Индийская свадьба > Гуджаратская свадьба

Гуджаратская свадьба

Гуджаратская свадебная церемония считается в Индии одной из самых интересных, захватывающих и ярких. Её отличительной особенностью является насыщенность разнообразием обычаев и ритуалов.
Гуджаратцы обожают яркие, блестящие наряды. Классическим свадебным одеянием гуджаратской невесты является сари, дополненное золотыми украшениями, но допускается и ленга чоли (лехенга).
Существуют два вида свадебных гуджаратских сари: панетар — белое сари с красной, расшитой узорами каймой и гхарчола — традиционное красное сари с золотыми квадратными узорами. В соответствии с традицией, невеста должна быть облачена в сари красного цвета. Этот цвет считается благоприятным для неё, поскольку считается цветом женского начала (страсти, активности), хотя в Гуджарате современная молодёжь всё чаще использует нетрадиционные цветовые гаммы и дизайн.
Традиционным свадебным нарядом жениха является  дхоти и курта кремового или лимонно-жёлтого цветов. Иногда шервани (длинный сюртук) с чуридарами (узкие штаны) или дхоти (мужская набедренная одежда). В качестве дополнения на шее может быть накидка красного цвета. На голове — свадебный тюрбан. Однако в настоящее время традиционному наряду всё чаще предпочитают западные костюмы.

Обычно свадьба в Гуджарате начинается с Сагаи (помолвка). Невеста в сопровождении родствениц, подруг и музыкантов направляется в дом жениха, неся на голове матли — металлический горшочек, украшенный орнаментом, наполненный сладостями и подарками, для того, чтобы преподнести его жениху и его родне.

За несколько дней до свадьбы семьи в своих домах проводят церемонию поклонения богу Ганеше — Мандап Махурат, прося его о благосклонности. Другой главной церемонией, совершаемой в обеих семьях, является Гриха Шанти, во время которой брахман (буквально "лучший по рождению", лучший из дважды рождённых, представитель высшего сословия (варны), священнослужитель, жрец) проводящий пуджу (обряд поклонения богам), просит божества даровать мир и спокойствие будущей молодой семье.

На следующую церемонию называемую Питхи, проводимую также отдельно в домах жениха и невесты, собираются все близкие родственники и друзья. В атмосфере праздника на лицо и тело жениха и невесты для очищения кожи и придания ей мягкости и блеска наносят жёлтую пасту из куркумы.

За день-два до свадьбы в Гуджарате проводят церемонию Менди, на которой собираются все родственницы невесты. Пока женщины поют песни и шутят, на руках и ногах невесты хной рисуют дивные узоры, называемые менди или мехенди.

Обычно в последний день перед свадьбой проводится вечер танцев и забав, называемый Гарба, на котором встречаются члены обеих семей. Кульминацией вечера является исполнение танца Раас, или Раас Дандия. Танцующие держат в руках палочки, называемые дандия, и ударяют ими каждый раз в такт ритма по палочкам других танцующих. Вечер позволяет будущим родственникам ближе познакомиться друг с другом, а также набраться сил перед следующим днём, насыщенным свадебными ритуалами и праздничной суетой.

В день свадьбы, во время церемонии Бараат, жених шествует к месту проведения свадебного обряда верхом на лошади или в экипаже в сопровождении бараат — родственников и друзей. Во время церемонии прибытия жениха, которая называется Понкву, мать невесты встречает его традиционным  арати и шутливо пытается схватить за нос в знак того, что он всё-таки станет мужем её дочери. Затем, во время церемонии Джай Мала, жених и невеста дважды обмениваются цветочными гирляндами. При первом обмене жених стоит на возвышении так, что невесте приходится становиться на цыпочки.

После Джай Малы мать невесты приглашает жениха в свадебный мандап (место проведения свадебной церемонии), где совершается ритуал Мадхупарка, во время которого жениху омывают стопы и кормят его молоком и мёдом. Во время этой церемонии сёстры невесты пытаются похитить туфли жениха. Этот забавный обычай известен как Джута Чураи. По традиции, жених должен покинуть свадебный мандап в той обуви, в которой пришёл, поэтому ему приходится выкупать свои туфли у сестёр невесты.

Затем следует важная часть свадебной церемонии, которая начинается с ритуала Канья Агамана. Дядя по матери несёт невесту на руках в мандап или же, если он стар, ведёт её, держа за правую руку. В мандапе родственники держат белую ткань, называемую антарпаат, которой отделяют жениха от невесты. В благоприятный момент брахман-жрец (випра) начинает ритуал, ткань опускают, и пара обменивается цветочными гирляндами у священного огня.  

Самой важной частью гуджаратского свадебного обряда является ритуал Канья Даан. Родители невесты омывают жениху стопы, почитая его, как самого бога Вишну. Затем отец невесты передаёт свою дочь жениху со словами: «Я дарю тебе самое дорогое, что у меня есть — свою дочь». Невеста, олицетворяющая собой богиню Лакшми, как бы соединяется со своим супругом, воплощением Вишну.

Во время церемонии Хаста Милап конец шарфа (накидки) жениха связывают с концом сари невесты, их правые руки соединяют вместе и накрывают белой тканью, а на их шеи одевают священный шнур, называемый вармала, символизирующий соединение двух душ. Брахман, читая мантры, призывает богинь Лакшми и Парвати благословить счастливую пару. Родственники, осыпая жениха и невесту рисом и лепестками роз, благословляют их. Затем жених и невеста совершают Мангал Пхера (обход священного огня). Держа правой рукой правую руку невесты, жених обходит с ней три раза священный огонь, что символизирует три главные цели (ценности) жизни, называемые триварга: дхарма, артха, кама. Дхарма — соблюдение религиозного, морально-этического долга, божественного закона, справедливости; артха — польза, цель, выгода, обеспечивающая материальное благополучие; кама — удовольствия, эмоционально-чувственные наслаждения, желания, любовь.
Далее следует ритуал Саптапади. Жених и невеста, обратившись лицом на север, делают семь шагов вместе, каждый раз начиная с правой ноги и наступая на орешки бетеля. Семь шагов символизируют семь последующих жизней, которые предстоит прожить супругам, орешки — трудности на пути, которые предстоит преодолеть. Затем супруг одевает ей на шею свадебное ожерелье — мангалсутру.

Далее следует ритуал Саубхагьявати Бхава. Семь замужних женщин со стороны семьи невесты подходят к ней и шепчут на ухо благословения.
В гуджаратской свадьбе существует шуточный обычай, называемый Черо Пакарио. После свадебного обряда, когда все присутствующие выходят из мандапа, зять, схватившись за конец сари своей тёщи, удерживает её до тех пор, пока она не одарит его подарками.

По окончании свадебной церемонии молодую пару благословляют родители и родственники. Этот ритуал именуется Аширваад.

Во время следующей церемонии, называемой Видааи, невестка отправляется в дом мужа в сопровождении своего старшего брата. Её отождествляют с богиней Лакшми, поэтому перед тем как она войдёт в свой новый дом, свекровь проведёт арати (обряд поклонения). Входя в дом, невестка должна опрокинуть своей правой ногой кувшин, наполненный рисом, — символ изобилия, богатства и процветания в её новом доме.

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

 
Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.