Индийская свадьба > Свадьба в Ориссе

Свадьба в Ориссе

Свадебная церемония в Ориссе в основном схожа с церемониями, проводимыми в других штатах Индии, однако её отличительной особенностью является то, что все пожилые женщины семьи жениха, включая и его мать, не присутствуют на свадебной церемонии.
В семьях орисских брахманов свадебный обряд проводят утром, в то время, как в семьях представителей других варн проводят вечером или ближе к ночи. (Варна — четыре сословия древнеиндийского ведического и современного общества: брахманы (священнослужители, жрецы), кшатрии (воины, аристократия), вайшьи (торговцы, купцы, землевладельцы) и шудры (рабочие, крестьяне, прислуга, пастухи и пр. — низшее сословие, обязанностями которых является обслуживание трёх остальных варн)). Не путать варну — сословие, с джати — касты!

Как только выбор родителей пал на достойную пару, проводится церемония помолвки, называемая Нирбандх, на которой отцы жениха и невесты дают обещание друг другу не рассматривать иных предложений для своих детей. После установления даты свадьбы, семьи жениха и невесты рассылают пригласительные открытки на свадебную церемонию. Первую открытку отправляют домашнему божеству или в храм Джаганнатхи в Пури. Остальные братьям матерей, друзьям и родственникам. Этот обычай у ориссцев именуют Джаи Ануколо.

За этим следует церемония Манган, во время которой собравшиеся родственницы, благословив на счастливое замужество невесту, наносят на её тело пасту из куркумы, после чего она принимает омовение. Неотъемлемой частью предсвадебных церемоний в Ориссе является Дия Мангала Пуджа — ритуал поклонения богине Деви (в данном случае Дурге) в посвящённом ей храме. Во время пуджи богине предлагают свадебное сари невесты, её браслеты и обручальное колечко. Носимое на пальце ноги оно, вместе с синдуром (красный порошок из киновари, нанесённый на пробор замужней женщины в Индии), является символом замужества у орисских женщин. Жрецы храма возносят молитвы Дурге, прося её о благословениях для невесты.

По традиции орисская невеста облачается в шёлковое, шифоновое или хлопковое сари или ленга чоли (лехенга) традиционно красного, оранжевого или пурпурного цветов. Её наряд дополняют множество золотых украшений и большая корона мукут. Свадебным нарядом жениха является дхоти и длинная курта. Его голову также украшает большая золотая корона.

В назначенный день свадебная процессия жениха, именуемая Бараджатри (Бараат), отправляется к свадебному мандапу — месту проведения свадебного обряда. Семья невесты встречает прибывшего жениха арати. В целях защиты от сглаза и порчи на лоб жениху ставят защитный знак чандан (название тилаки, тикки в Ориссе) из рисовой муки. Невесте, ожидающей в мандапе, сообщают о прибытии жениха, после чего она принимает ритуальное омовение, известное как Баадуа Пани Гадхуа.

Основными церемониями, проводимыми во время свадебного обряда, являются Каньядаан и Хаатха Гханти. Во время  Каньядаана перед священным огнём отец невесты передаёт свою дочь жениху, прося его заботиться о ней. Хаатха Гхантхи — это обход женихом и невестой священного огня по часовой стрелке семь раз, после чего огню подносится ладжа — воздушный рис.

После завершения свадебных ритуалов и праздничного пира невеста отправляется в дом мужа. Родные мужа встречают свою невестку с теплотой и радушием. Перед тем, как войти в дом мужа, она должна опрокинуть своей правой ногой горшок с рисом. Это действие символизирует изобилие и достаток, которые непременно прибудут вместе с супругой, олицетворением Лакшми — богини процветания, в дом мужа. Этот ритуал известен как Гриха Правеш. На восьмой день после свадьбы молодая пара должна посетить дом родителей невесты, где их ожидает арати и праздничный пир. Эта церемония известна как Астха Мангала.

 

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

 
© 2008-2023 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.