Культура и искусство Пакистана

Понятие пакистанская культура появилось относительно недавно, после августа 1947 г. — даты образования государства Пакистан.
Искусство Пакистана — это калейдоскоп традиционных ремёсел, отмеченных влиянием Великих Моголов. Пакистанское искусство сформировалось благодаря многочисленным этническим группам, населяющим территорию Пакистана, наделенных самобытной культурой, традициями и обычаями.

 

Архитектура

Архитектура Пакистана — это различные сооружения, построенные в разные периоды времени.
Раскопки древних городов Мохенджо-Даро и Хараппы дают представление о раннем развитии архитектуры в регионе.
Маурийская эпоха (IV в. до н.э.) представлена буддистскими ступами, находящимися в долине Сват и Таксиле.
В Равалпинде, Лахоре и других городах можно увидеть изящные, старинные индуистские каменные храмы.
Исламский архитектурный стиль быль внедрён главным образом моголами, объединившими персидский, индийский и местный архитектурные стили. Возведённые ими великолепные монументы: усыпальница Джехангира, мечеть Бадшахи, сады Шалимар, находящиеся в Лахоре, являются тому яркими примерами.

мечеть Бадшахи

Британцы, объединившие готический и могольский стиль, породили новые англо-индийский и нео-могольский стили. Наглядным примером "смеси стилей" являются здание Лахорского Музея, старое здание Пенджабского Университета и Айчисон Колледж, расположенные в Лахоре.
Со времени обретения независимости западный архитектурный стиль завоёвывает всё новые и новые пространства, постепенно вытесняя старые традиционные строения.

 

Живопись

Могольская миниатюрная живопись как искусство зародилась во время царствования императора Хумаюна (сын Бабура и отец Акбара Великого), который по возвращении из Персии привез с собой двух известных художников — Мир Сеида Али и Абд ас-Самада. По этой причине ранняя могольская миниатюра обязана декоративному стилю, созданному иранской школой.

Во времена Акбара Великого (годы правления 1556-1605), покровителя живописи, множество местных художников работали под непосредственным руководством Мир Сеид Али и Абд ас-Самада. Художники собирались в мастерской, и там каждый из них последовательно трудился над различными частями миниатюры, передавая её из рук в руки.
Один художник рисовал фигуры, другой фон и т.д. При такой системе было трудно отнести картину к кисти одного художника. Это "разделение труда" просуществовало недолго. Со временем школа могольской живописи развила собственное видение реальности.
Сегодня могольская миниатюра является по-настоящему уникальным смешением стилей и отличается от персидской (иранской) школы реалистичностью своих образов. Могольская миниатюрная роспись отражает не только религиозную тематику и легенды, но и многочисленные аспекты повседневной жизни императорского двора: скачки, охоту, любовные сцены.

Ковры

Традиция ковроткачества имеет многовековую историю. Ткачество было развитой формой искусства в Мохенджо-Даро 4-5 тыс. лет назад.
Шерстяные и шелково-шерстяные ковры с традиционными узорами ткут во многих частях страны, но самыми известными являются ковры, сотканные в районах Карачи, Лахора, Файсалабада и Музаффарабада.

Карачи и Лахор — главные центры по производству высококачественных, изящных ковров. Ковры ручной работы, сотканные в Лахоре в XVI в. выставлены в музеях Лахора и других стран.
Хазар, Азад Джамму и Кашмир славятся расшитыми коврами, называемыми намда, а Белуджистан и южный Синдх — сотканными или вязаными коврами из верблюжьей или козьей шерсти, а также из хлопка.
Пакистанские ковры характеризуются геометрическими узорами, в отдельных случаях встречаются также растительные узоры, сюжетные орнаменты и турецкие рисунки.


Текстиль

Провинция Синдх и окрестности Мултана известны своими сотканными вручную тканями, с нанесёнными на них печатными рисунками. В Мултане и Карачи трудятся лучшие в Пакистане мастера шёлкоткачества. Именно здесь, старинным традиционным способом вручную ткут прекрасную шёлковую ткань.
Текстильные изделия мастеров из Синда и Белуджистана такие, как покрывала, шали и одежда знамениты своей вышивкой с зеркалами. Небольшие зеркала нашивают на ткань, украшенную диковинными узорами, что превращает изделие в сверкающий шедевр.

Рилли

Рилли — пестрые лоскутные стёганые одеяла, покрывала, платки и коврики с элементами вышивки шьются вручную испокон веков женщинами в сельских районах провинций Синдху и Белуджистана.
Хлопковые блузки, шали и платки с частой геометрической вышивкой, называемые пхулкари, изготавливают в долине Сват и Хазаре, а также вокруг Чаквала в северном Пенджабе.
Кашмир и Азад Джамму, а также долина Кагхан славятся мягкими шерстяными кашемировыми шалями, называемыми пашмина, и одеялами с прекрасной шелковой вышивкой.

 

Керамика

Гончарное ремесло является одной из старейших форм искусства в Пакистане и относится к периоду цивилизации долины Инда (2500 лет до н.э.). Бахавалпур, Равалпинди, Гуджрат — места, где изготавливают красочные гончарные изделия, раскрашиваемые после обжига. Знаменитая Мултанская синяя керамика, известная ещё с XIII века, появилась под влиянием персидского и китайского искусства. Для неё характерны цветочные узоры и преобладание синего и голубого тонов.


Мултанская синяя керамика

 

Резьба по дереву, мебель

Пакистанская мебель известна во всём мире своей красотой, изяществом и замысловатостью дизайна, а ремесленники, изготавливающие её, — своим мастерством. Для изготовления мебели, а также музыкальных инструментов используется массив палисандрового дерева (индийский палисандр — Dalbergia latifolia), называемого иногда розовым деревом, которое отличается высокой твёрдостью, в полтора-два раза превышающей твёрдость дуба, а также цветом и выраженностью прожилок. Искусство изготовления мебели и музыкальных инструментов передаётся от отца к сыну, а секреты бережно хранятся. Пакистанская мебель славится своей долговечностью, самобытностью и красотой.

 

Изделия из латуни и меди

Пакистанские ремесленники изготавливают изделия из металла, украшая их традиционными узорами, что придаёт им особое изящество и колорит. Медные сосуды, ковшики, орнаментальные чайники, самовары, декоративные стаканы и кувшины для воды не просто практичны, но и красивы.
Латунь, впервые полученная в Индии путем плавления цинка и меди более двух тысячелетий назад, и по сей день широко используется в Пакистане.
Гравировка — самый утонченный из всех видов работ по металлу. Различные стили гравировки включают джапани, мехрани, чикан и бидри. Гравюры покрываются лаками различных цветов: глубоким красным, желтым, черным и голубым. Блюда и подносы, чаши и тарелочки из полированной меди понравятся любому, увидевшему их.

 

 

Ювелирные изделия

Как известно, пакистанские женщины очень любят украшения. Браслеты, серьги и различного вида подвески являются неотъемлемыми атрибутами изящного наряда пакистанок. Искусные ювелирные мастера изготавливают знаменитые серебряные и золотые браслеты "чурийа" и тяжёлые массивные серьги "джумке"— излюбленные украшения пакистанских женщин. Ювелирное искусство Пакистана связано с Индией. Культура и традиции двух государств очень близки.

 

Музыка и Танцы

Пакистанская музыка состоит из классической, религиозной исламской, фольклорной и современной (популярной). К классической музыке относятся раги ( рага — индийская классическая музыка). В средние века под влиянием мусульманской культуры важным становится распевное исполнение авторской поэзии, которое со временем адаптировалось к индийской культуре, став важной частью классической музыки.

Исполнители кавалли

Религиозная музыка исполняется главным образом в форме кавалли, набожного песнопения суфийской поэзии под аккомпанемент фисгармонии, таблы (барабана) и хлопанья в ладони. Фольклорная музыка касается всех аспектов жизни, включая романтическую любовь, например, "Хир Ранджха" — легендарная история любви в поэтической форме.

Самыми популярными танцами в Пакистане являются кхаттак, исполняемый на территории Северо-Западной Пограничной Провинции, а также танцы бхангра, самми и лудди, которые танцуют в Пенджабе.
Кхаттак — это фанатичный танец с мечами, названный так по одноименному роду пуштунов, проживающих в районе Пешавара, хотя каждый клан (род) имеет собственную версию танца.

Кхаттак

Бхангра — это традиционный танец сбора урожая, в котором участники движутся по кругу вокруг барабанщика, который постепенно увеличивает темп музыки и танца.
Меланхоличный танец самми и энергичный лудди — это женские танцы, исполняемые в парах или маленьких группах.

Самми

 

Состязания (спорт)

Кабадди (каббади, кабади) — древнейшая игра, включающая в себя элементы борьбы и пятнашек, которой, по меньшей мере четыре тысячи лет.
О том, где и когда появилась эта игра, ничего не известно, однако, известным фактом является то, что принц Сидхартха Гаутама из рода Шакьямуни (Будда) был не только большим поклонником, но и лучшим игроком кабадди в своём небольшом царстве.

Кабадди

По правилам игры две команды, в каждой по 12 игроков (7 игроков на поле и 5 игроков в запасе), занимают две противоположные стороны игрового поля размером 12,5 м х 10 м, разделенного посередине линией. Игра начинается с того, что одна команда посылает "захватчика" к разделительной линии, который в подходящий момент перебегает на территорию другой команды (другую половину поля). Пока он находится там, он непрерывно кричит: «Кабадди! Кабадди!» Но на территории противника он может пребывать лишь до тех пор, пока может кричать, не переводя дыхания. Его задача — пока он кричит — рукой или ногой дотронуться до игрока противника (одного или нескольких) и убежать на свою территорию (часть поля). Если ему надо перевести дыхание, он должен бежать, так как команда, на площадке которой он находится, имеет право его схватить. Он сможет освободиться, если сумеет протянуть через разделительную линию руку или ногу. Команда соперников должна заставить его сделать одно из двух: или дотронуться земли, или сделать вдох (перевести дыхание). После того, как игрок нападающих успешно вернётся, игрок другой команды, до которого он дотронулся, выбывает из игры. Если нападавший будет схвачен, то один из членов защищавшейся команды становится нападающим. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не потеряет всех своих участников.
Сегодня в Пакистане проводятся открытые национальные чемпионаты по кабадди, в которых принимают участие команды также и из других стран.

Бузкаши — наиболее популярное в Северо-Западной пограничной провинции состязание, принесённое в Пакистан афганскими беженцами. Считается, что в эту игру играли ещё при Александре Македонском. Состязание являлось одним из элементов подготовки афганских всадников, готовившихся к битвам с врагами. В бузкаши не существует твердых правил. Команда состоит из шести чапандаз (игрок), которые борются за 30 килограммовую тушу козы или овцы. Игроки пытаются схватить тушу с земли и провезти ее вокруг флага или другой отметки в одном конце поля, а затем забросить ее в очерченный круг на другом конце.

В период правления англичан стали популяризироваться поло, пришедшее из Персии, крикет и хоккей на траве.

Автор: В. А. Самодум (Бхудэв)

Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.