Бхаратия.ру — паломничество и путешествие по Непалу

Интересные места > Бхактапур

Бхактапур

Бхактапур в переводе с хинди "город преданных". Известный также как Бхадгаон — "город риса" (на непали) и Кхвопа — "город преданных" (на невари), он является третьим по значению городом долины. Этот древний неварский город, расположенный на высоте 1402 м. у северного берега реки Хануманте, находится в 14 км к востоку от Катманду. Основанный в XII в., он был столицей долины Катманду до XV в. Здесь до сих пор царит средневековая атмосфера. Отсутствие движения делает прогулки по Бхактапуру более приятными, чем в Катманду. Мощёные камнем улицы соединяют ряд храмов, дворов и монументальных площадей, а обочины усыпаны святилищами, колодцами и водными резервуарами. Повсюду можно видеть разложенный на земле для просушки рис, высыхающую на ветру окрашенную пряжу, переполненные различными товарами лавки, детские игры и женщин, колотящих зерно. Бхактапур — это город ткачей и гончаров, мастеров тханки и резьбы по дереву, бережно хранящих вековые традиции. Большой вклад в развитие города внесла королевская династия Малла. Храмы и дома, построенные за время её правления, прекрасно сохранились до наших дней.

Основание Бхактапура относят к XII в. — периоду правления короля Ананда Маллы. Исторически город лежал на раннем торговом пути в Тибет. Самая старая его часть — Тачупал Толе находится на северо-востоке. В XIV—XVI вв., когда Бхактапур стал самым могучим и влиятельным из трёх королевств (династии Малла) долины Катманду, центр города переместился западнее к территории Дурбар Сквер.
Начало строительства великолепной городской архитектуры датируется периодом правления короля Якша Маллы (1428-1482), построившего здесь храмы Пашупатинатх и Даттатрея. Следующий пик строительства пришёлся на XVII в. — период правления короля Бхупатиндра Маллы. На вершине своего развития город мог похвалиться 172 храмами и монастырями, 77 водными резервуарами, 172 кровами для паломников и 152 колодцами (родниками, ключами).
Построенный в XV в. на Дурбар сквер Королевский Дворец оставался местом правления до захвата города Притхви Нараян Шахом в 1768 г., который низвёл Бхактапур до статуса обычного рыночного города.

Дурбар Сквер, Дворцовая площадь, Площадь Дурбар.

Площадь Дурбар, расположенная в Бхактапуре, превосходит размерами одноимённую площадь в Катманду. Но она менее оживлённая и не так застроена храмами, как площадь Патана. Причиной этого было не вторжение войск иноземных захватчиков, а разрушительное землетрясение 1934 г., оставившее на тех местах, где ранее возвышались прекрасные храмы, опустевшие цоколи.

Королевский Дворец, основанный в период правления короля Якша Маллы (1428—1482 гг.), впоследствии перестраивался последующими королями, в особенности Бхупатиндра Маллой. Как и в старинных дворцах Катманду и Патана вход разрешён только в отдельные части Королевского Дворца. Ранее дворец был знаменит девяносто девятью великолепными дворами, из которых осталось только полдюжины. Остальные были разрушены землетрясением 1934 года.
Западная часть дворца, известная прежде как Малати Чоук, была переделана под художественную галерею. Вход в галерею охраняют фигуры Ханумана — бога обезьян и Нарасингхи (Нарасимха, Нрисимха, неп. Нарасингха — воплощения бога Вишну в образе человеко-льва особо почитаемое приверженцами вайшнавизма). В галерее представлена прекрасная коллекция индуистской и буддистской художественной росписи, манускриптов (рукописей) на пальмовых листьях, тханок, металлических, каменных и деревянных изделий.

В 70 м от западного входа на Дурбар сквер стоит очень маленький храм Шива Парвати, известный резьбой, изображающей эротические сцены.

Статуи Уграчанди и Бхайрава. Рядом с Сундари Чоук на стене здания можно увидеть статуи грозного Бхайравы (справа) и Уграчанди (страшного воплощения Дурги). Бога и богиню украшают гирлянды из человеческих голов.

Чар Дхам. В западной части Дурбар Сквер расположены четыре храма. Это накренённый храм Рамешвар, посвящённый Шиве и храм Бхадри, где поклоняются Нараяне (Вишну). Перед ними расположился большой храм Кришна (Джагхарнатх). Вдалеке от них стоит храм Шивы, построенный в стиле шикхара в1674 г. королём Джитамитра Маллой. Вместе четыре храма называют Чар Дхам, подобно четырём гималайским святыням.

Колонна короля Бхупатиндра Маллы. Из королей династии Малла, правящих в Бхактапуре, король Бхупатиндра Малла был самым выдающимся. Он оказал огромное влияние на развитие искусства и архитектуры города. Напротив Таледжу Чоука стоит колонна с восседающим на её вершине коленоприкланённым королём, обратившим свой взор к великолепным воротам своего дворца. Установленная в 1699 г., она справедливо считается самой красивой колонной среди подобных ей (установленных в Патане и Катманду).

Храм Ватсала Дурга и Колокол Таледжу. Возле статуи короля Бхупатиндра Маллы, прямо перед Королевским Дворцом стоит богато украшенный тонкой деревянной резьбой каменный храм Ватсала (Деви) Дурга, возведённый в 1672 г. королём Джагат Пракаш Маллой. Этот храм, построенный в стиле шикхара, имеет некоторое сходство с Кришна Мандиром в Патане. Перед храмом находится большой колокол Таледжу посвящённый богине Таледжу, установленный королём Джая Ранджит Маллой в 1737 г.

Чьясилин Мандап. Рядом с храмом Ватсала Дурга находится привлекающий внимание водный резервуар, далее возвышается Чьясилин Мандап. Этот восьмиугольный храм был одним из прекраснейших строений на площади до землетрясения 1934 г. Заново храм был отстроен в 1990 г. в том же облике с использованием его оригинальных компонентов (фрагментов, деталей).

Золотые Ворота и Дворец Пятидесяти Пяти Окон.
Золотые ворота, называемые Сун Дхока, — одно из самых прекрасных проявлений зодчества во всей долине. В центре позолоченной тораны (арки) изображена десятирукая богиня Таледжу. Ворота ведут во Дворец Пятидесяти Пяти Окон, построенный в XVII в. королём Бхупатиндра Маллой. Балкон верхнего этажа с 55 окнами является шедевром искусства резьбы по дереву.
В северо-восточной части королевского дворца находится Нага Покхари, королевский водный резервуар, сооружённый в XVII в. и использовавшийся для ежедневного ритуального купания божества богини Таледжу. По периметру его окружают каменные наги (змеи), а посреди резервуара возвышается колонна с головой нага. Вода в резервуар поступает из водосточной трубы в форме макары (мифического морского чудища), из пасти которого выглядывает голова козла.

Храм Пашупатинатх, или храм Якшешвар Махадев, посвящён Шиве и является точной копией храма Пашупатинатх в Катманду. По легенде, королю Якша Малле, именем которого и назван храм, во сне явился Шива и приказал построить рядом с дворцом копию храма Пашупатинатх. Построенный королём Якша Маллой в 1475 г. (по др. источникам в 1482 г.), храм на сегодняшний день является самым старым на площади. Землетрясение 1934 года частично разрушило строение. Позднее здание было восстановлено, получив второе рождение.

У юго-восточного угла Королевского Дворца находится, датируемый XVII в., храм Сиддхи Лакшми, также известный как Лохан Дега, или Каменный Храм. По обеим сторонам храмовой лестницы стоят статуи мужчины и женщины, тянущие за руки нехотя идущих детей и держащих на поводу собак. За ними следуют лошади, носороги, кимпуруши (существа полубожественной природы с головой человека и телом льва) и верблюды.

В центре второй части Площади Дурбар расположен большой белый храм Фасидега, посвящённый Шиве. Храм возвышается на шестиуровневой платформе, откуда открывается восхитительный вид на всю долину.

Тадхучен Бахал или Чатур Варна Махавихара — это отреставрированный монастырь, датируемый 1491 г. Именно здесь зародился культ поклонения богине Кумари. Во внутреннем дворике, на восточной стороне подпорок крыш можно увидеть необычную резьбу, изображающую муки грешников.

Площадь Тачупал Толе

Тачупал Толе — первоначальная (историческая) площадь Бхактапура и место королевского величия вплоть до XVI в. Южнее этой площади лабиринт узких улочек, дорожек, проходов и дворов тянется к прибрежным гхатам.
На площади находится высокий храм Даттатрея, возведённый в 1427 г. По преданию, он был построен из цельного дерева, подобно другим значимым зданиям долины. Первый этаж храма прямоугольный, к квадратному второму этажу был пристроен большой эркер (что-то среднее между выступающим окном и балконом). Храм, посвящённый Даттатрее — триединому божеству, сочетающему в себе Брахму, Вишну и Шиву, является важным местом паломничества для шиваитов, вишнуитов (вайшнавов) и буддистов.

На западном краю площади расположен двухэтажный храм Бхимасен, датируемый по разным источникам 1605, 1645, 1655 или 1657 гг. Он стоит вблизи маленького храма Вишну-Нараян и колонны, на которой сидит лев с приподнятой правой лапой. Позади храма находится глубокий водный резервуар Бхимсен Покхари.

Десять зданий, окружающих площадь, ранее были матхами (индуистскими монастырями), среди которых самым известным был Пуджари Матх, построенный в XV в., в период правления короля Якша Маллы. До XX в. круглогодичное движение торговых караванов из Тибета обеспечивало монастырь необходимыми средствами существования. В 1979 г. здание матха было отреставрировано немецкими мастерами как свадебный подарок королю Бирендре. Пуджари Матх славится восхитительными резными окнами и эркерами. Самым впечатляющим из них по праву считается окно с изображением павлина. Сегодня в здании матха расположен музей резьбы по дереву. Всё здание в целом, включая окна внутреннего двора, — образец тончайшего искусства неварских резчиков.

На северной стороне площади находится другая открытая территория, где стоит маленький храм Салан Ганеш, датируемый 1654 г. Позади храма расположен большой водный резервуар Ганеш Покхари.

Болачха Толе — Площадь Гончаров

На Площадь Гончаров можно попасть тремя путями: идя по Дурбар сквер, Таумадхи Толе или по длинной западной дороге, ведущей в город от Львиных ворот.
На северной стороне площади есть маленький холмик, на котором возвышается святилище Ганеши и тенистое дерево пипал (баньян). Отсюда открывается прекрасный вид на реку и южные холмы Бхактапура. На площади есть ещё два маленьких кирпичных храма. Один из них, стоящий в центре площади, посвящён Вишну, а другой храм-пагода, называемый Джет Ганеш, — богу Ганеше.
Вся площадь покрыта запасами глины, гончарными кругами, а также сотнями горшков, обсыхающих на солнце. После сбора урожая, в октябре, горшки в большинстве обменивают на сухой рис. В южной части площади можно увидеть традиционные печи для обжига и сушки, покрытые грязью и соломой. Ремесленники изготавливают разнообразную утварь: от красивых кувшинов для воды до крошечных мисочек для масляных светильников, от копилки до цветочного горшка. Всё это великолепие сохнет на солнце, украшается, полируется, покрывается глазурью, а затем обжигается под огромными охапками соломы.

Таумадхи Толе

Это вторая замечательная площадь Бхактапура. Здесь находится храм Ньятапола, самый высокий храм в долине. Пятиэтажный, 30 м высоты храм не только самый высокий в Непале, но также один из самых лучших примеров традиционной неварской архитектуры. С шоссе Арнико или храма Сурья Бинаяк он кажется парящим высоко над крышами Бхактапура на фоне снежных вершин Гималаев.
Храм был построен в 1702 г. в период правления короля Бхупатиндра Маллы. Его конструкция была настолько прочной, что землетрясение 1934 г. причинило зданию только незначительные повреждения. Пять его крыш опираются на 108 покрытых великолепной резьбой кронштейнов. По обеим сторонам лестницы, ведущей к храму, стоят большие каменные фигуры. На нижнем ярусе сидят двое легендарных раджпутских борцов — Джаямел и Пхатту, как говорится, имевших силу десяти человек. Далее на уровнях выше стоят два слона, за ними — два льва, ещё выше — два грифона и на самом верху — богини Багхини и Сигхини. В храме поклоняются богине Сиддхи Лакшми, божество которой могут видеть только служители храма.

Храм Бхайравнатх, также известный как Каси Вишванатх или Акаш Бхайрав, был построен в XVII в. В 1717 г. король Бхупатиндра Малла реконструировал его, достроив вторую крышу. После землетрясения 1934 г. храм был сильно поврежден, но восстановлен заново уже с тремя крышами. Возле его северной стены стоит храмовая колесница, на которой божество Бхайравы (грозной формы Шивы) возят вокруг города во время фестиваля Бискет, проходящего в середине апреля. С сумерек до самого утра здесь можно слышать музыку преданных почитателей бога Бхайравы.

Храм Тил Махадэв Нараян скрыт позади зданий на южной стороне площади. Перед храмом возвышаются три колонны. Одна, с коленопреклонённым Гарудой, расположена напротив храма. Две другие, несущие на своих вершинах символы Вишну — санкха (раковину) и чакра (оружие-диск), стоят с обеих сторон у входа. Возле одной из стен храма установлен лингам. Это место является самым старым в Бхактапуре. Сохранившаяся на его стене надпись указывает на то, что в 1080 г. храм уже стоял на этом месте.

Автор: В. А. Самодум (Бхудэв)

Дворец 55 окон
Золотые ворота
храм Фасидега
Храм Фасидега
Колонна короля Бхупатиндра Маллы
Колонна короля Бхупатиндра Маллы
храм Ватсала Дурга
храм Ватсала Дурга
Сун Дхока
Сун Дхока
Нага Покхари
Нага Покхари
храм Сиддхи Лакшми
храм Сиддхи Лакшми
храм Даттатреи
храм Даттатреи
павлинье окно
Павлинье окно
храм Ньятапола
храм Махадэв Нараян
храм Махадэв Нараян
Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.