Бхаратия.ру — паломничество и путешествие по Непалу

Интересные места > Патан

Патан(Лалитпур)

Патан (Па-тан) — одно из самых старых поселений в долине Катманду. Отделённый от столицы Непала рекой Багмати, Патан является вторым по значению городом долины. Его древнее, изначальное называние — Лалитпур, что в переводе с санскрита означает "Город Красоты". Коренные жители долины — невары называли его Яла. История Патана начинается с периода распространения буддизма. Четыре угла города отмечены ступами, воздвигнутыми в 250 г. до н.э. великим императором Ашокой, вдохновлённым учением Будды. До завоевания Лалитпура в 1597 г. Шива Маллой, королём Кантипура (Катманду), город управлялся местной знатью. С XV в. он становится столицей одного из трёх (Кантипур, Лалитпур и Бхактапур) королевств долины. В период правления династии Малла с XV по XVIII в. город достигает наивысшего расцвета. В этот период Патан, выражаясь современным языком, был охвачен строительным бумом, а воздвигаемые величественные строения быстро захватывали свободное пространство. В середине XVIII в. Притхви Нараян Шах — покоритель трёх королевств — объявляет столицей долины Кантипур (Катманду), Патан же утрачивает политическое значение, сохраняя при этом особую самобытность и свойственные этому городу традиционные ремёсла. Особую известность город приобрёл благодаря высокому мастерству местных ремесленников, занятых обработкой металла (бронзовым литьём). И сейчас бродя по узким улочкам города можно понаблюдать за изготовлением статуй и статуэток, кровель храмов, утвари и др. В городе множество древних буддистских пагод и индуистских храмов, более чем 600 ступ и 185 бахалов (буддистских монастырей), сохранившихся во всём своём великолепии.

Площадь Дурбар, Дурбар сквер (Дворцовая площадь). Как и в Катманду, старый Дворцовый комплекс Патана, состоящий из Королевского дворца и трёх дворов (чоуков) расположен на площади Дурбар, где сосредоточено множество храмов, проявляющих всё великолепие неварской архитектуры. Строительство площади осуществлялось во времена правления династии Малла XIV - XVIII в., а самые прекрасные сооружения были воздвигнуты королём Сиддхинарсингхой Маллой (1619- 1660 г.). К южному краю площади примыкает большой торговый район Мангал Базар .

На Дурбар Сквер:

Королевский дворец. В центре дворцового комплекса находится Королевский дворец Патана. Отдельные корпусы дворца были построены в XIV в., главная же его часть достроена позднее, в XVII- XVIII в. Сиддхинарсингх Маллой, Шринивас Маллой и Вишну Маллой — королями Патана. Во время завоевания города Притхви Нараян Шахом в 1768 г., а также во время большого землетрясения 1934 г. он был частично разрушен, не утратив статуса яркого архитектурного шедевра долины.

Кешав Нараян Чоук. В северный двор комплекса, построенного в 1734 г. ведут Золотые Ворота, над которыми возвышается золотая торана, изображающая Шиву, Парвати, Ганешу и Кумар. Над тораной находится золотое окно, из которого во время важных событий король обращался к горожанам. В одной из отреставрированных частей Кешав Нараян Чоука находится музей Патана, пользующийся популярностью у гостей города. В его галереях размещены коллекции изделий из бронзы и меди, статуэтки индуистских и буддистских божеств и многое другое. Напротив Кешав Нараян Чоука находится Манга Хити — водный источник, знаменитый тремя удивительными, вырезанными из камня головами макар (мифических океанских существ), из пасти которых струится вода.

Мул Чоук. Этот центральный двор комплекса является самым большим и наистарейшим из трёх главных дворов площади (Кешав Нараян Чоука, Мул Чоука и Сундари Чоука). Построенный Сиддхинарсингхой Маллой и пострадавший от пожара в 1662 г. он был восстановлен в 1665-66 годах Шринивасой Маллой. Вход во двор охраняют два каменных льва, а в его центре стоит маленький позолоченный храм Бидья. Вокруг Мул Чоука расположены три дворцовых храма: Шьясим Девал, Хари Шанкар и Дегутале. Пятиэтажный храм-пагоду Дегутале, расположенный на северо-восточной стороне площади, венчают три восьмиугольные крыши. Храм Таледжу, или Таледжу Бхаван, построенный Сиддхинарсингхой Маллой в 1640 г., находится севернее Мул Чоука. У его входа установлены статуи богини Ганги, восседающей на черепахе и богини Ямуны — на крокодиле. Богиня Таледжу с XIV в. являлась покровительницей династии Малла.

Сундари Чоук. Южнее Мул Чоука расположен самый маленький двор комплекса — Сундари Чоук с его королевской купальней — Туша Хити, стены которой украшены изящной каменной резьбой и фонтаном, сплошь покрытым вырезанными из камня фигурками божеств. Пара змей у верхнего края охраняет подход к лестнице. Напротив, на Гаруде восседает Вишну и его супруга Лакшми. За Сундари Чоуком находится Королевский сад с водным резервуаром — Камал Покхари. У входа в Сундари Чоук установлены статуи Ханумана, Нарасингхи и Ганеши.

Храм Бхимасен. В северной части Дворцовой площади Патана расположился храм, посвящённый одному из братьев Пандавов, герою "Махабхараты" — Бхиме (Бхимасене).

Храм Вишванатх (Шивы). Напротив храма Бхимасен находится недавно отреставрированный, искусно украшенный, посвящённый "Держателю Трезубца" храм Вишванатх, построенный в 1627 г. У его входа стоят две большие каменные фигуры слонов — защитников святилища, а рядом с ними — статуя быка Нанди, вечного спутника Махадевы. Как и во многих других, посвящённых господу Шиве местах, здесь установлен большой лингам.

Кришна Мандир — самое впечатляющее сооружение в районе Королевского комплекса. Этот, воздвигнутый королём Сиддхинарсингх Маллой в 1637 г. целиком из камня в индийском стиле храм, разительно отличается от соседних неварских храмов-пагод, построенных из красного кирпича и дерева. Второй и третий этажи, откуда часто доносятся мелодии, наигрываемые храмовыми музыкантами, составляют линию из трёх миниатюрных павильонов. На вершине каждого из них возвышается шпиль в стиле "шикхара". Кришна — инкарнация (воплощение) бога Вишну, по этой причине перед храмом, на вершине колонны, восседает приклонив колено Гаруда — спутник и верный слуга Вишну. Каменная резьба вдоль балок над колоннами излагает события, описанные в "Махабхарате" и "Рамаяне"— древних священных сказаниях. Эти прекрасные фризы сопровождаются разъяснениями на языке невари. Особенно красив Кришна Мандир в праздник Кришна Аштами — день рождения (явления) Кришны, ежегодно отмечаемый в месяце Бхадра (август-сентябрь). Вход в храм разрешён только индуистам.

Храм Джаганнараян. Двухэтажный храм-пагода Джаганнараян или Чар Нараян посвящён господу Нараяне. Датируемый 1565 г. он считается самым старым на площади. Вход в храм, стоящий на трёхступенчатом кирпичном цоколе, охраняется двумя каменными львами. Храм знаменит деревянной резьбой на подпорках крыш, изображающей различных богов и эротические сцены.

Колонна короля Йоганарендры Маллы. Напротив входа в королевский дворец стоит высокая четырёхгранная колонна, воздвигнутая в 1700 г., вершину которой украшает статуя короля Йоганарендры Маллы (1684-1705), восседающего на лотосе с супругой и дочерью. Золотую фигуру короля, приклонившего колено, раскрыв капюшон защищает королевская кобра — символ мудрости. Голову жены, сидящей по левую руку от короля, прикрывает Шеша (многоголовый змей-наг, в пуранах тесно связанный с Вишну и его супругой Лакшми). На голове у королевской кобры фигурка маленькой птички, роль которой не совсем понятна, однако, по существующему здесь поверью, пока она там — король всегда желанный гость во дворце, в ожидании возвращения которого двери и окна дворца всегда будут оставаться открытыми.

Храм Хари Шанкар — трёхэтажный храм-пагода, посвящённый Вишну и Шиве, построен в 1704-05 г. дочерью Йоганарендры Маллы. Здесь поклоняются божеству Вишну-Шиве. На подпорках его крыш изображены сцены адских мучений грешников, резко контрастирующие с эротическими сценами храма Джаганнараян, расположенного неподалёку.

Колокол Таледжу. Напротив Мул Чоука и севернее храма Кришны находится большой колокол, удерживаемый цепями двух мощных колонн. Он был установлен королём Вишну Маллой в 1736 г. Ранее на этом месте был другой колокол, в 1703 г. перемещённый в храм Рато Махендранатх.

Храм Кришны. Этот притягательный, восьмиугольный, каменный храм, также известный как Шьясим Дэвал, был построен в 1723 г. и подобно Кришна Мандиру он абсолютно отличается от неварских храмов-пагод. Лестница, обращённая к Сундари Чоуку, охраняется каменными фигурами львов.

Бхай Дэга. Позади храма Кришны стоит посвящённый Шиве храм Бхай Дэга или Бисешвар, как его ещё называют, в котором установлен Шивалингам.

За Дурбар Сквер:

Золотой храм (Ква Бахал). Этот уникальный буддистский монастырь, также известный как Хиранья Варна или Суварна Махавира, находится севернее Площади Дурбар. Согласно поверью, он был построен в XII в., хотя первые упоминания о его существовании относятся к 1409 г. Ква Бахал — большое прямоугольное здание (монастырь) с тремя крышами и медно-золотым фасадом. В алтарной (фото и видеосъёмка запрещены) находится прекрасное изваяние Будды Шакьямуни. В дальней правой части двора можно увидеть статую Ваджрасаттвы, облачённую в серебряно-золотую мантию. В центре двора стоит небольшой, богато украшенный храм с золотой крышей, формой своей напоминающей колокол (гаджур). Внутри старого храма находится маленькая ступа (чайтья), по утверждению монахов — самопроявленная. В углах двора стоят фигуры четырёх Локешвар и четырёх обезьян, в южной части — божество Тары. Вход в монастырь охраняют вырезанные из камня львы.

Храм Кумбешвар. На севере Патана находится храм Кумбешвар, один из трёх храмов в долине, имеющих пять крыш. Господствующий над окружающими улицами, храм был построен в 1392 г. и является наистарейшим в Патане. Здание храма выделяется удивительными пропорциями и изящной резьбой по дереву. Перед храмом установлена статуя быка Нанди, указывающая на то, что храм посвящён господу Шиве. На храмовой платформе находятся два водоёма, воды которых, по поверью, соединяются со священным озером Госаинкунд, находящимся далеко на севере долины. На юго-восточном краю двора, позади чёрной покрытой лаком решётки, находится значимый храм Бхайрав, в котором поклоняются вырезанному в натуральную величину из дерева божеству Бхайраву — воплощению Шивы. Рядом с ним — храм Багламукхи (Парвати).

Храм Ума Махешвар. Севернее площади стоит маленький незаметный храм-пагода Ума Махешвар. В этом храме можно увидеть очень красивое, вырезанное из чёрного камня божество Шивы и Парвати, известное как Ума Махешвар (сидящий скрестив ноги Шива и его шакти (супруга), соблазнительно прислонившаяся к нему).

Храм Бишвакарма. У южной границы площади Дурбар находится посвящённый Вишвакарману, зодчему богов и покровителю ремесленников, храм Бишвакарма. Фасад храма покрыт рельефными медными листами. Из близлежащих мастерских доносится размеренный стук молотков работающих чеканщиков.

Храм Минанатх. Этот храм, посвящённый Бодхисаттве, находится южнее Дурбар Cквер. Храм датируется III-IX в. периода Личчхавов.

Храм Рато (Красный) Махендранатх. Храм Красного Махендранатха, построенный в 1673 г., находится юго-западнее площади Дурбар. Рато Махендранатх — божество дождя и изобилия. Буддисты почитают его как Авалокитешвару, для индуистов он аватара Шивы. Четыре резных храмовых прохода охраняют четыре льва. Различные животные: павлины, лошади, буйволы (быки), львы, слоны и змеи возвышаются на свободностоящих колоннах перед северной стороной храма. Крыша храма поддерживается подпорками, на каждой из которых изображён Авалокитешвара, стоящий над фигурами грешников, подвергаемых различным наказаниям в аду.

Храм Махабудда — храм тысяч Будд — шедевр непальской архитектуры, скрытый за стенами городских строений Патана. Построенный в стиле "шикхара" он от основания и до купола покрыт терракотовыми плитками, с барельефом Будды на каждой из них. Храм Махабудда является копией храма Махабоддхи в Бодхгае (Индия), месте где Будда достиг просветления. Строение датируется предположительно 1585 г. и находится на юго-востоке от площади Дурбар.

Уку Бахал (Рудра Варна Махавихар). Этот известный буддистский монастырь находится рядом с храмом Махабудды. Его небольшой главный двор плотно заставлен изваяниями божеств, фигурами зверей и буддистскими атрибутами — дордже (ваджра), церемониальные колокольчики и тд. Монастырь датируется XIX в., но есть предположение, что он один из древнейших монастырей долины, основанный во время правления личчхавов в V-VI в.

Ступы Ашоки расположены в четырёх противоположных районах Патана: северная — в Ибахи, восточная — в Тета, западная — в Пулчоуке и южная — в Лаганхеле. Они были воздвигнуты императором Ашокой в 250 г. до н.э..

Ачхешвар Махабихар — обзорное место, расположенное в западной части Патана, позади ступы Ашоки на Пулчоуке, откуда открывается прекрасный вид на долину Катманду.

Автор: В. А. Самодум (Бхудэв)

Дворцовая площадь
Сундари Чоук
Сундари Чоук
Кришна Мандир
Колокол Таледжу
Колокол Таледжу
Золотой храм
Храм Кумбешвар
Храм Кумбешвар
Храм Ума Махешвар
Храм Ума Махешвар
Храм Рато Махендранатх
Храм Рато Махендранатх
Храм Махабудда
Храм Махабудда
Уку Бахал
Уку Бахал
© 2008-2023 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.