственности (апариграха, aparigraha). Согласно более поздней традиции, Махавира добавил к этому обет целомудрия (брахмачарья, brahmacarya). Одиннадцать жрецов-брахманов и стали последователями Джины. Все одиннадцать его учеников-ганадхар (ganadhara) достигли состояния кевала. Согласно традиции, при жизни Махавиры джайнская община насчитывала до 14000 монахов, 36000 монахинь, 159000 мирян и 318000 мирянок.

Примерно через 600 лет после смерти Махавиры джайнская община разделилась надвое: одна часть джайнов отправилась на Юг, спасаясь от голода, свирепствовавшего на Севере. В этой группе, получившей название Дигамбара (Digambara), имеются собственные священные тексты. Помимо этого, её отличает требование, состоящее в том, чтобы все монахи-мужчины, достигшие известной степени духовного развития, ходили обнажёнными. (Слово "дигамбара" (digambara) означает "одетый в стороны света", или "облачённый в воздух", то есть "обнажённый"). Дигамбары считали, что женщины в силу своих физиологических особенностей не в состоянии достичь состояния кевала, к чему, по их мнению, способны лишь мужчины. Хотя последователи более древней секты, именуемой Шветамбара (Svetambara), и признают, что сам Махавира и одиннадцать его ближайших учеников ходили нагими, тем не менее, они позволяют нынешним монахам носить и верхнюю, и нижнюю одежду и считают, что женщины тоже способны достичь освобождения. (Слово "шветамбара" (svetambara) означает "облачённый в белое одеяние"). Шветамбары утверждают, что Махавира был женат, тогда как традиция Дигамбары настаивает на том, что он оставался холостым. Согласно дигамбарам, Махавира отказался от всего своего имущества, включая одежду в первый же день после отречения от мирской жизни. По легенде секты Шветамбара, через тринадцать месяцев после того, как Махавира оставил дом, он потерял свою набедренную повязку, зацепившуюся за колючки в чаще кустарника, и с тех пор уже не носил одежды.

УЧЕНИЕ ДЖАЙНОВ

Учение джайнов изложено в "Таттвартха-сутре " (Tattvartha-sutra) Умасвати (Umasvati), который жил примерно во II в. н.э. Космология, этика и духовный путь джайнов детально описаны в этой сутре. Классическая джайнская теория разделяет Вселенную на две категории: неживое (аджива, ajiva) и живое (джива, jiva). Первая категория включает в себя атомы, а также такие физические принципы, как движение, покой, пространство и время. Категория живого предполагает наличие душ-джив в природных стихиях, или элементах, растениях и животных. Каждая джива наделена энергией, сознанием и блаженством; она претерпевает череду рождений в трёхчастной Вселенной. На низшем уровне дживы обитают в адских областях; на среднем уровне они существуют как элементали, то есть души природных стихий, а также как растения, животные и люди; на высшем уровне они принимают форму богов. Однако лишь на среднем уровне, и только пребывая в форме человека, джива может достичь состояния кевала.

Развивая этот принцип жизни, изложенный в "Ачаранга-сутре", позднейший джайнизм принимает учение об иерархии жизненных форм. Простейшие жизненные формы, именуемые нигода, напоминают то, что сейчас называется микроорганизмами; они населяют влажные места и плоть более сложных организмов.

Выше находятся земляные, водные, огненные и воздушные тела. Ещё более высокие уровни жизненной организации — это растения и животные, распределяющиеся согласно числу чувств, которыми они обладают. Все жизненные формы, включая микроорганизмы и души природных стихий, наделены осязанием. У червей к осязанию прибавляется вкус, у мелких насекомых — вкус и обоняние, у мух и мотыльков, помимо указанного, — зрение, у водных змей к перечисленным добавляется слух. Млекопитающие, рептилии, рыбы и люди наделены шестью чувствами: к перечисленным выше добавляются умственные способности. Независимо от уровня жизни — от комка земли до обитателей небес — все дживы включены в круговорот рождений, покуда они не достигнут формы человека и не устремятся к освобождению от кармы.

ТЕОРИЯ КАРМЫ

Теория кармы в джайнизме совершенно своеобразна и разработана значительно обстоятельнее, чем в буддизме и индуизме. По представлениям джайнизма, карма — это материальная, липкая субстанция определённого цвета, состоящая из атомов, облепляющая дживу и препятствующая её восхождению в сиддха-локу (siddha-loka), то есть в мир освобождённых душ. Карму привлекают к дживе поступки, продиктованные насилием; по утверждению джайнов, самые агрессивные существа окружены облаками черноватой материи. С понижением уровня агрессивности покров кармы становится соответственно голубым, серым, красновато-оранжевым и жёлтым. Человек, практикующий ахимсу, окружён только белой кармой. Далее, джайны делят карму на 148 различных форм, именуемых пракрити (prakriti); эти формы — от разрушительных до лишённых разрушительного начала — объединяются в восемь основных категорий.

Согласно классическому джайнизму, путь к освобождению предполагает четырнадцать ступеней (гуна-стхана, gunasthana). На первой ступени джива увязает в неведении. На четвёртой ступени она на краткий миг узревает возможность освобождения, что тут же уничтожает многие слои кармы, опутывающие душу. На последующих ступенях человек приносит пять основных обетов (неприченение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, целомудрие и отказ от собственности) и преодолевает страсти. На окончательной ступени, достигаемой перед смертью, уничтожаются все оставшиеся кармы. Современные последователи джайнизма живут в соответствии с основными заповедями Махавиры. Все джайны — вегетарианцы. Члены общины мирян традиционно избирают занятия, свободные от какого-либо насилия: они обычно работают в сферах торговли, искусства и издательского дела. Джайны-миряне периодически воздерживаются от еды; в некоторых случаях они носят марлевую маску, чтобы ненароком не вдохнуть мелких насекомых.

Монахи-джайны ведут очень строгий образ жизни. В зависимости от принадлежности к тому или иному ордену некоторые из них не задерживаются в одном и том же месте даже на день или два. Едят они только то, что им подают. Члены ордена Шветамбара владеют определённым минимумом вещей, тогда как монахи-дигамбары, достигшие определённой степени духовного развития, вообще ничем не владеют, даже одеждой. Монахи и монахини обоих орденов тщательно подметают перед собой дорогу, чтобы нечаянно не наступить на насекомых. В особых случаях некоторые из джайнов могут получить разрешение не принимать пищу вплоть до кончины.

В настоящее время община джайнов располагается в штате Гуджарат и в западной части штата Раджастан. Несколько тысяч джайнов эмигрировали в Америку и Англию. Современные джайны продолжают сообразовывать свою жизнь с учением Махавиры о ненасилии. Они принимали участие в компаниях за ядерное разоружение, пропагандировали вегетарианство и отказ от использования подопытных животных в научных лабораториях.

Кристофер Ки Чэппл
Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.