Индийская свадьба > Бенгальская свадьба

Бенгальская свадьба

Свадебная церемония в Западной Бенгалии довольно долгая и сложная, наполненная яркими и многозначительными ритуалами и праздничным весельем. По традиции, свадьбу в Бенгалии устраивают близкие друзья или родственники, называемые гхотоками. Прежде всего, родители молодых людей договариваются о помолвке, сопровождающейся особыми ритуалами. Для начала пурохит (брахман, родовой жрец) выстраивает (проверяет) родовую линию, для того чтобы убедиться, что брак не состоится между близкими родственниками одной и той же готры (род). Этот ритуал известен под названием Адан Прадан (подбор пары). После этого семья жениха отправляется в дом невесты, где во время церемонии Пака Декха назначается дата свадьбы. Далее следует церемония Ааширвад (или Патри Патра) — подтверждение брачного союза, которая проводится за несколько дней до свадьбы в доме жениха или невесты. В день Ааширвада родственники благословляют жениха и невесту и одаривают их подарками: украшениями, восхитительными бенгальскими сладостями и деньгами.
Для того, чтобы во время свадебной церемонии дом посетила удача, перед входом и на его стенах женщины рисовой мукой, смешанной с природными красителями, рисуют узоры в виде цветов и фигур, называемые алпана, или ранголи. Весь дом внутри и снаружи украшается манговыми листьями и цветочными гирляндами, а по четырём сторонам света от дома устанавливают маленькие банановые пальмы. Под пальмами ставят заполненные священной водой, накрытые листьями манго и кокосами поверх них глиняные горшки (матка), символизирующие бога Вишну.

За день до свадьбы в домах жениха и невесты проводится Вридхи Пуджа или (Шраддха) — церемония поклонения предкам жениха и невесты. Обычно церемонию поклонения предкам проводят братья отца. Вначале пуджи совершают поклонения Нараяне (аватара Вишну), затем почитается Кула Дэвата (домашнее божество), а после прародители (усопшие предки), которым подносится их любимая пища. Во время пуджи дом наполняется ароматным дымом благовоний и ярким светом от огненных масляных светильников, называемых прадип. В этот же день в доме невесты собираются все её родственники на праздничный ужин, который именуется Аи Буро Бхат.

Следующей церемонией является Додхи Мангал. Рано на рассвете около десяти замужних женщин (сестёр и тётушек) сопровождают жениха к ближайшему водоёму, чтобы пригласить богиню Гангу на церемонию свадьбы. Набрав воду в кувшины, женщины омывают жениха, а затем кормят его, главным образом машем (чечевицей), жареной рыбой, рисом и простоквашей. Этот ритуал проводится и для невесты.
Обычно за день-два до свадебного обряда или же в день свадьбы проводится церемония Гае Халуд. Собравшиеся родственницы в шумном веселье наносят на тело жениха и невесты жёлтую пасту из куркумы для придания коже золотистого оттенка. После чего, во время церемонии Снан, родственники омывают их водой из священного источника. Эти две церемонии проводятся отдельно как для жениха, так и для невесты.
По традиции, родственники жениха, придя в этот день в дом невесты, дарят ей различные подарки: шесть сари, украшения, хну для менди (узоров на руках), сладости, две рыбы, украшенных в виде жениха и невесты, и паан (листья бетеля).

В долгожданный день свадьбы в домах жениха и невесты совершается церемония Куби Патта — поклонение Кубере (Кувера или Вайшравана — бог, хранитель богатств), которому подносят блюда из риса и бобовых. На невесту во время церемонии Коне Саадж надевают свадебное сари, обычно красного или жёлтого цвета, и украшения. Затем наносят свадебный макияж, используя сандаловую пасту, а волосы собирают в пучок и покрывают изящной накидкой. Необходимым украшением невесты являются менди (узоры из хны), которые наносятся на руки за несколько дней до свадебного обряда. На ступнях невесты рисуют узоры красной краской. По традиции, во время всех церемоний бенгальская невеста должна держать в руках  гаач коуто — маленький деревянный сосуд, в котором находится синдур (порошок красного цвета, или киноварь). На руки невесте надевают красные и белые браслеты из раковин (Санкха Пола, Шанкха), а на голову мукут (свадебную корону). Жених облачается в новые дхоти (набедренную одежду) и курту (широкую рубаху). На голову ему надевают также белую, похожую на колпак шапку, называемую топор.
Облачившись в свадебный шёлковый наряд, жених со своими родственниками направляется в дом невесты, где его встречает, звеня колокольчиками и трубя в раковины, родня невесты. Женщины, совершая ритуал Бор Ааша (арати), подносят жениху сплетённый из бамбука или металлический плоский поднос в форме подковы, называемый  баран дала, на котором лежат сандал, листья и орехи бетеля, куркума, цветы, фрукты, простокваша, гхи  и рис. После жениха кормят сладостями и окропляют душистой розовой водой. Затем жених и невеста отправляются в мандап — место проведения свадебной церемонии. Традиционно, бенгальские свадебные мандапы украшаются цветами и лампадами, а перед входом ставятся две небольшие пальмы и рисуется алпана (ранголи). Во время праздничной процессии к мандапу невесту, закрывающую лицо двумя листьями бетеля, несут на деревянном сидении, называемом пири (пиди).

В начале бенгальской свадебной церемонии, когда жених уже совершил первые ритуалы, в мандап вносят невесту, сидящую на пири. Её обносят вокруг жениха семь раз в знак их союза. Своё лицо невеста закрывает двумя листьями бетеля так, чтобы никто не мог увидеть его. Затем следует ритуал Шубхо Дришти (Шува Дришти), во время которого невеста, убирая от лица листья бетеля, даёт возможность жениху впервые близко взглянуть на неё. Во время свадебного обряда под песнопение мантр жених и невеста обмениваются цветочными гирляндами (ритуал обмена гирляндами называется Мала Бадол), после чего они усаживаются у жертвенного огня. Их руки связывают травой куша, а часть одежды узлом (после свадьбы связанные узлом одежды хранят в специально отведённом месте, а узлы никогда не развязываются). Затем жених и невеста обходят семь раз священный жертвенный огонь, давая клятву быть вместе в последующие семь рождений. Этот ритуал именуется Саат Пхера или (Саат Пааке Бандха).
Далее следует церемония Анджали. В ладонь невесты, лежащую на ладони жениха, её брат насыпает рис, который молодые предлагают огню (высыпают в огонь). Завершает бенгальскую свадебную церемонию ритуал Синдур Даан, во время которого жених окрашивает пробор невесты ярко-красным синдуром (киноварью).

На следующее утро после церемонии свадьбы новобрачные проводят Баши Бие — поклонение Сурье (Сурья, Савитар, Вивасван — бог Солнца).
После следует церемония Бидаи (Видаи). Получив благословения родных и обняв отца и мать, невеста отправляется вслед за своим мужем в его дом.

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

 
Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.