Места паломничества > Долина Катманду
Долина Катманду  

Долина Катманду — это очень живописное место. Она окружена высокими холмами. И только на юге есть небольшой каньон Чобхар, по которому протекает священная река Багмати, неся свои воды к Ганге. Долина Катманду включает в себя три удивительных города, представляющих собой большую культурную и историческую ценность, — Катманду, Лалитпур (Патан), Бхактапур.

В 5 км к востоку от Катманду находится храм Пашупатинатх, датируемый XIX в. н.э. Этот храм Шивы с двухъярусной золотой крышей и серебряными дверями возвышается как символ веры, религии и культуры и считается одним из самых священных храмов в мире, посвященных Шиве. Существует много легенд, связанных с его историей. Согласно одной из них, Шива в образе Пашупати (Повелителя зверей) принял облик антилопы и развлекался в лесу, расположенном на восточном берегу Багмати. Вскоре боги напомнили ему о его небесных обязанностях, ухватив его за рог, и ему пришлось вернуться к своей божественной форме, а рог его при этом превратился в лингам. Восхищенный красотой этого места, Шива пожелал, чтобы души кремированных здесь, в новом рождении непременно воплощались среди людей, а не среди животных. Лингам, окруженный почитанием и молитвами, в какой-то момент был утрачен. Согласно легенде, столетия спустя он был обнаружен пастухами после того, как одна из коров отметила его молоком, стекавшим с ее вымени. Служители храма утверждают, что чёрное четырёхглавое божество Пашупати, которому сейчас поклоняются в храме, намного древнее божества, разбитого в IV в. моголами.
Неиндусам вход на территорию храмового комплекса воспрещён.

В 8 км восточнее Катманду возвышается древняя буддистская ступа Бодднатх — самая большая в Непале. Ступа — колоколообразное сооружение, внутри которого хранится реликвия, например, останки святого. Ступа Бодднатх была построена около XIV в. Святыня является одним из самых важных мест паломничества и медитации для тибетских буддистов.
Ступа Бодднатх сверху выглядит как гигантская мандала. Обходя ступу по часовой стрелке, можно изучить её символическую форму. Основание ступы, состоящее из трёх больших площадок, символизирует землю. Над основанием возвышается куполообразная часть, символизирующая воду. Шпиль над куполом символизирует огонь. Он состоит из 13 ступеней, символизирующих 13 этапов на пути освобождения от сансары. Зонтик, установленный на шпиле, символизирует воздух. Всевидящие глаза Будды, изображённые на каждой из четырёх сторон прямоугольного основания шпиля, смотрят в направлении четырёх сторон света. К шпилю ступы привязаны молитвенные флажки лунгта, на которых написаны мантры. Непальцы и тибетцы верят, что ветер, развевающий флажки с написанными на них мантрами, доносит их до Всевышнего. Главный вход в ступу находится на северной стороне. А внешний радиус образован стеной из молитвенных барабанов, вдоль которой пролегает паломнический путь.

Ступа Чабахил. Эта уменьшенная копия ступы Боднатх находится в 1,5 км западнее Боднатха. Считается, что она была сооружена Чарумати — дочерью императора Ашоки гораздо раньше ступы Боднатх. Вокруг неё расположен ряд чайтьей (разновидность буддийских храмов, представляющих собой продолговатые залы с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала, напротив входа), датируемых личчхавским периодом. Здесь же можно увидеть метровую статую бодхисаттвы, датируемую IX в.

Ступа Сваямбунатх — это самое древнее и загадочное место в Долине Катманду. Её высокий белый купол и золотой шпиль видны за много миль. Найденные древние надписи на камне говорят о том, что ступа являлась важным местом для буддийских паломников уже в V в. Однако учёные и археологи считают, что на этом месте ещё 2000 лет назад находилось святилище. В Сваямбху Пуране рассказывается о чудесном лотосе, посаженном Буддой. Лотос рос посреди озера, которым в доисторическое время была занята вся Долина Катманду. Он излучал таинственный свет. Бодхисаттва Манджушри медитировал на священной горе Ву Тай-Шань и во время медитации увидел ослепительный свет лотоса. Он пролетел через горы Китая и Тибета к месту, где был цветок. Очарованный лотосом, Манджушри решил осушить озеро, чтобы это место стало более доступно для паломников. Своим мечом он рассёк холмы, окружавшие озеро, так что вода стала стекать на юг через ущелье Чобхар. Священный лотос оказался в осушенной равнине на вершине небольшого холма. Позже на этом месте была построена ступа Сваямбунатх, что в переводе означает "цветок лотоса, возникший из ниоткуда".
Ступа Сваямбунатх находится в 3 км к западу от Катманду. Каждое утро до рассвета сотни паломников проходят 365 ступеней, которые ведут на вершину холма, и начинают обход ступы по часовой стрелке (неварские буддисты идут в противоположном направлении). Перед ступой стоит большая позолоченная Ваджра (тиб. Дордже — символ силы и твердости духа), постамент в форме барабана окружён 12 животными тибетского календаря. Ваджра и лестница были построены в эпоху правления короля Пратапа Малла (XVII в.). Им же в 1646 г. были воздвигнуты в древнеиндийском стиле шикхара два белых башнеобразных храма по обеим сторонам от входа.
В районе, прилегающем к ступе, есть храмы, чайтьи и множество других религиозных объектов. Большая статуя Шакьямуни (Будды) была создана, вероятно, в XVII в. Чайтья с четырьмя стоящими Буддами на самом северном краю относится ко времени личчхавов, т.е. к V или VI вв. К северу от ступы находится Шантипур ("место умиротворения") — грот, который, видимо, был центром древнейшего почитания нагов — змееподобных божеств, обитающих под землей и в водоемах. В XVIII в. в этом гроте медитировал тантрический учитель Шантикар Ачарья.

Автор: В. А. Самодум (Бхудэв)

храм Пашупатинатх
ступа Бодднатх
Ступа Чабахил
ступа Чабахил
ступа Сваямбунатх
Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.