Учения великих учителей Индии > Будда

Будда (Сиддхартха Гаутама)

Родился: около 563 г. до н.э. в Капилавасту (Индия). Предполагаемое место рождения Будды называется Лумбини и находится на территории нынешнего Непала. Родной город Гаутамы, Капилавасту, также располагается в современном Южном Непале.

Умер: около 483 г. до н.э. в Кушинагаре (Индия).

Основные труды: изречения Будды были собраны и записаны много лет спустя после его смерти. Сутры, составляющие часть палийской Типитаки, считаются наиболее близкими тому, о чём в действительности учил Будда.

Главные идеи:

  • Жизнь в этом мире основана на страдании.
  • Благие или дурные поступки человека создают карму, которая приводит к лучшему или худшему перерождению.
  • Высшая цель заключается в освобождении (нирвана) из цикла перерождений.
  • Нирваны можно достичь, следуя Благородному Восьмеричному Пути.
  • Ко всем живым существам нужно относиться так же, как к самому себе.
  • Буддист стремиться к счастью всех живых существ.
  • То или иное учение можно принять лишь тогда, когда оно подтверждается личным опытом человека.

Будда принадлежал к горстке тех личностей, известных истории человечества, в которых оно достигает своего высочайшего развития. Его благородный характер, проницательный ум, любовь к человечеству и трансцендентная мудрость сделали его объектом поклонения миллионов людей. Он был философом, врачевателем душ и основателем новой религии. Его учениками и последователями были представители самых различных сословий — от нищих до царей. Основанная им религия распространилась из Индии по всей Азии; она обогащает духовную жизнь миллионов людей на протяжении более чем двадцати пяти веков. Учение Будды было столь терпимым и мягким, что обращение в буддизм не сопровождалось ни гонениями, ни пролитием крови.

Во времена Будды Индия переживала глубокие социальные перемены. Меньшие государства и территории поглощались государствами более крупными, проявлявшими имперские притязания. Ведийская религия выродилась в простое исполнение ритуалов. Общество жёстко разделилось на касты, низшие из которых несли двойное бремя: экономической эксплуатации и социального угнетения. Многие умы обратились к поискам той идеологии, которая смогла бы сделать осмысленной жизнь в столь шаткую эпоху.

Первым плодом новых интеллектуальных исканий стала философия упанишад. В этой философии Высшая реальность, стоящая за эмпирическим миром, названа Брахманом. Брахман — это трансцендентное чистое создание. Сущностью человеческого существа также является чистое сознание, именуемое Атман. Брахман и Атман тождественны. В силу неведения люди принимают за Атман тело и полагают, что с физической смертью прекращается и человеческая жизнь. Праведные и дурные поступки, совершаемые человеком, создают его карму. Хорошая карма приносит добрые плоды в этой жизни или в будущем перерождении. Плохая карма чревата дурными последствиями в будущем воплощении. Мир кармы и перевоплощений называется сансарой. Высшая цель, summum bonum (латынь) —высшее благо, — вырваться из круга сансары к окончательному освобождению, мокше (moksa).

Многие талантливые, энергичные люди, обратившиеся к поискам новой идеологии, не были удовлетворены философией упанишад. Хотя она значительно отошла от ведийского ритуализма, но всё же путь упанишад был связан с ведийской традицией и с её ценностями. А Будда был человеком, чьи духовные поиски порывали с ведийской традицией.

СИДДХАРТХА ГАУТАМА

Будда родился около 563 г. до н.э. Его назвали Сиддхартхой (Sidhartha), что означает "Достигший цели", а его родовое имя было Гаутама (Gautama). Позже его стали называть Шакьямуни (Sakyamuni), то есть "Отшельник, мудрец из племени шакьев", поскольку он происходил из шакьев — воинственного племени, жившего в предгорьях Гималаев. Отец Гаутамы был племенным вождём, и мальчик воспитывался как царевич, в роскоши. Хотя его отец распорядился, чтобы царевич изучил все науки и искусства, подобающие его положению, от Гаутамы утаивали правду о бедствиях повседневной жизни простого человека. Следуя традиции, отец Гаутамы женил его на девушке по имени Яшодхара (Yasodhara), которая родила царевичу сына, названного Рахулой (Rahula). Но Гаутама не был удовлетворён роскошной дворцовой жизнью. Старания отца Сиддхартхи, стремившегося оградить его от суровой правды жизни, не увенчались успехом. Во время своих редких прогулок за стенами дворца Гаутама увидел старика, больного и человеческий труп. Он осознал, что старческая дряхлость, страдания, причиняемые болезням, и смерть — это неизбежные бедствия человеческой жизни. Гаутама стал задумываться над тем, можно ли жить так, чтобы одолеть страдание и прийти к душевному покою.

Поиски пути, ведущего к коренному преодолению страданий, свойственных положению человека в этом мире, стали главной движущей силой в жизни Гаутамы. Он решил отречься от трона и семьи и стать странствующим аскетом. Вначале он последовал по пути йогической медитации вместе с двумя отшельниками-брахманами. Ему удалось достичь высоких уровней медитативного сознания. Но этот путь не удовлетворял его, поскольку не отвечал главной цели его поисков. Затем он прошёл путь строжайшей аскезы. Аскеза Гаутамы была столь суровой, что он был близок к смерти. Но и этот путь не привёл его к цели.

Наконец он сел под деревом бодхи, обратясь лицом на восток, решив не покидать это место до тех пор, пока не обретёт просветления. В ночь полнолуния Гаутама прошёл через четыре ступени медитативного транса (дхьяна, dhyana). Каждая из ступеней транса отличалась концентрацией и точным осознанием происходящего. В последнюю стражу ночи Гаутама обрёл просветление (бодхи, bodhi) и стал Буддой (Buddha), то есть "Просветлённым".

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

Будда узрел путь, ведущий к окончанию всех страданий и к освобождению (нирвана, nirvana). Теперь он раздумывал над тем, готов ли мир к столь глубокому учению; однако, в конце концов он решил проповедовать своё учение. Будда отправился в Сарнатх и прочёл свою первую проповедь в Оленьем Парке. Тогда Будде было тридцать пять лет.

Его первую проповедь называют "Первым поворотом колеса Дхармы". Свой путь Будда назвал Срединным, поскольку отвергал и аскетизм, и гедонизм как односторонние крайности.

Есть две крайности в этом мире, о монахи, которых следует избегать странствующему монаху. Что это за крайности? Стремление к удовлетворению желаний и потакание чувственным удовольствиям, низменное, недостойное, неблагородное и бесполезное; и стремление к лишениям и самоистязанию, болезненное, неблагородное и бесполезное. Есть и Срединный путь, о монахи, открытый Татхагатой (Tathagata) [то есть Буддой], избегающий обеих этих крайностей. Он приносит ясное знание и прозрение, он даёт мудрость и ведёт к душевному миру, пробуждению, просветлению и нирване...

Далее Будда провозглашает свои Четыре Благородные Истины:

"Вот, о монахи, благородная истина о страдании (духкха, duhkha): рождение — страдание, старость — страдание, печаль, жалобы, подавленность и уныние — страдание. Общение с неприятным — страдание, разлука с приятным — страдание..."

"Вот, о монахи, благородная истина о причине страдания: это желание, приводящее к рождению, соединенное с удовольствием от похоти, находящее удовольствие там и тут, само желание удовольствия..."

"Вот, о монахи, благородная истина о прекращении страдания: прекращение желания, отрешённость, отказ, освобождение, непривязанность".

"Вот, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания, — это Благородный Восьмеричный Путь: верные взгляды, верное намерение, верная речь, верное действие, верные средства к жизни, верное усилие, верное памятование и верное сосредоточение..."

Словно хороший врач, Будда диагностировал болезнь, обнаружил её причину и предписал способ излечения от неё.

За этим диагнозом и рецептом, звучащим довольно незамысловато, лежит глубокое философское открытие. Первую часть этого открытия составляет то, что Будда называл "Тремя характеристиками бытия":

Все составляющие бытия преходящи. Всё непостоянно. Существа появляются, претерпевают изменения и исчезают. То, что мы считаем постоянным — физические объекты и люди, — не что иное, как последовательность преходящих событий. Только наши желания и потребности заставляют нас самих создавать иллюзию постоянства. Мы либо хотим завладеть предметами и людьми и удержать их, либо ненавидим их и боимся, а для этого требуется убеждение в постоянстве вещей.

Все составляющие бытия лишены своего "я". Наше величайшее заблуждение состоит в том, будто мы представляем собой неизменное эго, остающееся одним и тем же на протяжении всей жизни и даже рождающееся заново. Все привязанности, в которых есть "я" и "моё", проистекают из этого заблуждения. "Я", предполагающее постоянство личности, хочет достичь удовольствий и удержать их, накопить имущество, бояться или любить других. Но, говорит Будда, неизменного "я" не существует. "Я" — лишь условное обозначение последовательности взаимосвязанных событий.

Все составляющие бытия исполнены страдания. По мнению Будды, изменчивый, преходящий поток событий никогда не может быть источником подлинного счастья и душевного мира; напротив, он приносит страдания, потому что человеческая природа, исполненная желаний, никогда не может удовлетвориться непостоянным.

Во второй части своего философского открытия Будда переходит от указания на непостоянство к теории причинности, или к закону взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада, pratitya-samutpada): Когда есть это, появляется и то; при возникновении этого возникает и то. Когда нет этого, не возникает и то; при исчезновении этого исчезает и то.

В своём понимании причинности Будда также последовал Срединному Пути — между сторонниками этернализма и нигилизма. Одни его современники, этерналисты, следуя учению Вед, утверждали, что человеческая личность (атман) вечна. Будда возражал против этого учения — как потому, что оно было недоказуемо, так и потому, что оно поддерживало в человеке желания и таким образом порождало страдания. Другая крайняя позиция, нигилизм, состояла в утверждении, что всё непостоянно, причём её сторонники вообще отрицали наличие связей между событиями, относя их на счёт случайности. Будда считал и это учение ошибочным: как потому, что оно противоречит повседневной практике, так и потому, что оно исключает возможность излечения любой болезни и тем более не указывает надежного пути к спасению.

Закон взаимозависимого происхождения провозглашён Буддой — это закон Срединного Пути. Верно, что всё непостоянно, однако все события обусловлены другими и в свою очередь сами создают условия для следующих событий. Коротко говоря, каждое событие имеет свою причину и является причиной других событий. В своей "Беседе о причинно-следственной связи" Будда отмечает четыре характеристики причинности: (1) объективность, (2) необходимость, (3) неизменность и (4) обусловленность. Этот закон открылся Будде в ночь его просветления, и он стал основанием всей его системы. Не только такие характерные для его учения понятия, как непостоянство, отсутствие "я" и страдание, проистекают из закона взаимозависимого возникновения, но и его диагноз и средство исцеления от страданий, присущих человеческой жизни, также основываются на этом законе. Этот закон позволил Будде дать буддийское толкование закона кармы и цепи рождений. Будда представлял человеческое существо состоящим из пяти групп-скандх (skаndha): (1) тело, (2) ощущения, (3) восприятие, (4) воление, (5) сознание. В любой момент времени человек представляет собой то или иное сочетание скандх. Его состояние в последующий момент времени является причинно-обусловленным следствием его предыдущего состояния. Могущественным фактором в причинно-следственной цепи является нравственное содержание поведения человека. Дурные поступки приводят к тому, что будущее положение будет менее благоприятным, тогда как добрые поступки, напротив, улучшают будущее положение человека. Таков закон кармы. Далее, эта причинно-следственная цепь не прерывается с физической смертью человека. Фактор сознания переходит в другое, вновь рождённое тело. Это новое воплощение с кармическим "остатком". Поскольку страдания человека продолжаются от одной жизни к другой, то нирвана, то есть освобождение от страданий и цепи рождений, становится его наивысшей целью.

БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ

Цель практики буддизма — положить конец перевоплощениям и достичь нирваны. Важнейшей частью буддийского учения является система саморазвития личности, необходимая для достижения цели. Эта система представляет собой Благородный Восьмеричный Путь. Первые две части его — верные взгляды и верное намерение — составляют мудрость; следующие три — верная речь, верное поведение и верные средства к жизни — составляют нравственность; последние три — верное усилие, верное памятование и верное сосредоточение — составляют сосредоточение. Переход от мудрости к нравственности и сосредоточению образует восходящую спираль. Вначале человек переживает проблеск мудрости, подвигающей его к нравственности и к началу сосредоточения. В свою очередь, сосредоточение углубляет мудрость. Возросшая мудрость укрепляет нравственность, ведущую к более высоким уровням сосредоточения. В конце концов, восходящая спираль приводит к нирване.

Буддийская нравственность основывается на пяти принципах поведения. Правильное поведение требует воздержания от (1) убийства, (2) воровства, (3) распущенности, (4) лжи и (5) горячительных напитков. Верная речь означает воздержание от лжи, перемывания косточек, клеветы и бесед, способных вызвать ненависть, вражду и раздор; от резких, грубых, злобных слов и от пустой болтовни. Верные средства к жизни означают, что не следует добывать средства к существованию ремеслом, причиняющим вред другим живым существам.

Три этих фактора Благородного Восьмеричного Пути — верное действие, верная речь и верные средства к жизни — составляют нравственность. Нравственное поведение помогает вести счастливую и гармоничную жизнь как отдельному человеку, так и обществу. Это непременное основание всякого более высокого достижения.

В практике буддизма важнейшее место занимает не нравственное поведение — несмотря на всё своё значение, оно остаётся подготовительным этапом, — а медитация, в ходе которой созерцаются истины о природе Вселенной и человеческого бытия, тогда как сознание постепенно становится более отвлечённым и менее привязанным к вещам.

Одна из эффективных техник медитации называется смрити (smriti), " памятование", то есть "самонаблюдение". Оно заключается в различительном созерцании (випашьяна, vipasyana) телесных ощущений, эмоций и дхарм (элементов), образующих пять скандх. Например, Будда так объясняет медитационное созерцание эмоций:

Итак, о монахи, монах, переживающий приятное чувство, понимает, что он переживает приятное чувство; переживая же неприятное чувство, он понимает, что переживает неприятное чувство... он живёт, наблюдая природу возникновения чувств, наблюдая природу исчезновения чувств... так он живёт, ни к чему не привязываясь...

Похожие наставления даются относительно "памятования" телесных ощущений, мыслей и дхарм. Целью всего этого является самообладание, ведущее к прекращению привязанностей.

Просветление —это свобода от привязанностей и уравновешенность. Нет желаний, а потому нет и страдания. Будда говорил: "Ко мне пришло знание и прозрение: свобода моя неколебима, это моё последнее рождение, нового рождения уже не будет". Это и есть нирвана, цель жизни буддиста. Нирвану называли Великим Покоем, совершенством, уничтожением. Сам же Будда говорил, что нирвану невозможно описать словами.

Однажды Будду спросили, существует ли святой (то есть достигший нирваны) после своей смерти, или же не существует. Он ответил на это, что такой вопрос, равно как и подобные ему — например, "Вечен мир или не вечен?", — не способствует назиданию и потому бесполезен. Основная проблема — это проблема страдания и его прекращения. Метафизические споры лишь отвлекают от цели спасения. Будда утверждал, что человек, который считает, что сначала необходимо разрешить метафизические проблемы, а потом уже вступать на путь просветления, подобен тому, кто, будучи ранен отравленной стрелой, не позволяет хирургу извлечь её, покуда не узнает, кто выпустил эту стрелу, как его звали и т.д.

Из основателей религий Будда был единственным, кто не признавал никакого божественного авторитета ни в каком виде. Все прозрения, знания и достижения он объяснял человеческими усилиями и человеческим разумом. Его философия полностью основывается на наблюдении и рассуждении. Такие характерные черты его учения, как концепция изменчивости бытия и взаимозависимого происхождения, подтверждаются опытным путём. Его отказ от метафизических спекуляций основывается на философии здравого смысла, согласно которой подобные вопросы невозможно разрешить на основе наблюдения. Так, вопрос: "Существует ли святой после своей смерти или нет?" —он сравнивает с другим: "Уходит ли потухший огонь на север или нет?" Многие исследователи утверждали, что Будда был философом-эмпириком и позитивистом. Это сомнительное утверждение. Для Будды опыт — нечто большее, чем обычное чувственное восприятие. Будда говорит, что он наблюдал свои прошлые жизни и прежние воплощения других существ во время транса перед своим просветлением. Итак, для Будды опыт включает в себя и опыт, пережитый во время йогической медитации. Тогда возникает вопрос: считал ли он, что существует что-либо не обусловленное причинно-следственной связью и трансцендентальное? Разные ответы на этот вопрос образуют ядро двух главных школ буддизма: Тхеравады (Theravada) и Махаяны (Mahayana).

Тхеравадины считают, что всё обусловлено и преходяще. Нет ничего трансцендентного. Будда был свего лишь человеком — пусть и уникальным, превосходящим всех остальных. Религия Тхеравады заключается в следовании Благородному Восьмеричному Пути.

Сторонники Махаяны, напротив, считают, что необусловленное и трансцендентное существует. Только мир повседневного эмпирического опыта обусловлен и непостоянен. Слова Будды о том, что нирвана не поддаётся описаниям, они приводят в доказательство существования необусловленного. Последователи Махаяны утверждают далее, что сам Будда и многие другие святые составляют часть трансцендентального мира. На этой основе и развилась полнокровная народная буддийская религия.

Своему пути к освобождению Будда обучал в течении сорока пяти лет. Он утверждал, что лишь тот, кто оставил мир и стал монахом, может достичь цели, то есть нирваны. По настоянию Будды его последователи образовали общину, получившую название сангхи (sangha). Но Будда проповедовал и общине мирян, многие из которых стали его последователями, оставаясь в миру. За этим стояло осознание того, что кроме непосредственной цели — достижения личной нирваны — есть и другая: счастье всего человеческого общества, а также ещё более высокая цель — счастье всех живых существ. Основная заповедь буддизма была следующей: нужно смотреть на все живые существа как на подобных тебе самому. Буддисты культивируют четыре основных чувства — дружелюбие, сострадание, благожелательную радость и беспристрастность, — относясь ко всем существам так же, как к самому себе, и памятуя о том, что великий, возвышенный, щедрый и миролюбивый человек постигает всю Вселенную.

Учение Будды рисует картину благополучного общества. Самая главная черта этого общества — отсутствие классов. Все одинаково равны перед нравственным законом. Будда одобрял республиканскую форму правления. Его собственная община (сангха) строилась по республиканской модели. Республиканские настроения Будды ясно проявились в том, что он отказался назначить своего преемника и отрицал за собой прерогативу быть единственным настоятелем сангхи. По мнению Будды, республиканскому правительству следует часто собираться на заседания и стремиться к единодушию в своих действиях. Надлежит следовать таким принципам, как "Нужно выслушивать старейших" и "Нужно защищать женщин и девушек".

Будда ясно осознавал, что на смену республиканскому правлению приходит монархическое. Царю, Будда рекомендовал политику миротворчества. Царю следует часто советоваться с мудрецами из числа его подданных. Он должен придерживаться древних принципов, таких, как почитание старших. Обязанность царя — обеспечить защиту и безопасность не только всего общества, но даже зверей и птиц. Политика миротворчества предполагает мягкие наказания и умеренные налоги. Царь обязан наставлять своих подданных в пяти принципах добродетельного поведения: ненасилии, щедрости, половой сдержанности, правдивости и умеренности. Цаь обязан предотвращать бедность — корень многих зол, раздавать милостыню нищим. Трём экономически продуктивным классам общества следует оказывать содействие в их деятельности, приносящей материальное благополучие: крестьян нужно снабжать семенами и кормом для скота; торговцев — средствами для их начинаний; рабочим нужно платить подобающую плату. Ашока (Asoka), правивший в 269—232 гг. до н.э, стал образцовым императором, следуя заповедям Будды.

После сорока пяти лет неустанного и активного наставничества Будда скончался в возрасте восьмидесяти лет.

"Всё, что состоит из частей, подвержено разрушению. Прилежно стремитесь к достижению цели!" Это последняя речь Совершенного.

 

Нараян Чампават
© 2008-2023 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.