Индийская свадьба > Кашмирская свадьба

Кашмирская свадьба (свадьба у кашмирских пандитов)

Кашмир часто называют «раем на земле». Прекрасные долины, покрытые снегом горные вершины, растянувшиеся цветочные поля, уникальная культура жителей Кашмира — всё это нашло отражение в свадебных церемониях этого региона.
Кашмирская свадьба отличается своеобразием и оригинальными традициями.
Первым шагом на пути к свадебным приготовлениям является составление гороскопа жениха и невесты. Если по гороскопу молодые люди подходят друг другу, тогда определяется благоприятное время для проведения свадьбы. Также особое внимание при выборе пары уделяется репутации семьи. По традиции, кашмирская свадьба может проводиться как утром, так и вечером.

Традиционным свадебным нарядом невесты является пхеран — длинная свободная рубаха из тонкой кашмирской шерсти с вышивкой на воротнике, манжетах и по нижнему краю, а также шальвары (шаровары). Поверх головного убора, называемого калпуш, надевается белоснежная, расшитая золотыми нитями и бисером небольшая накидка. Затем вокруг головы, на уровне лба, обматывается длинная в 2-2,5 м полоса белой накрахмаленной ткани, расшитая у одного конца блёстками и бисером так, чтобы этот конец оказался спереди. Поверх надевается красная, расшитая золотыми нитями накидка. Также невеста может быть одета и в красное сари.
Свадебный наряд жениха состоит из пхерана с шальварами, а также джути — расшитых бисером туфлей с загнутыми носами. Головным убором ему служит тюрбан, называемый гордастар, к которому золотой тесьмой привязывают павлинье перо. Обязательным дополнением наряда является меч на поясе.

Первым предсвадебным ритуалом является Касамдри.
Пурохит
, (пурохиты — особое сословие брахманов, домашних (родовых) жрецов) согласно календарю кашмирских пандитов, устанавливает дату церемонии помолвки. В соответствии с традицией, старейшины обеих семей встречаются в храме и обмениваются цветочными гирляндами для подтверждения помолвки. После чего семья невесты устраивает праздничный пир с традиционными блюдами кашмирской кухни. Также в домах жениха и невесты пожилые тётушки готовят вар — рисовый пудинг, которым угощают родственников и соседей. Семья невесты дарит родителям жениха деньги, сухофрукты и горшочек с крупнокристаллическим сахаром (набад/мисри). В последнее время некоторые семьи из-за нехватки средств упрощают церемонию помолвки, собираясь в храме или в доме жениха, где молодые люди просто обмениваются кольцами.

Следующий ритуал называется Ливун. Согласно традиции, невеста и жених не участвуют в этой церемонии. Смысл этого ритуала состоит в том, что родственницы жениха убирают и украшают дом по случаю предстоящей свадьбы. Ливун проводят и в доме невесты. Здесь в нём принимают участие родственницы невесты. Окончание ритуала отмечается вкусными угощениями, приготовленными в каменной печи, называемой вури. В ней же будут приготовлены все блюда для свадебного торжества. Согласно традиции, на кашмирской свадьбе вся пища должна быть вегетарианской.

После проведения ритуала Ливун обе семьи проводят ежедневный "вечер музыки и песен"— Ванвун (Сангит), на который приглашают всех родственников и соседей. В конце вечера гостей угощают солёным розовым чаем, называемым нун или шир чай.

За неделю до свадьбы проводится церемония Маензираат, которая начинается с ритуала  Крул Кханун —  украшения дверей домов невесты и жениха. Позже вечером проводят ритуал омовения невесты, после чего её старшая тётя разукрашивает её руки и ноги хной (Маенз). На церемонию приглашаются все родственницы и подруги невесты. Женщины готовят кашмирские лакомства для угощения, после которого проводят традиционный Ванвун. В доме жениха в этот день также проводится Маензираат, во время которого на руки и ноги жениху наносят хну, как символ благополучия.

Следующей церемонией является Дивагон (Дэвгон), что означает переход от юноши к семейному человеку (из ашрама брахмачарья в ашрам грихастха). В этот день жених и невеста в своих домах поклоняются богине Парвати и Господу Шиве. В день проведения ритуала родственники жениха и невесты соблюдают полный пост. Во время церемонии проводится хаван — огненная пуджа. Затем следует ритуал Канишран (Каншихран) — омовение жениха и невесты смесью воды, молока, простокваши, риса и цветов. После чего они облачаются в новые одежды. Родители невесты дарят ей одежду, украшения и домашнюю утварь. Главными среди подаренных украшений являются дежахару — украшение, завязанное на священную нить, которую протягивают через проколотый иглой хрящ уха. Эти дырочки в ушах прокалывают всем кашмирским девочкам по достижении ими 2-3х лет. Дежахару на ушах девушки означают, что она готова к замужеству. В доме жениха также проводится обряд Канишран. Его дядя по матери, называемый мамá, дарит ему новый комплект одежды, который состоит из пхерана и пояса, концы которого расшиты золотыми нитями.
В тот же день родственники жениха и невесты по линии матери приглашаются на праздничный обед, называемый дурибат, в начале которого подают кахвах — зелёный чай с шафраном, специями и миндалём, после чего подаются вегетарианские блюда.

За два-три дня до свадьбы семья невесты посылает в дом жениха множество сладостей и фруктов, сухофруктов, гхи, сахара и гота (смесь аниса, сахара, фиников, крупной кокосовой стружки, бетеля и семечек дыни).

Следующий ритуал Пхулан Ка Гехна проводится за день-два до свадьбы, когда родители жениха посылают невесте восхитительные украшения и цветы. Затем семья жениха дарит невесте Санзвару — косметику, маленькое зеркальце, синдур (синдур — красный порошок, нанесённый на пробор невесты. Колечко в левой ноздре, бинди и синдур — классические символы замужества у индийских женщин), шаль и листья бетеля.

В день свадьбы жених и невеста облачаются в свадебные наряды. Дядя жениха по отцовской линии помогает ему завязать гордастар (тюрбан). В то время как завязывается тюрбан, правого плеча жениха (благоприятной стороны у мужчин) на удачу касаются тарелочкой с рисом и деньгами. Перед тем как свадебная процессия отправится к дому невесты, жених должен стать на вьюг (vyoog), или ранголи — нарисованные на земле узоры из рисовой муки и природных красителей, где ему подносят набад (кусковой сахар). В то время как свадебная процессия отправляется, повсюду громко трубят в морские раковины. В этот радостный момент семья жениха жертвует два горшка риса и небольшое количество денег бедным. Жених верхом на коне или в автомобиле отправляется в сопровождении бхараат, родственников и друзей к дому невесты. Когда свадебная процессия достигает её дома, родственники невесты встречают жениха, звонко трубя в раковины. Отцы жениха и невесты, приветствуя друг друга, обмениваются мускатными орехами, что символизирует радость от события объединения двух семей. По традиции, дядя невесты по материнской линии должен нести её на руках (или вести за правую руку) к месту, с нарисованным вьюгом (ранголи), где её уже ожидает жених.

Обычно старшие женщины семьи невесты или её мать проводят арати. Затем, поцеловав жениха и невесту в лоб и налюбовавшись ими, они угощают их набадом (кусковым сахаром) и жертвуют два горшка риса беднякам. После вся процессия отправляется к месту свадебного обряда.  Пурохит (родовой жрец-брахман) подводит пару ко входу в свадебный мандап, месту проведения свадебного обряда, и проводит двар пуджу, после чего жених и невеста могут войти в мандап.

Свадебная церемония, называемая Лаган, начинается с произнесения брахманами ведических мантр. В благоприятный момент пурохит начинает, согласно ведическим правилам, свадебный обряд, совершаемый у священного огня. Во время обряда жениху и невесте предоставляется возможность первый раз увидеть друг друга в зеркальце. Следующим ритуалом является Атхвас, когда жених и невеста сидят, крепко взявшись за руки крест на крест, а их руки покрывают тканью. После, золотую нить, называемую мананмал, обвязывают вокруг лба жениха и невесты. Затем жених, держа невесту за руку, обходит с ней вокруг жертвенного огня семь раз. Первый круг, или пхера, невеста проходит, наступая правой ногой на семь монет в одну рупию.

После свадебного обряда проводят ритуал Пош Пуза — благословение молодожёнов.
Невесту и жениха, сидящих вместе, накрывают красной шалью, а все присутствующие осыпают их цветами. Свадебная церемония заканчивается вегетарианским пиром, на котором жених и невеста едят с одного блюда. Уходя в дом мужа, невеста бросает назад зёрна риса, чтобы дом родителей не покидала удача и процветание. В доме жениха молодожёнов встречает его тётушка, одаривая их деньгами и украшениями. Она или мать жениха подносит им набад. Заходя в дом мужа, невеста рассыпает горсть риса на пороге, в знак того, что процветание входит в её новый дом. Затем новоиспечённых молодожёнов ожидает небольшое угощение. После невеста переодевается в новое сари и украшает себя Атахару — нитями серебра или золота, украшениями замужней женщины, подаренными ей семьёй жениха.

Необходимым  ритуалом, совершаемым после кашмирской свадебной церемонии, является Сатраат, когда невеста посещает дом своих родителей в сопровождении мужа или двух племянников мужа. Родители одаривают свою дочь одеждой, солью и деньгами, а своего зятя пашминой (шалью из нежной кашмирской шерсти).

 

 

 

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

 
Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.