Учения великих учителей Индии > Нанак

Нанак

Родился: 1469 г. в Тальванди (ныне Нанкана Сахиб), в Индии.

Умер: 1539 г. в Пенджабе (Индия).

Основные труды: "Аса Ди Вар", то есть "Песни надежды"; "Джапжди", то есть "Моления".

Главные идеи:

  • Есть один бесконечный Бог, Который не может умереть, чтобы снова воплотиться и принять человеческую форму.
  • Чтобы обрести спасение, необходимо иметь духовного наставника, гуру.
  • Не отречение от семейной жизни (грихастха), не совершение обрядов и церемоний и не телесные самоистязания ведут к просветлению, а добрые дела.
  • Все люди равны, а касты созданы людьми, чтобы поддержать верховенство меньшинства.
  • Повторение имени Бога (Нам) помогает одолеть зло.
  • Милосердие, богопочитание и тяжкий труд должны составлять нравственный кодекс жизни.
  • Поэзия, искусство, музыка и философия имеют важное значение, но религия — это высшая возможность обрести духовную мудрость и знание вечной истины.

Глубоко обеспокоенный как враждой индусов и мусульман, приведшей к невообразимому хаосу и религиозному фанатизму с той и другой стороны, так и массовой эксплуатацией бедняков, Нанак (Nanak) попытался возродить индийское общество, основав новую религию. Эта религия получила название "сикхизм" ( от слова сикх, что значит "ученик"). Сикхи исповедовали монотеизм, единого Бога как Высшее Бытие, а также всеобщее братство людей на Земле.

Ничуть не удивительно, что на религиозную философию Нанака оказали влияние ислам, индуизм, суфизм и движение бхакти. Нанак родился в 1469 г. в деревне Тальванди в северной Индии, в сорока километрах к северу от Лахора (ныне эта деревня называется Нанкана Сахиб, Nankana Sahib). Эпоха, в которую жил Нанак, была временем политической нестабильности и религиозных притеснений. Правители Северной Индии были мусульманами (с 1451 по 1526 г. династия Лоди, а в последствии династия Великих Моголов). Они проявляли крайнюю нетерпимость по отношению к индусам, запрещали совершать индуистские обряды и сравняли с землёй множество храмов, стремясь распространить свою веру. Хотя эти старания распространить ислам и привели к появлению незначительного числа новообращённых, в целом вследствие такой нетерпимости индусы стали ещё крепче держаться своей религии. Кастовая система индийского общества, основанная на иерархии, во главе которой стояли брахманы (жрецы), за которыми шли кшатрии (ksatriya), то есть воины, вайшьи (vaisya), то есть торговцы, и шудры (sudra), то есть слуги и чернорабочие, стала ещё более строгой. Подобным же образам и стремление распространить ислам за счёт притеснения индусов сделало следование законам ислама ещё более обязательным. Этот натиск не только усугубил взаимную вражду, но и отрицал основополагающий принцип равенства, на котором стоит любая религия. А больше всего доставалось в этой схватке рядовым людям.

Эти религиозные распри заставили Нанака обратиться к изучению ислама и индуизма, равно как и поставить вопрос о состоятельности основных положений этих религий. В процессе этого изучения его внимание привлекали и другие религии: движение бхакти, представлявшее собой движение религиозного возрождения, выступавшее против многобожия и кастовой системы индуизма, а также суфизм, то есть исламский мистицизм.

Нанак изучал основополагающие идеи этих религий в длительных путешествиях по различным частям Индии и по другим странам. В долгих беседах с пандитами в таких местах паломничества, как Матхура, Бенарес, Гайа и Джаганнатх Пури, Нанак ознакомился с идеями индуизма. Частые визиты в суфийскую общину в Пак Паттане просветили его относительно учений суфийских святых, а путешествие в Мекку и Медину позволило ему тесно общаться с мусульманами.

Знакомство с различными религиями заставило Нанака размышлять о проблемах существования человечества и смысле жизни. Вместо того чтобы слепо принимать догматы той или иной религии, он подходил к ним с позиций разума и считал возможным изменять их. Нанак проповедовал, что к спасению ведут дела человека, а не его кастовая принадлежность. Нанак утверждал, что подвиги покаяния, аскетизм и самоотречение не имеют значения, если при этом питать злобные намерения по отношению к человечеству.

"Джапджи" ("Моления")

Философские идеи Нанака выражались в многочисленных песнях, гимнах и устных беседах, названных "Гурбани" ("Gurbani"), то есть "слово гуру". Они были сложены или произнесены на североиндийском диалекте (пенджабском), на котором говорили простые люди. Сюда входят "Маджх Ки Вар" ("Majh Ki Var"), то есть "Песня в раге маджх"; "Патти" ("Patti"), то есть "Азбука"; "Дакхни Омкар" ("Dakhni Omkar"), то есть "Свщенный слог Ом"; "Сиддх Гошти" ("Siddh Goshti"), то есть "Беседы с сиддхами", а также "Вар Мальхар" ("Var Malhar"). Однако самый значительный вклад в пенджабскую литературу и идеологию сикхизма внесли "Джапджи", то есть "Моления", и "Аса Ди Вар" ("Asa Di Var"), то есть "Песни надежды", выражающие главные идеи Нанака и касающиеся основных тем его религиозно-философской мысли. Репутация Нанака как философа покоится прежде всего на этих благочестивых гимнах и поэтических творениях. Пятый гуру сикхов, Арьян Дэв, собрал стихи Нанака в книгу под названием "Ади Грантх" ("Adi Granth"), то есть "Изначальная Книга". После того как десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх, объявил, что сама книга "Ади Грантх" является гуру, она стала называться "Шри Гуру Грантх Сахиб Джи", то есть "Священная почтенная книга, гуру и господин".

"Джапджи", то есть "Моления", свидетельствует о горячем желании Нанака провозгласить такую религию, которая была бы монотеистической в противоположность многобожию индуизма. Нанак утверждает, что есть лишь один Бог, подлинный творец и всемогущий владыка мира. Он лишён формы (ниранкар), бесконечен и бессмертен. Поэтому он не может воплощаться. Поскольку Бог не имеет формы, то невозможно постичь его в форме какого-либо кумира. (Люди поклонялись кумирам как самому Богу, а не как его символическому изображению, и потому Нанак осуждал идолопоклонство.) Бог не может принять человеческий облик, ибо тело человека подвержено тлению. Доказательство существования Бога можно увидеть в природе. Есть лишь один Бог, и достичь общения с ним можно только с помощью гуру. Гуру, духовный наставник, — это пророк или просветлённый.

Поскольку гуру сеет семена истинного сознания в своих учениках, то он занимает важное место в философии Нанака. В противоположность индуистским представлениям, гуру — это не воплощение Бога, а учитель и человек, которому следует повиноваться и у которого нужно испрашивать совета, а не поклоняться ему. Так как гуру — это посланник Бога, то ученикам надлежит верить в то, что он указывает им верный путь к Богу. Именно гуру, оказавший людям помощь в осознании их способности к добру, помогает им узреть истину (сат, sat) и не даёт им угодить в ловушку материалистической лжи (асат, asat). Себя самого Нанак считал таким гуру, которого Бог избрал, дабы говорить через него.

"Джапджи" заканчивается эпилогом, озаглавленным "Шлок" и восхваляющим нравственные поступки. Поскольку Бог — это истина, то быть лживым — значит быть безбожным, утверждает Нанак. Только нравственные поступки ведут к спасению и помогают людям избежать бесконечного цикла новых и новых рождений. Нравственные ценности можно усвоить, живя со своим народом, служа ему и проявляя по отношению к нему доброту и сострадание. От грехов можно очиститься, повторяя имя Бога. Совершение ритуалов тщетно, если человек не предпримет путешествия ума внутрь самого себя и не преисполнится веры и любви.

Нанак не видел большой заслуги в аскетизме, отречении от мирской жизни, разлуке с семьёй или домом (грихастха), ношении особого "духовного" одеяния, раскрашивании лица пеплом и других внешних проявлениях благочестия. В "Джапджи" Нанак противостоит индуистской идее кармы, равно как и многобожию.

"АСА ДИ ВАР" ("ПЕСНИ НАДЕЖДЫ")

Основная тема "Аса Ди Вар" —собрания гимнов, которые полагалось распевать ранним утром, — это благочестивые деяния человека, о коем следует судить по его делам, а не по происхождению. Такие качества, как честность, доброта и сострадание, помогут человеку обрести мудрость и вступить в общение с Богом через садгуру (sadguru), то есть учителя истины, или истинного наставника, в котором являет Себя Бог.

Нанак утверждает, что в глазах Бога все равны: для него "нет ни индуса, ни мусульманина". Нанак страстно осуждал кастовую систему: хотя она и возникла на основе разделения людей по ремёслам и профессиям, но на практике привела к возникновению социальных различий между людьми, причём шудры были сведены до положения неприкасаемых. Нанак осуждал кастовую систему также из-за лицемерия некоторых брахманов, учивших, по сути, идолопоклонству, носивших на лбу метку своего сословия и совершавших религиозные обряды, чтобы постичь Божественное Откровение, но ничего не делавших для освобождения своих ближних из пут религиозного и социального неравенства. Поскольку все равны, заявлял Нанак в "Вар Мальхар", то боятся следует не людей, а единственно Высшего Бога.

Чтобы создать бескастовое общество, Нанак ввёл во всех сикхских храмах и центрах обычай гуру ка лангар, то есть "стол гуру": так называлось нечто вроде бесплатных столовых. В лангаре люди садились рядом друг с другом независимо от их касты, и Нанак обедал вместе с ними. В учении Нанака явственно ощущается дух демократии, равенства, мира и единства между людьми.

Но одними лишь совместными трапезами не создашь бескастового общества. Чтобы обращаться со всеми как с равными себе, необходимо расстаться со своими дурными мыслями. Главное из всех зол, согласно Нанаку, — это человеческое эго. Если одолеть эго, то все прочие грехи — гневливость, зависть, похоть, гордость и привязанности — могут быть легко побеждены. Повторение имени Бога (намсимран; это слово восходит к др.-инд. nama — "имя" и smarana — "поминание", "памятованье") поможет одолеть эти пороки. Сосредоточение сознания на имени Бога успокаивает ум и приносит душевный мир и благочестие благодаря дисциплине ума. Это аскетическое упражнение может выполняться и посредством слушания гимнов (киртан). Поэтому поэзия и музыка — важные средства обретения духовной мудрости общения с Богом. Стихи самого Нанака часто распевались на молитвенных собраниях.

Отдельные идеи, определявшие воззрения Нанака, можно обнаружить и в рамках иных вероисповеданий. Так, например, святые — бхакты и суфии — проповедовали равенство людей, всемогущество Бога и любовь к человечеству, добродетель, правдивость и доброту, соответственно осуждая кастовую систему. Однако Нанак сумел прямо поведать о своих идеях простым людям. Свои мысли он выражал языком, который был удобопонятен народным массам. Поэтому бани, то есть слово, Нанака могло служить и молитвой, и прямым советом о том, как стать хорошим человеком. Именно это и определяет уникальность вклада Нанака в восточную религиозную мысль. Нанак осуждал все формы религиозного фанатизма и из всех существующих вероисповеданий отбирал то, что наиболее годилось для возвышения простого человека в эпоху социально-религиозных разногласий. Благодаря ему многих людей перестала удручать мысль о том, что им не достичь духовного совершенства в своей жизни, поскольку они не могут совершить предписанного паломничества, необходимого для обретения спасения. Отмена кастовой системы в религиозном учении Нанака сделала его идеи доступными для всех сословий, для всех мужчин и женщин, внушая угнетённым массам чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах. Всё это принесло надежду на достижение общественного согласия и создало чувство единства, помогавшее укрепить узы общины в решающий момент истории Индии.

Философия Нанака оказала значительное влияние на его современников и стала основой религии сикхизма. Девять его преемников, последним из которых был гуру Гобинд Сингх, подражали его жизни и пестовали его идеи, которые продолжают вдохновлять сикхов и поныне.

Нанди Бхатиа
Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.