Индийская одежда > Химачальская одежда

 
Одежда Химачал-Прадеша

Расположенный в северной части страны среди заснеженных гор и зелёных лугов Химачал Прадеш даровал Индии богатое культурное и этническое наследие. В Химачале проживают различные общины, такие как брахманы, раджпуты и др., а также множество народностей: гадди, киннары, гуджары, пангвали и лахаули. Сколь многочисленны общины штата, столь и многообразны их традиционные костюмы, варьирующие от региона к региону. Уникальная самобытность, которой славится Химачал Прадеш, состоит в том, что традиционные наряды в этом штате до сих пор изготавливают вручную и поэтому они отличаются особой утончённостью и красотой.


Шаль тхапада

Крайне холодные химачальские зимы породили необходимость в шерстоткачестве. Местные жители разводят коз и овец, из шерсти которых ткут патти (шерстяная однотонная ткань), шьют и вяжут всевозможные предметы одежды, такие как пашмины (химачальские шали), лои или чадар (шарф-накидка), куллу топи (головной убор), патту (женское одеяние) и многое другое. Химачальские ткачи весьма искусные в своём деле слывут лучшими мастерами по всей Индии, недаром Химачал Прадеш считается центром ткачества. Шерсть химачальских горных коз отличается мягкостью и тонкостью, поэтому пашмины, сотканные здесь, нежные и мягкие на ощупь (очень популярны у туристов за их качество и тонкое плетение.) В зависимости от окраса шерсти козы можно получить изделия очень интересных оттенков, особенно если смешивается пряжа различных цветов. Не менее популярным изделием в Химачале является прекрасная широкая шерстяная шаль, известная как тхапада. Её яркие геометрические узоры придают ей богатый вид.


Излюбленным предметом одежды химачальцев, своего рода фирменым брэндом жителей Химачала, является небольшая шапочка топи, которую за пределами штата часто обобщённо называют химачали топи. Шьют её из шерстяной материи. По крою она круглая с плоским верхом и с отворотом с одной стороны. В холодное время года жителями Киннаура отворот используется для защиты ушей от мороза и ветра. Шапочки с разноцветным узорчатым отворотом называются куллу топи —геометрический разноцветный рисунок характерен для жителей долины Куллу. Топи с зелёным или красным отворотом, называемая киннаури топи, а жителями Киннаура — тхепанг, указывает на то, что её владелец — житель округа Киннаур.


Куллу топи и киннаури топи

Ношение топи — прерогатива химачальских мужчин, и только в Киннауре женщины наравне с мужчинами обладают правом ношения этого головного убора. Последнее время этот предмет одежды часто используется в политической пропаганде, указывая на политические предпочтения владельца. К примеру, сторонники Бхаратия джаната парти (Индийской народной партии) носят киннаури топи с красным отворотом. Стороники же Индийского Национального Конгресса предпочитают киннаури топи с зелёным отворотом. Стоит отметить, что некоторые селения Химачала стремясь подчеркнуть свою индивидуальность придумывают свои версии топи. Так, например, появились серо-чёрная малана топи — шапочка жителей долины Малана и пурпурная лахаули топи — головной убор уроженцев округа Лахул (Lahaul).

Также среди химачальцев популярна забавная обувь, сплетённая из сухой травы, позволяющая держать ноги в тепле в условиях холодного климата. Она называется пулла, или чапал. Эти легкие туфли или тапочки (лапти) носят во время религиозных церемоний в храме, а также ходят в них и по снегу. Их плетут из сухих стеблей конопли или гречихи.


Пулла

Обычной одеждой брахманов, проживающих в Химачал Прадеше, являются дхоти, курта (свободная рубаха), жилет, длинный сюртук наподобие ачкана (сюртук на пуговицах доверху с воротником-стойкой), пагри (тюрбан) и небольшой полотняный шарф на плечах (чадар). Женщины брахманов обычно ходят в сальвар-камизе (наряд, состоящий из широких штанов и туники) или гхагра-чоли (юбка и блузка), а голову покрывают платком рахиде приятного малинового цвета, украшенным золотыми полосками.
Раджпуты, потомки царских семей, предпочитают курту с чуридарами (узкими штанами) или паджамами (широкими брюками), а поверх надевают шерстяной сюртук. Головным убором им служит накрахмаленный тюрбан пагри, который подобно густым усам раджпутов является олицетворением уважения и чести. Раджпутки одеваются также как и женщины из сословия брахманов: в сальвар-камиз или гхагра-чоли. В старину женщины раджпутов придерживались строгих правил и носили паранджу или покрывало, скрывающее их лица. Даже на улице они появлялись в зарытых паланкинах: столь ревностно оберегали раджпуты своих жён и дочерей. Но в наше время древние обычаи оттесняются современным веянием моды. Наблюдается заметное изменение среди молодого поколения, которое всё больше и больше стремится походить на европейцев и выбирает западный стиль одежды.
Химачальские ремесленники, пастухи и крестьяне носят обычно курту, набедренную повязку или паджами и шапку. В холодную погоду набрасывают шерстяной чадар.

В долине Куллу люди одеваются практически в ту же одежду, что и в других регионах Индии, но всё же в некоторых районах они предпочитают традиционную одежду. Мужской наряд состоит из плотных штанов сутхан и длинной рубахи, называемой чола, которую подпоясывают дора — отрезом ткани, служащим в качестве пояса. Шапочка куллу топи и покрывающий плечи шарф лаччу дополняют костюм. Чадар или лои — мужская шаль обычно белого, кремового или коричневого цветов всегда согревают в непогоду. Женщины одеваются в патту — платье, представляющее собой кусок материи, подобный шали, но более плотный и тяжелый, ярких цветов и с красочным орнаментом по краям. Патту оборачивают вокруг себя поверх другой одежды (сальвар-камиза) и, захватив на плечах оба конца со спины и с груди, закалывают серебряными булавками бумини, соединёнными длинной цепочкой. Длинный отрез ткани, называемый гакчи, женщины завязывают вокруг талии, подобно поясу. Их голову покрывает квадратный платок, называемый дхату или тхипу. В дополнение к традиционному костюму они носят плетёную обувь пулла.


Патту


Патту

Жители округа Киннаур носят в основном шерстяную одежду, которая прекрасно подходит для здешнего климата. Традиционные наряды исполняются в художественной характерной манере, известной своими красочными узорами. Мужчины носят шерстяные рубахи, называемые чамн курти, вместе с чуридарами или паджамами. Также среди киннаурцев популярен шерстяной халат чхуба, поверх которого иногда надевают жилет. Некоторые мужчины носят шерстяные пиджаки, наподобие ачкана.


Традиционный наряд киннаурцев


Шерстяной халат чхуба

Женщины одеваются либо в шерстяные платья, поверх которых носят жакеты, либо в юбки с блузками чоли, имеющими длинные рукава. На плечи они накидывают сотканную из шерсти шаль, называемую дору. Она очень красива благодаря ярким мотивам в киннаурском стиле.
Как женщины, так и мужчины здесь носят головной убор киннаури топи.


Традиционная одежда киннаурских женщин

Во время фестивалей женщины украшают себя различными украшениями: бусами из натуральных камней, серебряными ожерельями, брошами и подвесками, которые надеваясь на лоб, свисают прямо на лицо.

Химачал, обитель снега, является домом для богатой культурным наследием общины гадди, проживающей в частности в Кангре, Манди и Бхармоуре. Согласно истории, их происхождение уходит корнями в прошлое, когда войны и религиозные преследования на равнинах Пенджаба ("Пятиречья"), особенно в могольский период, вынудили их искать убежища в западных Гималаях, где естественные барьеры Дхаула Дхар и Пир Панджал защитили бы их от вторжения. Это не была одна большая миграция, а постепенное переселение, шедшее волнами, начиная со второй половины VII в. н.э. и продолжавшееся до XII в. Гадди — это общий термин, объединяющий брахманов, кхаттри (кшатрии) и раджпутов, носящих священный шнур, тхакуров (тхаккари) и ратхи, не носящих священные шнуры, дхангаров (пастухи) и других. Во всём Химачале гадди известны как добродушные люди и верные друзья. Богатое культурное наследие этого сообщества проявляется в его образе жизни, фольклоре и в частности в традиционных костюмах. Представителей гадди легко узнать по их традиционной одежде.
Мужчины носят длинную свободную шерстяную рубаху до колен, которая называется чолу или чола. Под неё надевают другую хлопковую сорочку курти. Свободные паджами или обтягивающие штаны из шерсти или хлопка, называемые сутхану или унали-сутхан, дополняют мужской наряд.


Традиционный наряд гадди

Чола подпоясывается длинным черным шерстяным шнуром дора (покромка или опоясок), достигающим в длину 25-50 м. Этим шнуром гадди обвязывают свою талию несметное количество раз, так чтобы образовался своего рода карман, в котором они хранят различные предметы, такие как кремень рунка, кожаный мешочек мандуа, банссури (флейту, которую всегда носят с собой), топор кулхари а иногда новорожденного ягненка, чтобы он не замёрз в горах. Головным убором служит шерстяная шапочка топи или белый тюрбан. Но традиционным головным убором является шерстяная остроконечная шапка с красным отворотом, прототипом которой, как говорят сами гадди, является священный пик Кайласа. Гадди обожают украшения, поэтому часто прикалывают к топи красивые броши, называемые калги, а свои тюрбаны нередко украшают цветами, особенно по праздникам и на свадьбу.
Традиционным женским нарядом является лаунчари, состоящее из длинной хлопковой юбки с цветастым узором, сшитой почти из двух десятков метров ткани, и блузки из шерсти. Чтобы не замёрзнуть в холодном климате под юбкой они носят шерстяные сальвары. Их голову покрывает  муслиновая, цветастая дупатта или чадру длиной около 2 метров, с золотистой бахромой, называемой гхунду. Также как и мужчины они подпоясываются дора, который короче мужского. Жещины гадди любят украшения, поэтому с головы до ног покрыты различными серебряными звенящими сверкающими серьгами, браслетами, ожерельями, кулонами, кольцами и подвесками. Свой пробор все замужние женщины украшают серебряным ювелирным украшением, называемым чири или мангтика.


Женщины гадди

Хотя мужчины гадди большую часть года проводят вне дома, перегоняя стада коз или овец по предгорьям Гималаев, их женщины славятся своим целомудрием и скромностью. Будучи надёжной опорой своих мужей, они могут и сопровождать их в трудных странствиях в гористой местности, особенно в зимний период, порой неся тяжёлую поклажу.
Гадди носят кожаную обувь, сшитую местными сапожниками, которая называется мочару или ютта. Мужские ботинки грубые и тяжёлые, но очень прочные. Женские немного легче. Также женщины носят чапалы или же легкие вьетнамки, купленные на рынках.
Пастухи гадди, находящиеся постоянно на открытом воздухе и в хорошую погоду и в ненастье кутаются в однотонную пашмину  или гарду — шерстяное сотканное одеяло с чёрно-белым шахматным узором.
Однако сегодня всё меньше гадди носят свою традиционную одежду повседневно, одевая её лишь по особым случаям: религиозным праздникам, фестивалям, на свадьбы. Безжалостная современность, охватывающая равнины, добралась и до недоступных Гималаев. Местные девушки ходят в основном в сальвар-камизе, встречающимся повсюду в Индии, а парни в джинсах и футболках с CD плеером на талии.

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

© 2008-2023 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.