История Непала

История Непала берёт своё начало в Долине Катманду. Согласно легендам, долина Катманду когда-то была огромным озером. Буддийское сказание повествует о том, что некогда бодхисаттва Манджушри разрушил волшебным мечом одну из гор, окружавших озеро, и вода ушла. Согласно индуистской версии, долина возникла после того, как бог Кришна прорубил узкое ущелье (Чобар), через которое вытекла вода озера. Ученые также подтверждают тот факт, что долина Катманду была в древности дном большого озера. Первые упоминания об этих местах относятся к VIII в. до н.э., периоду, когда эта местность была заселена киратами.
На протяжении столетий границы Непала то расширялись, за счёт захвата территорий соседней Индии, то уменьшались до масштабов небольших соседствующих, соперничающих друг с другом государств. Зажатый между Тибетским плато и равниной Индийского субконтинента, Непал долгое время процветал вследствие того, что по его территории проходили важные торговые и паломнические пути. Благодаря широко развитой инфраструктуре отдыха для многочисленных торговцев и паломников уже в те времена эта страна была известна далеко за её приделами. Являясь своеобразной чашей "со смесью культур", впитавшей элементы культур соседних стран, Непал не утратил свою самобытность, свой уникальный характер.

Кираты и Начало Буддизма

Около 700 г. до н.э. — 300 г. н.э. долиной Катманду владеют кираты Ступа Ашокимонголоидное племя, пришедшее с востока. Согласно "Махабхарате", эти лесные и горные племена, занимавшиеся охотой и считавшиеся млеччхами (не ариями, варварами), населяли область от Непала до крайнего востока. Именно в этот период на территории Непала начинается распространение буддизма.
Согласно преданию, во время правления седьмого киратского короля Патан посетили Будда и его ученик Ананда. В III в. до н.э. индийский император Ашока — покровитель буддизма, побывав на этих землях, установил колонну на месте рождения Будды в Лумбини, а также четыре ступы вокруг Лалитпура (Патана) , которые и по сей день носят его имя.
Маурийская империя Ашоки сыграла главную роль в распространении буддизма в регионе.

Личчхавы

300 — 750 гг. Царство киратов покоряют личчхавы — народ, населявший территорию северной части нынешнего Бихара. Кираты мигрируют на восток, где и по сей день проживают их потомки, известные как раи и лимбу. С приходом личчхавов начинается возрождение индуизма. Буддизм постепенно утрачивает свое значение. IV-VIII вв. — период бурного развития личчхавской культуры. Монументы этого времени еще можно увидеть в храме Чангу Нараян (IV в.). Считается, что изначальные ступы Боднатх и Сваямбунатх были воздвигнуты также в эту эпоху. Продуманная дальновидная политика личчхавов способствовала процветанию торговли с Индией и Китаем.

Тхакури

В 602 г. н.э. к власти пришел Амсуварман — первый король династии Тхакури. Он укрепил свои позиции на севере и юге, выдав замуж свою дочь Бхрикути за тибетского царя Сонгцен Гампо (вместе с его первой женой, китаянкой Вэньчен, Бхрикути убедила тибетского царя принять буддизм, что впоследствии радикально изменило лицо Тибета), а свою сестру за индийского принца. Столетия правления династии Тхакури были отмечены вторжениями Тибета в 705 г. и Кашмира в 782 г., однако месторасположение Долины Катманду позволило королевству не только уцелеть, но и развиваться в столь неспокойный период. Считается, что примерно в X в. король Гунакамадэва основал город Кантипур (нынешний Катманду). А в IX в. был введен новый лунный календарь, используемый до сих пор неварами. 602 — 1200 гг. В долине складываются небольшие княжества, процветает торговля, продолжают развиваться религия и ремесла.

Золотой Век династии Малла

1200 — 1768 гг. — эпоха королевской династии Малла. Малла (букв. "борцы" в переводе с санскрита) в результате многолетних конфликтов были вытеснены из Индии. Первое королевство династии Малла было основано в 1220 г. Период её правления, растянувшийся на 550 лет, отмечен развитием искусства, а также борьбой за контроль над торговым путем в Тибет. Расцвет династии приходится на конец XIV в., когда король Джаястхити Малла (1382-1395 г.), основатель третьей династии Малла, подчиняет своей власти всю долину. Он покровительствует индуизму, укрепляет существующую систему каст, издает правила и предписания, регламентирующие даже частную жизнь подданных, и основывает традицию, согласно которой король Непала почитается как живое воплощение бога Вишну.
В XIII в. непальский архитектор Арнико отправился в Лхасу и монгольскую столицу Бейджинг (Пекин), принеся с собой план пагоды, таким образом изменив внешний вид храмов всей Азии.
Строительный бум финансировался прибылью от торговли различными товарами, начиная от масок, шерсти, соли и заканчивая хвостами яка.
Якша Малла (1428-1482), внук Джаястхити, — один из самых значительных непальских королей. Он развивает торговлю с Тибетом, покровительствует искусствам, основывает или приводит в порядок многочисленные святилища обеих религий. Царство он завещал нераздельно трем своим сыновьям, которые после смерти отца перессорились между собой и вновь разделили за век до этого объединенную равнину на три королевства: Бхактапур (Бхадгаон), Катманду (Кантипур) и Патан (Лалитпур).
В XVII в. Непал добился права чеканить тибетские монеты, используя тибетское серебро, что в дальнейшем обогатило королевскую казну.
Около 1750 г. король Джая Пракаш Малла построил в Катманду храм Кумари.
300 лет непрерывного соперничества между королевствами Катманду, Патан и Бхактапур способствовали развитию искусств — каждый их трех городов стремился превзойти другой. Поэтому площади перед королевскими дворцами застраивались все более пышными храмами, а сами столицы украшались все богаче. Деньги на это поступали, во-первых, от богатых урожаев, во-вторых, от торговли с Тибетом, Китаем и Индией. На караваны, перемещавшиеся между Индией и Тибетом, накладывались высокие пошлины. Однако Непал не довольствовался ролью транзитного государства, он сам участвовал в торговле — многие статуи в монастырях Тибета сделаны в Непале.

Династия Шах

С 1764 г. страной правит династия Шах. Притхви Нараян Шах, Притхви Нараян Шахправитель маленького княжества Горкха (Гуркха), обеспечивает себе, сначала с помощью поддержки извне, контроль над торговым путем в Тибет, а после упорной борьбы в 1769 г. он захватывает Катманду и объявляет его своей столицей. Затем он объединяет всю долину и устанавливает правление новой династии — Шах, уходящей корнями к раджпутам и правившей до недавнего времени. В кратчайший срок он расширяет Непал почти до его сегодняшних границ. Его наследники продолжают захватническую политику. Когда размеры королевства увеличились почти вдвое, англичане, которым подчинялась большая часть Индии, объявили Непалу войну. Непал проиграл и по Сегаульскому договору 1816 г. был вынужден вернуться к территории, приблизительно соответствующей сегодняшним его границам. Англичане не стали превращать Непал в очередную колонию, но вынудили непальцев согласиться на присутствие в Катманду постоянного британского представителя.

Клан Рана

1846 — 1951 гг. Смерть Притхви Нараян Шаха в 1775 г. привела в движение внутреннюю борьбу за власть и разогрела интриги. Наследственная вражда и внутренние интриги в династии Шах привели к кровавой резне во дворце Кот в 1846 г., в ходе которой погибла почти вся верхушка непальской знати. Немного позже был убит и король. Организатор резни Джанг Бахадур Кунвар — молодой выходец из чхетри (раджпутской касты, к которой принадлежали и сами горкхи (гуркхи)), воспользовавшись своей принадлежностью к старинному знатному роду Рана, захватывает власть, введя для себя и своей семьи пожизненную наследственную должность премьер-министра. Короли же отныне содержатся практически под домашним арестом, хотя номинально они остаются правителями страны и почитаются как божества. Джанг Бахадур пытается укрепить свою власть, страной фактически управляет "новоявленная династия" Рана. В течение 100 лет Рана эксплуатируют страну как свое личное владение, совершенно не беспокоясь о благосостоянии населения. Они не строили ни школ, ни дорог, ни медицинских учреждений, зато во время их правления было воздвигнуто в европейском архитектурном стиле (Рана приклонялись перед западным образом жизни) около 100 роскошных, изукрашенных лепниной дворцов, в частности дворец Сингха Дарбар. Стоительство осуществляют щедро одариваемые премьер-министром, приглашенные из Европы архитекторы и строители. Рана утопают в роскоши, страна скатывается в нищету.
В 1920 г. Рана упраздняют обряд сати.

1950 г. Король Трибхуван (династия Шах) первым сумел преодолеть запрет, король Трибхуванпо которому правящий король Непала не может покидать страну. Он бежал в Дели. Внутриполитические проблемы и давление индийского правительства принудили Рана снова допустить короля к власти. В 1951 г. он вернулся, в 1959 г. состоялись первые выборы, принята конституция по образцу британской. Страна становится более открытой к внешнему миру, появляются первые туристы.

1955 г. Король Трибхуван умирает, и престол переходит к его старшему сыну Махендре. Он объявляет чрезвычайное положение, распускает правительство, запрещает все партии и вводит в 1962 г. систему панчаятов (советов), так называемую беспартийную демократию.

1972 г. После смерти Махендры на трон восходит его сын Бирендра. Система панчаятов вызывает все более бурные протесты, и в 1980 г. король проводит референдум, который с небольшим перевесом 55 % поддержал систему панчаятов; однако протесты на этом не прекратились. В 1989 г. Индия наложила эмбарго на торговлю с Непалом и, когда нищета в стране достигла невыносимого уровня, запрещенные партии снова вышли на поверхность общественной жизни.

2001 г. После трагической гибели королевской семьи на трон восходит король Гьянендранепопулярный в народе брат короля Бирендры — Гьянендра. Пытаясь стабилизировать обстановку, Гьянендра запретил политические партии, распустил правительство и стал вести активные военные действия против маоистов. Между тем последние взяли под свой контроль значительную часть территории Непала, тогда как правительственные войска прочно удерживали долину Катманду, окрестности Покхары, наиболее населённую часть тераев и районы основных туристских маршрутов в окрестностях Эвереста и Аннапурны.

14 января 2007 г. парламент принял временную конституцию, по которой король лишился статуса главы государства, а функции власти перешли премьер-министру.

28 декабря 2007 г. временный парламент провозгласил Непал Демократической Федеративной Республикой. Король Непала Гьянендра Бир Бикрам Шах Дев, лишенный реальной власти, продолжал по-прежнему жить в царском дворце.

28 мая 2008 г. Учредительное Собрание Непала провозгласило Непал Федеративной Демократической Республикой. Королевский дворец решено преобразовать в музей.

Автор: В. А. Самодум (Бхудэв)

Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.