Учения великих учителей Индии > Патанджали

Патанджали

Родился: в Индии, дата неизвестна; предположительно от 200 г. до н.э. до 400 г. н.э.

Умер: В Индии, дата неизвестна; предположительно от 150 г. до н.э. до 450 г. н.э.

Основной труд: Йога-сутры.

Главные идеи:

  • Различные индийские этические и эстетические практики могут быть сведены воедино.
  • Средство достижения успеха в йоге, или медитации, — сдерживание хаотической активности ума.
  • Тело и дыхание могут быть использованы для успокоения ума. Ум может войти в состояние глубокого сосредоточения.
  • Различающее постижение — ключ к освобождению.

Медитация всегда занимала важное место во всех индийских религиях. Может быть, она появилась в результате нового истолкования индийских ритуалов; возможно, она восходит к духовным практикам коренного населения Индостана: отдельные намёки на это можно найти на печатях из Мохенджодаро и Хараппы. Как бы тони было, йогу практиковали последователи различных религий: ортодоксального индуизма, джайнизма и буддизма. Почерпнув свои знания, как представляется, из различных школ и направлений, Патанджали составил краткое руководство, предназначенное для заучивания наизусть. В нём Патанджали обобщает и сводит воедино несколько йогических техник. Этот текст комментировался в течение многих столетий и стал образцовым руководством и по теории, и по практике медитации в Индии.

ЙОГА-СУТРЫ

Трактат Патанджали, составленный на санскрите, содержит четыре главы (пада, pada): О сосредоточении (самадхи, samadhi), О способах осуществления [йоги] (садхана, sadhana), О совершенных способностях (вибхути, vibhuti), и Об абсолютном освобождении (кайвалья, kaivalya). Хотя некоторые исследователи пытались доказать, что Патанджали просто позаимствовал эти главы из пяти — или более того — предшествующих текстов, однако повторение ключевых тем показывает более глубокую связь этих частей. Одна из таких ключевых тем — достижение контроля над сознанием. Другая, касается развития способности постигать различие между зрителем (неизменным личным началом, называемым драштар, атман и пуруша) и зримым (сферой проявленного и перемен, называемой дришья, паринама или пракрити). Когда человек обретает способность владеть своим умом и пребывать в состоянии "чистого видения", тогда он достигает состояния кайвалья (kaivalya) — буквально "единичности" или "обособления", то есть абсолютного освобождения, свободного от всех негативных воздействий (аклишта карма, aklista karma), называемого также "облаком дхармы" (дхарма-мегха-самадхи, dharma-megha-samadhi).

В первой главе трактата Патанджали излагает свои метафизические, эпистемологические и логические предпосылки. Он утверждает, что эмпирическое разворачивание мысли (читта-вритти) осуществляется в сфере зримого в пяти формах: достоверное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память (1.6—11, здесь и далее указываются сутры трактата Патанджали). Благодаря практике и бесстрастию деятельность сознания может быть прекращена (ниродха, nirodha, 1.12). При этом достигается искомое состояние, когда "зритель пребывает в собственной форме"(1.3). Метафизика Патанджали отражает положения школы санкхья, которая, опираясь на примеры, почерпнутые из ведийских текстов, постулирует двойственную психодуховную реальность: свободного зрителя и личность, связанную своим отождествлением со зримым. От мирских бедствий можно избавится, приняв правильную эпистемологическую точку зрения, устраняющую привязанность ко зримому. Логика здесь движима стремлением освободиться от всепроникающего страдания (дукха, dukha), о котором говорили как буддисты, так и последователи санкхьи. Йога — это прежде всего путь к спасению.

Патанджали рекомендует несколько средств, способных привести человека к йогическому состоянию. Некоторые из них признавались и в буддизме, такие как вера, энергичность, памятование, сосредоточенность и мудрость (1.20), а также упоминаемые у Патанджали дружелюбие, сострадание, радость и беспристрастность (1.33). В числе других средств, рекомендуемых Патанджали в первой главе, — упование на Ишвару, то есть Господа как Великого Учителя (Ишвара-пранидхана, Isvara-pranidhana); рецитация слога Ом; контроль за дыханием; однонаправленность сознания, его просветление и отрешённость; сознание, опирающееся на благоприятный сон или на "то, что приятно" (1.23—39).

Во второй главе Патанджали излагает две частично пересекающиеся друг с другом системы: "трёхчленную йогу действия", в которую входит подвижничество (тапас, tapas), самообучение и упование на Ишвару (2.1—2), а также восьмичленную йогу (2.29), по которой Патанджали больше всего известен. Первая ступень этой восьмичленной йоги — пятеричное самообуздание (яма, yama), тождественное этической системе, практикуемой в джайнизме: это ненасилие, правдивость, неворовство, половое воздержание и неприятие даров (2.30—31). Далее Патанджали излагает пять религиозных предписаний (нияма, niyama): это чистота, удовлетворённость, подвижничество, самообучение и упование на Ишвару (2.32). Последние три предписания входят в изложенную выше трёхчленную систему "йоги действия". Эти две группы йогических заповедей, по пять в каждой, составляют предписания поведения, в мире, смягчающие негативные последствия мирских деяний. Далее Патанджали перечисляет два вида физических упражнений в осуществлении йоги: это особые позы (асана, asana, 2.46—48) и контроль за дыханием (пранаяма, pranayama: 2.49—52). Отвлечение чувств и контроль за ними (пратьяхара, pratyahara) составляют пятую ступень восьмичленной системы (2.54—55), за которой следуют три "внутренних" звена: концентрация на объекте (дхарана, dharana), созерцание (дхьяна, dhyana) и глубокое сосредоточение (самадхи, samadhi) (3.1—3).

Различные категории самадхи, упоминаемые Патанджали, важны для понимания системы йоги. Прежде всего он использует два термина — сампраджнята (samprajnata) и самапатти (samapatti) —для обозначения состояния концентрации, связанного с мыслью, рефлексией, блаженством и чистым чувством эго (1.17). Далее Патанджали говорит о состоянии глубокого сосредоточения, в котором исчезает различие между субъектом и объектом. Это состояние начинается с концентрации на внешних объектах (савитарка, savitarka) и переходит затем к более чистой ступени, свободной от слов и значений (нирвитарка, nirvitarka: 1.42—43). На следующем уровне предметом концентрации служат внутренние объекты, такие, как отпечатки прошлых действий (самскара, samskara). Патанджали сообщает о двух уровнях такого сосредоточения: начальном, или рефлексивном (савичара, savicara) и более высоком, или нерефлексивном (нирвичара, nirvicara: 1.42—43). Все эти формы сосредоточения называются "обладающими семенем" (сабиджа, sabija): это означает, что они ещё сохраняют потенцию вызвать рецидивы отождествления со зримым (сферой проявлений и перемен). Когда развивается способность к нирвичара самадхи, влияние прошлых действий устраняется и человек вступает в состояние самадхи, "лишённого семени" (нирбиджа, nirbija), которое в других главах трактата, судя по всему, приравнивается к кайвалье, дхарма-мегха-самадхи и понятию чистого зрителя (драштар).

БЛАГОТВОРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЙОГИ

Во второй и третьей главах Патанджали делает интересные отступления в развитии своей мысли: он перечисляет силы, накапливающиеся при осуществлении йоги. Практика системы десяти нравственных заповедей, упомянутая выше при изложении восьмичленной йоги, приводит к обретению различных благ. Когда человек укореняется в ненасилии, то, по словам Патанджали, в его присутствии унимается враждебность (2.35). Правдивость даёт способность предсказывать будущее (2.36), неворовство приводит к обладанию драгоценностями (2.37), половое воздержание — к обретению энергии (2.38), твёрдость в неприятии даров — к знанию всех прошлых рождений (2.39). Из чистоты возникает отвращение к телесным контактам (2.40), из удовлетворённости — счастье (2.42), подвижничество ведёт к телесному совершенству (2.43), самообучение налаживает связь с наставляющим божеством (2.44), упование на Ишвару приводит к успехам в сосредоточении (2.45). При обращении ко "внутренним" звеньям йоги достижения становятся всё более эзотерическими: в них входят такие сверхчеловеческие способности (сиддхи, siddhi), как знание языков всех живых существ (3.17), способность быть невидимым (3.21), громадная физическая сила (3.24) и умение пользоваться внутренней энергией чакр (cakra), то есть телесных центров (3.29—34).

Если не принимать во внимание эти отступления, то в основном Патанджали остаётся верен своей главной теме: контролю за деятельностью ума. В каждой главе он напоминает читателю (или слушателю) о необходимости трудиться над распознаванием различия между эфемерным миром перемен и неколебимым убежищем зрителя. Это знание, называемое вивека-кхьяти (vivekakhyati), содержит в себе ключ к уничтожению следов прошлых деяний, то есть кармы, тем самым позволяя достичь несвязанного состояния кайвалья.

ТЕОРИЯ КАРМЫ

Особый интерес представляет теория кармы. В первой главе Патанджали утверждает, что различные формы самадхи, "обладающие семенем" (сабиджа), препятствуют импульсам (самскара, samskara), создаваемым прошлой кармой (1.50). Во второй главе Патанджали отмечает, что карма коренится в пяти аффектах: неведении, эгоизме, влечении, враждебности и жажде жизни. Покуда существует такая карма, человек подвержен будущим рождениям и всевозможным страданиям, из них проистекающим. Цель йоги — уйти от неизбежности будущего страдания, обусловленного кармой, устранив аффекты и привязанности (2.3—16). Йогином Патанджали называет того, чья карма не является ни чёрной, ни белой, ни их смешением (4.7). При достижении дхарма-мегха-самадхи, как утверждает Патанджали, аффектированные деяния (клишта-карма, klista-karma) прекращаются (4.29—30); позднейшие комментаторы добавляют, что при этом состояние освобождения достигается при жизни (дживан-мукта, jivan-mukta).

Значение трактата Патанджали становится очевидным из того, что его многократно комментировали. Самый знаменитый комментарий был написан Вьясой в VI или VII в. н.э.; за ним последовали комментарии Вачаспати Мишры, составленные около 850 г. н.э., Бходжа Раджи, созданные в начале XI в., и Виджнянабхикшу, написанные в XVI в. Трактат также переводился на персидский язык, а комментарии к нему и обобщённое изложение учения Патанджали были написаны по-арабски аль-Бируни.

 

Кристофер Ки Чэппл
Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.