Индийская свадьба > Пенджабская свадьба

Пенджабская свадьба

Свадьба в Пенджабе знаменита своим великолепием и пышностью. Нельзя даже представить себе пенджабскую свадьбу без традиционных народных танцев и веселья. Пенджабцы — народ с щедрыми сердцами, они обожают праздники и фестивали, любят блеск и роскошь, что ярко отражается в свадебных торжествах. Как и во всех других свадьбах Индии, в пенджабских церемониях бракосочетания  строго следуют древним свадебным традициям.

Свадебный наряд невесты — это сари или лехенга (ленга-чоли) с накидкой чунни (дупатта) в традиционном красном, иногда оранжевом или пурпурном цвете. Жених одет в длинный камзол, называемый ачкан, с узкими штанами чуридарами. С тюрбана, называемого пагди (пагри), спадает сехра – закрывающие лицо длинные цветочные гирлянды или нити из бусин. На ногах у жениха и невесты расшитые бисером туфли, называемые джути. Свадебные наряды, в которые облачаются жених и невеста, по традиции дарятся им родственницами по линии матери.

Традиции пенджабской свадьбы очень многообразны и включают различные ритуалы, проводимые до церемонии свадьбы и после неё.

Рока является первой церемонией пенджабской свадьбы, во время которой девушка и парень дают обещание друг другу не рассматривать других предложений. Рока проводится в доме невесты. Во время церемонии совершается пуджа (поклонение богам), после которой две семьи обмениваются подарками.

За семь-десять дней до свадебного обряда в доме жениха проводится церемония Саган (Шаган, Шагун Тилак или Тикка). Во время неё пурохит (родовой жрец-брахман) проводит хаван (огненную пуджу), после чего отец невесты ставит на лоб жениху тилак (тикку) из пасты шафрана, рисовой муки и лепестков. Все родственники со стороны невесты благословляют жениха, дарят ему подарки и угощают сладостями, тем самым, выражая почтение будущему зятю, который будет заботиться об их любимой дочери.

Следующей церемонией является Чунни Чадана, во время которой жених вместе с родителями посещает дом невесты. Почтив и благословив друг друга, семьи усаживаются в уютной гостиной. В знак согласия принять в семью девушку, сестра жениха преподносит ей красное сари, в которое невеста вскоре и облачается. Будущая свекровь, совершая главный ритуал этой церемонии, надевает на голову невесте красную богато расшитую накидку чунни и дарит ей традиционные свадебные украшения. Чунни и свадебные украшения невесты обычно передаются по наследству. Благословив будущую невестку, семья жениха угощает девушку варёным в молоке рисом пхирни (кхир). Церемония заканчивается обменом колец между будущей парой.
Сегодня довольно часто Чунни Чадана совмещается с церемонией Тилак, Саган.
За несколько дней до свадьбы в домах невесты и жениха проводится Рут Джага (Сангит)церемония песен и танцев,  во время которой исполняются свадебные песни, прославляющие жениха и невесту. Веселье и танцы охватывают всех — от молодых до старых. Как и большинство индийских праздников, Рут Джага (Сангит) оканчивается фейерверком и сладостями.

Чтобы невеста была неотразима, на её руки и ноги наносят красивые узоры хной, называемые Менди  (Мехенди, Механди). Хна для менди обычно присылается будущей свекровью. Во время нанесения узоров подруги невесты поют и танцуют. Весь дом наполнен атмосферой праздника, который не обходится без традиционного индийского угощения.

В день пенджабской свадьбы проводится ряд красочных церемоний, приносящих радость всем собравшимся.

Церемонии, проводимые в доме невесты.

День свадьбы в доме невесты начинается с проведения церемонии Чуда. В начале церемонии проводится хома (огненная пуджа), которую совершает жрец-брахман. Старейшие женщины соблюдают пост, вплоть до начала церемонии. После пуджи на руки невесте надевается чуда — комплект браслетов из слоновой кости красного и кремового (белого) цветов, который дарится невесте родственниками по линии матери. Невеста не должна видеть свои браслеты до начала церемонии. Каждый из присутствующих родственников стремиться прикоснуться к этим браслетам, желая невесте счастья в супружеской жизни. После на запястья невесте примеряют серебряные или позолоченные калиры (традиционные свадебные украшения), которые она наденет в день проведения свадебной церемонии. После свадебного обряда, уходя в дом мужа, невеста должна слегка ударить одну из незамужних подруг или сестёр калирами, что по народному поверью означает скорое замужество.
Во время проведения церемонии Ватна (Убтан) невесту усаживают перед четырьмя зажжёнными лампадами. Подруги и родственницы невесты наносят на её тело пасту из куркумы и горчичного масла, для того чтобы её кожа сияла во время свадебного обряда. Одновременно с проведением церемонии Ватна  проводится церемония Гхара Гхардоли, когда братья невесты вместе со своими жёнами идут в ближайший храм, чтобы набрать в кувшины из кунды (пруд, резервуар со священной водой), для своей сестры воды для омовения. После этих церемоний невеста облачается в свадебные одежды и украшает себя драгоценностями.

Церемонии, проводимые в доме жениха.

Церемонии Ватна и Гхара Гхардоли также проводятся и в доме жениха, после чего он надевает свадебный наряд. Далее совершается пуджа, после которой отец жениха или один из старейших родственников одевает ему на голову свадебный тюрбан пагди (пагри) и завязывает поверх него сехра — подвески из цветов или бусин, закрывающие лицо. Эта церемония называется Сехрабанди (Сехарабанди).

После следует Гходи Чадна — последняя церемония, проводящаяся в доме жениха. Бхаби (жена старшего брата) наносит сурьму на глаза жениха, а сёстры жениха украшают лошадь (или автомобиль), на которой жених отправится к месту проведения свадебного обряда. Обычно маленький племянник или двоюродный брат жениха, называемый сарбала, нарядившись точно в такие же одежды, как и жених, едет с ним верхом на лошади или в автомобиле до места проведения свадьбы.

Все родственники и подруги невесты с нетерпением ожидают прибытия жениха, чтобы начать свадебную церемонию. Как только жених вместе с многочисленными родственниками достигает места проведения свадебного обряда, его с цветочными гирляндами в руках тепло встречают близкие невесты. Эта радостная церемония встречи двух семей именуется Милни. Далее все гости идут к свадебному мандапу — украшенному богатыми тканями и цветочными гирляндами шатру, где непосредственно проводится свадебный обряд. Там под пение мантр и совершения пуджи жених и невеста обмениваются гирляндами. Этот ритуал известен как Вар Мала (или Джай Мала). Именно в этот момент сёстры и подружки невесты крадут обувь жениха, весело прося потом за неё выкуп. Этот обычай носит название Джута Чупаи.

Затем наступает время для проведения главных церемоний свадебного обряда.
Канья Даан
— обряд, во время которого отец невесты передаёт свою дочь жениху. Далее проводится Мангалафера — обход священного огня семь раз. После этого проводится обряд Синдурдана — нанесение женихом на пробор невесте синдура — порошка красного цвета из киновари. Во время церемонии Мангалсутра Расам жених надевает на шею невесте свадебное ожерелье мангаласутру — символ любви. 
После проведения всех этих ритуалов молодые припадают к стопам всех старейших членов семьи, которые благословляют их на счастливую семейную жизнь.

Завершающей церемонией пенджабской свадьбы является Вадаи (Видаи). Невеста, отправляясь в дом мужа, бросает назад горсть воздушного риса (мури), чтобы дом родителей не покидала удача и процветание. Украшенный паланкин или автомобиль увозит невесту в дом мужа в сопровождении её братьев, в то время как её родственники осыпают процессию монетами и цветами.

Прибывшую в дом мужа невесту приглашает свекровь, поставив по обеим сторонам входа в дом горчичное масло. Переступившую порог дома невестку родители жениха встречают уже как свою дочь.
На следующий день после свадьбы молодая пара направляется в дом родителей невесты, где их снова одарят подарками и предложат необыкновенно вкусные сладости.

 

 

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

 
© 2008-2023 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.