Искусство Непала

Искусство Непала развивалось в течение многих веков, испытывая влияние как соседних стран, так и коренных народов. Месторасположение Непала (между Индией и Тибетом), его разделение на этнические группы, географическая изолированность и бесчисленные языки привели к сложному, необычному сплетению традиций и культур народов, населяющих Непал. Многоэтничность и многоязычие страны сыграли большую роль в развитии философско-религиозной мысли, культуры, искусств, ремёсел, фольклора. Наглядным примером этого влияния могут служить отмечаемые здесь многочисленные праздники и фестивали, играющие пёстрыми гаммами красок, в дни проведения которых приходит понимание масштабов культурного многообразия Непала.
Непал — это страна, где искусство, культура и религия являются неотъемлемой частью жизни её жителей. Религия и искусство Непала настолько глубоко взаимосвязаны, что невозможно отделить одно от другого. Непальцы смотрят на мир сквозь пуджу (церемония, обряд богослужения), молитвы и ритуалы. Они осознают божественное во всем: от приветствия "намастэ", означающего "я приветствую божественное в тебе", до духов и богов, присутствующих в деревьях, слияниях священных рек (dhoban) и пиках гор. Путешествуя по городам Долины Катманду, вы обязательно соприкоснётесь с бесценными примерами непальского искусства: резьбой по дереву, архитектурой, скульптурой и т.д., отражающими религиозные темы индуизма и буддизма.

Архитектура и скульптура Непала

Наистарейшие памятники архитектурного искусства Долины Катманду поблекли со временем вместе с историей. Насыпи земли, поросшие травой — это всё, что осталось от четырёх Ступ Ашоки в Патане, а великолепные ступы Сваямбхунатх и Боднатх перестраивались множество раз на протяжении веков. Тем не менее, эти, чудом сохранившиеся величественные сооружения, продолжают пленять своей неповторимостью, ореолом загадочности и мистицизма.
Самыми древними примерами восхитительных работ по камню, относящихся к личхавскому периоду (IV-IX вв. н.э.), являются скульптуры храма Чангу Нараян, расположенного неподалёку от Бхактапура. Не сохранилось ни одного строения, сооруженного из дерева, а также примеров резьбы по дереву, датируемых ранее XII в., однако мастерство неварских зодчих того периода являет себя в частях прекрасного храма Джокханг в Лхасе, существующего и поныне.
Прославленное мастерство неварских ремесленников достигло своего зенита в период правления династии Малла (XV-XVII вв.). Ссоры и постоянная борьба за преимущество между городами-государствами Катманду, Патаном и Бхактапуром разогрели сопернический строительный бум, где каждый старался превзойти других более великолепными дворцами и храмами. Мастерство неварцев распространилось далеко за пределы искусно выполненных изделий из дерева, так хорошо известных всем. Постепенно неварские умельцы освоили и довели до совершенства изготовление изделий из металла, керамику, кирпичную кладку и каменные скульптуры. Великолепными примерами изделий из металла того периода являются изумительные божества богини Тары в Сваямбхунатхе, а также Сун Дхока (Золотые Ворота) в Бхактапуре.

Непальская живопись

В непальской живописи отчётливо ощущается влияние китайского, тибетского, индийского и могольского искусства. Неварская роспись паубха представляет собой религиозные изображения похожие на тибетскую тханку (thangka). В восточных Тераях существует собственный стиль живописи, именуемый митхильским художественным искусством (мадхубани). Митхильская роспись

Митхильская роспись. Существует мнение, что этот стиль зародился в древнем государстве Митхила в период правления легендарного царя Джанаки, отца Ситы (супруги бога Рамы). Это традиционно женское искусство росписи, практиковавшееся в семьях митхильских правителей, передавалось из поколения в поколение. Центром митхильского стиля, называемого также мадхубани, считается город Джанакпур (город Джанаки), точнее деревушка Кува, находящаяся в его окрестностях. Для него характерны абстрактные узоры, среди которых изображена деревенская жизнь. Роспись выполняется в белых и охряных цветах.

 

Ритуальная живопись

В Непале этот вид искусства представлен тибетской живописью (тханка) и непальской живописью в стиле невари (паубха).
Паубха
является предшественницей тханки. Сложный цветочный узор — это отличительная черта непальских картин паубха. Кроме того, яркие контрастные цвета характерны для этого вида живописи. Непальская паубха является неотъемлемой частью жизни непальцев. Они создаются художниками невари, народностью составляющей главную этническую группу в Долине Катманду. Картины паубха пишут на холсте из хлопка. Краски традиционно изготавливаются из дробленого камня и растительных красителей таких, как индиго, а также из золотого и серебряного порошка. Преобладающий цвет в паубхе — красный. Синий, зелёный и золотой используется для акцентирования деталей. Основная тема паубхи — это индуистские и буддийские божества, для изображения которых существуют строгие стандарты: позы тела, выражения лиц, жесты рук. Есть паубхи, изображающие историю постройки дворца или храма или же историю монашеского ордена. В последние десятилетия традиционная живопись паубха находилась в упадке. Но сейчас она вновь возрождается.

Тханка — это тибетское соответствие неварской паубхи. На тханках изображают Будду или различных Бодхисаттв. На заранее подготовленном холсте красками из цветов или кореньев, из порошка цветных и полудрагоценных камней пишется картина с характерной шелково-матовой поверхностью. Краска для тонких линий рисунка или украшений божества делается из золотого порошка. Изображения божеств тханки подчиняются строгому канону пропорций. Сувенирные тханки пишутся в основном темперой (краской на основе яичных желтков), которую легко опознать по блестящей поверхности, а золото заменяется жёлтой краской. Для тханки изготавливается традиционная матерчатая рамка из тканого узорчатого шелка, подходящего по тону к самой картине.

 

Традиционные ремёсла Непала

Бронзовое литьё

Во всём мире известны непальские изделия из металла. Изначально их изготавливали в основном из бронзы, позднее стали использовать латунь. Наивысшего расцвета это искусство достигло в XIV—XVI вв., но и сегодня создаются прекрасные произведения. Здесь по-прежнему применяется техника "утраченного воска". Сначала фигура изготавливается из воска и обмазывается глиной. Затем воск вытапливается, а получившаяся полость заливается жидким металлом (при этом в середину вводится глиняный стержень так, что статуя остаётся полой). Очищенную от глины статую, шлифуют, полируют и покрывают позолотой или расписывают, а особенно дорогие экземпляры украшают драгоценными камнями. Центром бронзового литья в Долине Катманду по праву считается Патан.

Резьба по дереву

Город Бхактапур славится лучшими в Непале мастерами резьбы по дереву. Здесь изготавливают удивительные деревянные изваяния, статуэтки различных богов — Шивы, Будды, Кришны, Ганеши и тд., а деревянные маски, исполненные в этностиле, служат домашними оберегами, охраняющими жилище от злых духов.

Идя по непальским улицам не сложно заметить, что при постройке храмовых комплексов, дворцов, да и просто жилых домов непальцы издавна отдавали предпочтение дереву. Комбинируя красноватый кирпич и тёмную древесину, неварские архитекторы умели искусно сочетать инженерную необходимость с филигранной отделкой. Каждая несущая балка украшена богатой резьбой, а деревянные кронштейны, которые должны выдерживать огромный вес нескольких крыш, снизу доверху покрыты изображениями богов и богинь, жанровыми сценами и цветочным орнаментом, так что кажутся лёгкими и изящными. Вершиной искусства резьбы по дереву являются многослойные дверные рамы в храмах и богато украшенные окна во дворцах и жилых домах. Для непальской архитектуры характерна торана — арка над дверной перемычкой портала, которая не является частью стены, а висит перед ней. Тораны всегда украшены богатой фигурной резьбой, обычно с изображением божества данного святилища в центре композиции.

Гончарное искусство

Традиционное гончарное искусство в Непале развивалось на протяжении веков. Гончарное мастерство стало одной из главных профессий некоторых этнических групп в Непале, которые сосредоточены в Тераях, а также встречаются в Бхактапуре. Материал, из которого изготавливаются фигурки – это не глина, а специальная пластичная керамомасса с различными добавлениями. Изделия отливаются по формам, а затем тонкие детали прорисовываются вручную.

 

Ювелирные изделия

Ювелирные мастера изготавливают различные серебряные украшения с полудрагоценными камнями в основном в стиле «этно». Это серьги, кольца, браслеты, амулеты, талисманы.

Кукури (кхукри, кукри)

Кукури — национальная разновидность ножа, применяемого гуркхами Непала. (Гуркхи — воинственный народ, который отличает храбрость, преданность, самодостаточность, физическая сила, агрессивность в бою и выносливость.) Клинок кукури содержит оригинальный профиль "крыла сокола", имеющий заточку по вогнутой грани. Кукури — это одно из древнейших разновидностей холодного оружия, которое дошло до нашего времени без преобразований.

 

Музыка и танцы Непала

На протяжении веков танцы и традиционная музыка оживляла праздники и семейные торжества жителей Непала. В сельской местности большинство деревень имеют собственный стиль музыки и танцев. Во время фестивалей льются энергичные звуки бансари (флейт), мадалов (барабанов), тингша (музыкальные металлические тарелочки), нежно звучат четырёхструнные саранги. Отовсюду доносятся религиозные песнопения. Находясь высоко в горах, если повезёт, можно услышать мистические звуки морчанга (непальского варгана).
В Непале существуют различные касты музыкантов. Одной из них является гаинэ — постепенно исчезающая каста странствующих певцов (музыкантов) и дамаи — певцы и музыканты, часто выступающие на различных торжествах и свадьбах. На публике обычно выступают только мужчины.
Непальские стили танца многочисленны и разнообразны. Самыми известными из них являются танцы народности тхару (tharu dance) — танец с палочками, танцы шерпов и танцы тибетских буддистских монахов, исполняемые в масках.

Автор: В. А. Самодум (Бхудэв)

Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.