Индийская свадьба > Свадьба в Махараштре

Свадьба в Махараштре (Маратхе)

Жители расположенного в центральной части Индии и граничащего с Аравийским морем штата Махараштры ведут простой образ жизни, что находит отражение и в их свадебных церемониях, проводимых без пышных празднований и веселий. При этом жители Махараштры слывут гостеприимными хозяевами и со всеми почестями принимают пришедших на свадебное торжество гостей.
Приготовления к свадьбе начинаются с поиска подходящей пары. Молодые люди в Махараштре полностью полагаются на своих родителей при выборе пары. И как только выбор жениха или невесты одобряется старейшинами семьи, начинается подготовка к свадьбе. Этот ритуал известен как Лагнаач Беди. После составляются гороскопы (баитхак) девушки и парня и, если они совпадают, то тогда даётся согласие на брак и выбирается благоприятный день для проведения свадебного обряда.

Затем в доме невесты проводится церемония помолвки, называемая Сакхар Пуда. Родители жениха дарят ей сари и зелёные браслеты чуда — символ помолвки. В некоторых семьях жених и невеста обмениваются кольцами. Невеста в свою очередь дарит родителям жениха мешочек с сахаром (сакхар пуда), показывая тем самым, что её жизнь, а также жизнь свёкра и свекрови наполнятся сладостью от предстоящего замужества. 

За 15 дней до свадебного обряда в домах жениха и невесты проводится Келван поклонение домашнему божеству, называемому Куладэвта. После церемонии, на которую приглашаются все родственники, организовывается праздничный пир, во время которого гостям предлагают всевозможные лакомства маратхской кухни.

Затем, за несколько дней до свадьбы, проводится ритуал Менди (Механди), во время которого на руки невесте наносят красивые узоры хной. Считается, что чем насыщеннее цвета менди, тем счастливее будет супружеская жизнь.

За день до свадебной церемонии в доме жениха проводят ритуал Халди (Халад Чадаванэ). Женщины, собираясь вместе, готовят пасту из куркумы и сандала, которую наносят на лицо и тело жениха. Затем следует церемония омовения. Этот ритуал проводится отдельно и для невесты в её доме. После совершения Халди парню и девушке не разрешается выходить из дома вплоть до свадебного обряда.

Во время следующей праздничной церемонии, называемой Чуда, в доме невесты собираются все родственницы и подруги, а также приглашается торговец браслетами. В атмосфере неумолкающих песен, смеха и шуток все собравшиеся женщины выбирают себе понравившиеся им браслеты. Мать невесты надевает ей чуда, браслеты зелёного цвета, подаренные накануне родителями жениха. Невеста сможет снять чуда только по прошествии месяца после свадьбы. Замужние женщины в Махараштре надевают чуда по случаю праздников и религиозных церемоний.

Во время предсвадебных приготовлений родители пары проводят Ганапати Пуджу — поклонение Господу Ганеше, покровителю всех начинаний.

В свадебный день невеста пробуждается на рассвете, чтобы успеть совершить все необходимые приготовления до того, как наступит благоприятный момент для проведения свадебной церемонии. Время бежит, отсчитывая секунды, пока невеста облачается в зелёное или жёлтое сари, рисует на лбу полумесяц — знак удачи и совершает поклонение богине Парвати, хранительнице семейного счастья. Вскоре в дом невесты вместе с родственниками приходит жених. Родители невесты встречают жениха, совершая Симан Пуджу, омывают ему стопы и, в знак приветствия, одаривают его подарками. Традиционно свадебным нарядом невест Махараштры является зелёное или жёлтое сари с золотым орнаментом и зелёные браслеты чуда. Жених одет в дхоти (набедренную одежду) и курту (широкую рубаху). Как вариант — в шервани (длинный сюртук) и чуридары (узкие штаны) или в шальвары (шаровары) обычно белого или кремового цветов. Головным убором служит ганди топи (белая пилотка) или пагри — тюрбан. На ногах  джути — расшитые бисером туфли. Отличительным украшением жениха и невесты из Махараштры являются нити жемчуга, украшающие лоб и свисающие по обеим сторонам лица.

Первым ритуалом во время свадебного обряда является Антарпаат. Антарпаат — это белая ткань, на которой нарисована свастика — ведический символ блага, удачи и процветания. Этой тканью разделяют сидящих или стоящих друг напротив друга с гирляндами в руках жениха и невесту. Невеста обращена лицом на запад, а жених лицом на восток. Когда наступает благоприятный момент ткань убирают и пара, под звуки ведических мантр, смотря друг на друга, обменивается цветочными гирляндами. Церемония обмена гирляндами называется Вар Мала. Невеста и жених просят благословений у родителей, старших родственников и принимают от них подарки. Родители жениха и невесты поздравляют друг друга, после чего випра (брахман-жрец) даёт им мадхупарка — напиток из молока, мёда, простокваши, фруктов и гхи.

Затем проводится ритуал Канья Даан, во время которого отец невесты кладёт её руку в ладонь жениха, а её мать льёт в их ладони воду, таким образом передавая свою дочь жениху.

Далее следует Мангалсутра Бандхан, когда жених и невеста перед священным огнём дают клятвы любви и верности друг другу. Затем жених одевает на шею невесте свадебное ожерелье мангалсутра и окрашивает синдуром (киноварью) её пробор. Невеста в свою очередь ставит сандаловый тилак (благоприятный знак) на лоб жениху. Следующим ритуалом, совершаемым у жертвенного огня, является Виваха Хома, во время которого жених просит благословений у Всевышнего. Затем следует ритуал Саптапади когда жених и невеста, взявшись за руки, делают семь шагов в северо-восточную сторону, каждый раз начиная движение с правой ноги (правая сторона считается чистой). Причём невеста должна с каждым шагом наступать на разложенные на листьях бетеля семь горсток риса, символизирующих трудности. Этот ритуал означает то, что все горести и радости жизни муж и жена смогут пройти вместе, а жена возьмёт на себя защиту супруга от всех невзгод. Иногда во время ритуала Саптапади жених и невеста совершают семиразовый обход священного огня.
Свадебная церемония в Махараштре завершается ритуалом Кармасампати, во время которого отец невесты молит Господа о благополучии новобрачных. После свадебной церемонии всех ожидает праздничный пир, на котором традиционно подаются великолепные блюда маратхской кухни.

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

 
© 2008-2023 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.