Народности Тибета

Все этнические группы Тибета принадлежат к монголоидным народностям, вероятно произошедшим от кочевых племён, мигрировавших с севера и осевших в речных долинах Тибета. В Тибете (Тибетском автономном районе) проживают более десяти различных этнических групп и народностей, включая тибетцев, монголов, ну, дулунов (друнгов), моинба, лоба, хуэй, наси, дэн, кхампа и шерпов.

 

Тибетцы

Тибетцы — доминирующая группа, говорящая на тибетском языке, относящемся к тибето-Тибетцыбирманской языковой группе, сино-тибетской языковой семьи, и имеющим три диалекта: Weizang, Kang и Amdo. Большинство из тибетцев исповедует буддизм. Территории, где проживают тибетцы в компактных общинах, расположены в основном в горных районах, усеянных заснеженными вершинами. Также тибетские общины распространены в китайских провинциях Цинхай, Ганьсу, Сычуань и Юньнань. Около четверти всех тибетцев являются кочевниками, основным занятием которых является животноводство. Просторные луга и хорошая водоснабжённость региона позволяет разводить овец, коз, яков и пиен (pien - помесь яка с коровой). В холодных регионах выращивают ячмень, в умеренных — пшеницу, гречиху, горох и бобы, в более тёплых регионах — рис, картофель, репу и яблоки. На юге, в речных долинах, где климат намного теплее, произрастает рис и хлопок. Тибетцы, ведущие оседлый образ жизни, строят каменные дома, а кочевники устанавливают временные стойбища. Тибетский дом имеет плоскую крышу и множество окон, он прост по своему строению и цвету. Дома обычно строят на возвышении, обращёнными лицом к югу.

Все тибетцы, как мужчины, так и женщины, любят носить украшения.
Мужчины обычно скручивают на макушке головы пучок из косы или стригут волосы. Женщины заплетают две косы, вплетая в них цветные ленты и обкручивая косы вокруг головы. Иногда плетут много мелких косичек, украшая их бисером или драгоценными камнями.
Тибетская одежда состоит из халата и рубашки. Халат, который носят мужчины, широкий, и как правило, завязывается под правой рукой. Женский, немного уже и может быть как с рукавами, так и без них. Халаты часто подпоясываются двумя сотканными поясами. Рубашки, как и халат, завязываются на правую сторону. Мужчины обычно надевают белые рубашки с высокими воротниками, а женщины предпочитают рубашки различных цветов с отложными воротниками. В северном Тибете в условиях холодного климата местные пастухи носят меховые пальто, а ночью кутаются в тёплые стёганые одеяла. На юге Тибета, где климат более тёплый и влажный, одежду шьют из сотканной вручную шерстяной ткани. Мужская одежда окаймляется цветной тканью. Женщины носят платья тёмных цветов, надетые поверх блузок, а также яркие полосатые сотканные из шерсти передники, говорящие о замужестве. Как мужчины, так и женщины носят фетровые или меховые шапки. Основной формой брака у тибетцев является моногамия, хотя встречается и полигамия: полигиния (многожёнство) — среди буддистов и полиандрия (многомужество) — среди исповедующих религию Бон (Бонпо).

 

МонголыМонголы

В Тибетском автономном районе монголы живут на территории Али (округ Нгари) и Чамдо, вблизи провинции Юньнань. Жизнь монгола не возможно представить без лошади. Чтобы доказать своё мужество, мужчины должны обладать навыками хорошей верховой езды, а также стрельбы из лука и борьбы. Живущие в скотоводческих районах Тибета монголы одеваются в меховые халаты, обычно отороченные атласной тканью. Монгольский традиционный костюм как правило красного, жёлтого или тёмно-синего цвета. Обувью для мужчин и женщин служат высокие бурки с причудливым традиционным орнаментом. Зимой монголы носят конические шапки, а летом — тюрбаны. Женщины носят головной убор, украшенный нитями из бисера и драгоценных камней, волосы при этом разбирают на пробор. Монголы славятся своей традиционной музыкой и танцами, отражающими кочевую жизнь народа. Форма брака — моногамия. Вероисповедание — тибетский буддизм, анимизм —(почитание духов, поклонение силам природы).

 

НуНу

Представители народности НУ говорят на языке нусу, тибето-бирманской группы, сино-тибетской языковой семьи. Ну проживают в округе Чамдо и в Вэйси-Лисуском автономном уезде, Дечен-Тибетского автономного округа, а также в Нуцзян-Лисуском автономном округе провинции Юньнань. Основным традиционным занятием этого народа считается охота, сбор лекарственных трав, рыболовство, ремёсла и земледелие. На орошаемых полях они выращивают главным образом гречиху, просо, кукурузу, пшеницу, а также овёс, рис, коноплю, бобовые, овощи, ямс и таро. Живут ну в деревянных рубленых домах или же в бамбуковых каркасных хижинах. Как мужчины, так и женщины одеваются в национальную льняную или хлопковую одежду, хотя сейчас преобладает современный стиль. Женщины, украшенные нитями из бисера, коралла, серебряных монет и драгоценных камней одеваются в туники и длинные юбки, а девушки одевают поверх юбки передник. Мужчины носят халаты или туники на пуговицах и штаны. Головным убором служит тюрбан. Ну исповедуют анимизм (почитание духов, поклонение силам природы) и тибетский буддизм. Тела усопших кремируются или хоронятся в лесу. Форма брака — моногамия, но встречается и полигиния.

 

Дулуны (Друнг) Дулуны

Дерунг, язык общения Дулунов, относится к тибето-бирманской группе, сино-тибетской языковой семьи. Дулуны проживают в основном в округе Чамдо, Нуцзян-Лисуском автономном округе провинции Юньнань и занимаются земледелием, выращивая зерновые и овощи, охотой, рыболовством, бортничеством (сбор дикого мёда), скотоводством и собирательством лекарственных трав. Среди них есть также хорошие ремесленники и торговцы. Мужчины и женщины стригут волосы до плеч, оставляя длинную чёлку. Женщины носят платья из полосатой ткани, а мужчины — длинную полосатую тунику с короткими рукавами, часто поверх обычных маек или рубашек. Ранее среди женщин был распространён обычай татуировки лица. Девочке, достигшей 12-13 лет, татуировали лицо. Считалось, что девушка не выйдет замуж, если её лицо не будут украшать татуированные узоры.
Сейчас же молодые женщины отказываются от этого обычая. Большинство дулунов исповедуют анимизм, хотя встречаются и христиане. Форма брака — моногамия и полигиния.

 

Монба (Мэньнба, Монпа)

Монба проживают в южной части Тибета. МоинбаБольшинство из них живут в уездах Медог и Кана, а также в округе Ньингчи. Язык монба, имеющий множество диалектов, относится к тибето-бирманской языковой семье. Монба тесно связаны с тибетцами родственными связями, благодаря смешанным бракам, которые заключались на протяжении многих лет. Как мужчины, так и женщины носят косы и предпочитают одеваться в традиционную для них одежду чёрного цвета. В последние годы заметно присутствие ярких цветов и современного стиля одежды. Женщины также носят белые фартуки и украшают себя браслетами, кольцами и серьгами. Представители этой народности живут в двухэтажных каменных домах с ярко раскрашенными дверными и оконными рамами. Многие монба следуют тибетскому календарю, исповедуют тибетский буддизм и отмечают те же праздники, что и тибетцы, есть и приверженцы анимизма. Шестой Далай Лама Цангьян Гьяцо был представителем народности моинба.
Основным занятием монба является земледелие (гречиха, ячмень, рис, пшеница, овощи) и скотоводство (яки, буйволы, овцы, лошади). Они прекрасные ремесленники и художники (резьба по дереву, бамбукоплетение, ткачество, тханка). Деревянная посуда, изготавливаемая ими, пользуется популярностью у тибетцев и народа лоба. Монба хорошие певцы и танцоры, их танцы отличаются простотой и динамичностью.

 

Лоба (Лхоба, Лопа)Лоба

Лоба проживают в юго-восточном районе Лоюй. Их язык относится к тибето-бирманской ветви, сино-тибетской языковой семьи. Лоба — приверженцы тибетского буддизма и анимизма. Особо почитаются духи гор, а также леса. С древности лоба занимались охотой. Этим искусством представители этой малочисленной народности владеют в совершенстве. Мальчики начинали охотиться с очень раннего возраста, отправляясь на охоту вместе с отцом. По достижении сыном зрелого возраста, ему было необходимо самому добыть крупного зверя. Это было своего рода испытание на зрелость (с этого момента мальчик становился мужчиной). С середины ХХ в. их основной деятельностью становится земледелие. Свою одежду они шьют из овечьей шерсти, которая немного похожа на одежду тибетцев. Мужчины носят чёрные до колена куртки без рукавов и головные уборы, сделанные из шкуры волка или медведя. Женщины надевают кофты с узкими рукавами и юбки. И мужчины и женщины носят украшения (бусы, браслеты, серьги, ожерелья). Тяжёлые украшения женщин, сделанные из серебряных монет, ракушек и латуни, говорят о их богатстве. Как у мужчин, так и у женщин волосы принято заплетать в косы. Форма брака — моногамия, строго патриархальные небольшие семьи. Тибетоязычное население горного княжества Мустанг, расположенного в Непале, также идентифицирует себя как лоба (лопа) и под этим названием официально признано в качестве национального меньшинства, однако их ошибочно считают тибетцами.

Хуэй (Хуэйцзу)

Представители народности хуэй (китайцы, исповедующие ислам) проживают в основном в Лхасе, Шигадзе и в округе Чамдо. Их основной деятельностью является торговля и ремесла. Традиционная одежда хуэй подобна китайской, основным отличием являются головные уборы: белые шапочки у мужчин и платки у женщин. Мечети, которые строят хуэй, сочетают китайский и исламский архитектурные стили.

Наси

Проживающая в основном в округе Чамдо эта народность исповедует тибетское верование Наси"донгба", уходящее корнями к древней религии бон (бонпо), и анимизм с "женским лицом , в котором нет места ничему мужскому". Донгба проповедует гармонию между человеком и материальной природой (прослеживается чёткая связь с шактизмом, тантризмом, бонпо), имеющей женское начало. Вероятно, по этой причине женщина главенствует у наси. Среди этого народа, в большей степени у моса (ветвь наси), распространён матриархат. Формой брака является полиандрия (многомужество). Наси говорят на языке, относящемся к тибето-бирманской языковой группе и пользуются ныне вымирающим пиктографическим письмом "дунба". Основным видом деятельности наси является земледелие. Наси живут в срубных домах. Они славятся своей невероятной страстью к музыке. Женщины носят свободные платья с широкими рукавами и брюки. Платья подпоясывают богато украшенными поясами. Головным убором для женщины служит хлопковый тюрбан, который часто дополняют большие серебряные серьги. Мужской костюм подобен традиционному китайскому: рубаха и брюки. Однако в настоящее время традиционная одежда отходит на второй план, уступая место современной одежде.

Дэн (Дэнба)

Народность дэн проживает в уезде Дзаю округа Ньингчи и разговаривает на собственном языке, относящемся к тибето-бирманской группе, сино-тибетской языковой семьи. Основным занятием дэн является земледелие, охота и сбор трав. Женщины дэн любят украшать себя серебром, а мужчины всегда носят на поясе нож.

Кхампа (Кхам)Кхампа

Представители народности кхампа, проживающие в восточном Тибете (округ Ньингчи, Чамдо, Шаньнань) и в провинции Сычуань, занимаются скотоводством и земледелием. Известные своей суровостью и мастерством наездников мужчины кхам обычно носят лисьи шапки и халаты, отделанные шкурой снежных барсов, однако и здесь современная одежда постепенно вытесняет традиционную. Как женщины, так и мужчины имеют очень длинные волосы, часто заплетённые или собранные в пучок. Они обматывают их красными или чёрными нитями и украшают бирюзой. Форма брака — моногамия, полигиния.

Шерпы

Шерпы проживают в основном в уезде Динггье, местечке Лисинь и в Цетанге. Они известны как отличные альпинисты. Традиционным занятием шерпов является земледелие и скотоводство. Мужчины обычно работают в качестве проводников и носильщиков в горных экспедициях. Женщины носят тунику, штаны и поверх юбку. Мужчины — короткие штаны и белый пояс с охотничьим ножом. Шерпы исповедуют тибетский буддизм.

Автор: В. А. Самодум (Бхудэв)

© 2008-2023 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.