Ступени к озарению

Умение завязываться в узлы, лежать на гвоздях, ходить по раскаленным углям, останавливать дыхание и продолжительное время жить без еды и воды — всего лишь внешняя, удивительная для наблюдателя сторона жизни йогов. То, что они делают, — не цирковые трюки и не упражнения каскадеров, а демонстрация полного контроля над телом, дыханием, ощущениями и эмоциями. Физическое совершенство для йоги — не главное. Главное — управлять психикой и мыслями, чтобы достичь высшей точки в самадхи, или сверхсознании.

Слово «йога» происходит от санскритского корня yui, который имеет около 20 значений, но чаще всего переводится как «объединять», «связывать», «соединять». Если спросить у индийцев, что же надо связать или соединить, чтобы стать йогином, то в ответ услышите: «Брахмана и Атмана», или просто «Душу» и «Вселенную». Найти ответ на вопрос «как это сделать?» могут лишь избранные, самозабвенно посвятившие свою жизнь физическому и духовному тренингу. Единого рецепта в этом искусстве нет, каждый должен найти путь к вершине самостоятельно. Даже самым усердным приходится упражняться долгие годы. Поэтому среди носителей йогической культуры не так много тех, кто сумел достичь просветления и стать гуру.

Наиболее полная система йоги объединяет восемь основных ступеней. «Яма» — обуздание, воздержание; «нияма» — очищение, самообуздание; «асана» — дисциплина тела; «пранаяма» — регулирование дыхания; «пратьяхара» — изоляция чувств; «дхарана» — внимание; «дхьяна» — размышление; и, наконец, «самадхи» — сосредоточенность, озаренность. Только поднявшийся до верхней ступени человек, пребывая в состоянии транса, может ощутить себя единым целым с миром, природой, космосом. Некоторые йогины так и называют это состояние — космическим сознанием.

Начальная школа

Первые четыре ступени объединены под общим названием хатха-йога («ха» символизирует солнце, «тха» — луну, а союз солнца и луны означает равновесие активности и расслабления). Эта практика направлена в основном на развитие физических и физиологических функций организма. Исследования независимых экспертов показали, что у занимающихся хатха-йогой улучшается работа всех систем организма, в частности увеличивается объем легких, улучшается дыхание, уменьшаются параметры тела, снижается содержание холестерина и сахара в крови, стабилизируется артериальное давление, а также нормализуется работа желез внутренней секреции, что положительным образом отражается на общем состоянии здоровья, повышая иммунитет. Причем в контрольные группы входили добровольцы разных возрастов, и большая часть из них страдала хроническими заболеваниями вроде астмы, атеросклероза, остеохондроза, синдрома хронической усталости, ожирения. Так, при помощи занятий йогой основатель Клиники снижения стресса Жон Кабат-Зин сумел редуцировать боли нескольким тысячам своих пациентов, страдающих СПИДом, раком и другими болезнями, вызывающими сильные физические страдания.

Хатха-йога призвана учить контролировать тело и его функции, а раджа-йога — мысли и сознание

Правда, надо сказать, что йога — не средство скорой помощи. Для достижения положительных результатов необходимо научиться строгой самодисциплине. То есть, иными словами, нужно научиться отказываться от материальных и физических излишеств и вести аскетический образ жизни. Только после этого можно подняться на третью ступень и начать изучение асан, физических поз, а затем уже на четвертом уровне — правильного дыхания.

Йога не терпит суеты. Каждое движение, каждый вдох здесь являются частью общего смысла, обязательными составными для преодоления круга рождений и постижения наивысшего освобождения. Для большинства же людей, которые иначе относятся к жизни и смерти, нежели индусы, наиболее привлекательная сторона тут — возможность физического развития и оздоровления. Ну что же, и в таком усеченном виде йога имеет ряд «волшебных» свойств, позволяющих не только улучшить самочувствие человека, но даже изменить жизнь в целом.

В Индии существует несколько известных школ хатха-йоги. Несмотря на единство конечной цели, в каждой из них результата добиваются собственными методиками. Так, в школе Шри Паттабхи Джойса обучают динамическому стилю аштанга виньяса йога, в котором асаны (йогические позы) чередуются с динамическими связками (виньясами). Это направление годится только для людей в хорошей физической форме. Иначе перегрузка может привести к тяжелым последствиям и травмам.

Более спокоен и поэтому более популярен статический стиль Шри Б.К.С. Айенгара. В Институт йоги, открытый им в Пуне, приезжают со всего света не только те, кто хочет совершенствовать свои познания в этом искусстве, но и те, кому нужно лечение. Здесь занимаются люди, для которых раньше самое простое упражнение было затруднительно. Для помощи в выполнении асан в ход идут ремни, веревки, скамейки, одеяла, валики. Все эти приспособления ассистенты гуру размещают под определенным углом, выбирают нужную высоту и степень страховки, необходимую для конкретного ученика. И таким щадящим образом достигают определенной асаны, необходимой для лечения недуга.

Воспитание чувств

Если хатха-йога — это наука о контроле над телом и его функциями, то раджа-йога (то есть «царская») «занимается» собственными мыслями и сознанием человека. Первая задача, которую должен постичь адепт, — умение останавливать мысль или попросту не думать. На первый взгляд это кажется легко, но на практике — совсем иначе. Всем известно, что некоторые вещи, особенно волнующие нас, крутятся в головах постоянно, мы возвращаемся к ним снова и снова, абстрагироваться от них невозможно, и их присутствие мешает сосредоточиться. Выбросить из головы лишнее — значит, остановить бесполезную трату психической энергии.

Тот, кто сумел это освоить, может со временем научиться не думать, например, о боли, голоде, холоде или жаре, не обращать внимания на то, что происходит вокруг. Человек начинает жить в каком-то своем измерении, в замкнутом мире, вход в который другим запрещен. Именно постигшие эту ступень йоги и удивляют зрителей необыкновенными способностями.

Следующая ступень — медитация. Один из самых известных во всем мире специалистов по йоге, Свами Вишну-девананда, писал: «Медитация дается нелегко. Прекрасное дерево растет медленно. Нужно дожидаться его цветения, зрелости его плодов и вкуса. Цветение в медитации — это спокойствие, которое пронизывает все существо. Его плод описанию не поддается». Медитируя, человек может, сосредоточившись на определенном предмете или теме, рассмотреть их во всех подробностях, познать досконально и, возможно, сделать для себя неожиданные открытия в вопросах, казалось бы, хорошо знакомых. Иными словами, в состоянии транса пробуждаются и развиваются способности, находившиеся дотоле в пассиве. В школе Айенгара, например, рассказывают такую историю. Один йог был приглашен в Америку для организации курсов инструкторов. Он плохо изъяснялся по-английски, и его слушатели, заплатившие немалые деньги за занятия, начали роптать. Тогда он взял «паузу», закрылся в номере на несколько дней, после чего стал прекрасно говорить по-английски, и конфликт со слушателями был исчерпан.

Научиться медитировать — приблизительно то же самое, что научиться любить; одним — дано, другим —нет

Погрузиться в высшее состояние сознания медитирующему помогает чтение мантр. Считается, что произносимые звуки сливаются с вибрацией мысли и усиливают ее. Есть три основных типа: мантры сагуна («имеющие качества»), обращенные к силе определенных божеств; мантры ниргуна («не имеющие качеств») — абстрактные, которые позволяют отождествлять медитирующего с Абсолютом, и последний тип — биджа, представленная первобытными звуками. Биджа очень сильны и предназначены только для опытных гуру.

Независимо от типа мантр произносить их можно громко, распевая, шепотом или про себя, главное, чтобы они совпадали с дыханием (во многом именно поэтому правильному дыханию и придается такое значение). Подобрать наиболее подходящую мантру можно самому, опираясь на свои собственные ощущения и интуицию, или при помощи Учителя. Усилить ее действие помогает перебирание 108 бусин четок-мала. Если их нет, то можно считать большим пальцем сгибы на суставах пальцев.

Научиться медитировать — приблизительно то же, что научиться любить. Это либо дано человеку, либо нет. Однако ускорить процесс можно, для чего нужно регулярно упражняться, пока подобные занятия не станут потребностью. Лучше всего заниматься медитацией на восходе солнца или в сумерки. Йоги говорят, что именно в это время атмосфера заряжена духовной энергией, столь необходимой, чтобы погрузиться в нирвану.

Зинаида Новикова

Журнал "Вокруг света" , №8 (2803), Август 2007

www.vokrugsveta.ru/vs/article/4634/

Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.