Искусство Индии > Спорт в Индии

 
Традиционные боевые искусства и национальные виды спорта Индии

В наши дни различные виды игр и состязаний, связанные с физической и интеллектуальной деятельностью, называют одним словом — спорт. И если вас спросят, что вы знаете об индийском спорте, то крикет — это первое, что приходит на ум. Однако Индия — это великая страна, обладающая уникальной историей и культурой, которая дала жизнь и развитие многочисленным видам состязаний и спортивным играм. В великих эпосах "Рамаяне" и "Махабхарате" можно найти множество ссылок на популярность различных видов единоборств и состязаний среди воинского сословия. В этих эпосах прославляется красота тела атлетически сложенных, физически сильных мужчин. Даже при археологических раскопках в Мохенджо Даро и Хараппе были найдены мечи, копья и пики, что является подтверждением тому, что физическая подготовка занимала важное место в жизни людей того времени. В эпоху правления Великих Моголов процветала стрельба из лука и различные виды борьбы.  Во времена императора Шаха Джахана Красный Форт становится главной ареной турниров по борьбе. В средние века в Центральной Индии правители Маратхи для популяризации физической культуры у молодого поколения построили множество храмов, посвященных Хануману, олицетворяющему силу и мужество.
Сегодня в Индии популярны такие виды спорта, как крикет, гольф, хоккей на траве, стрельба из лука и множество других, относящихся как к олимпийским, так и неолимпийским видам. О них известно все до малейших деталей. Однако традиционные индийские игры и единоборства не представлены широкой публике так подробно. Поэтому мы расскажем вам о традиционных видах боевого искусства и национальных спортивных играх.

 

Индийские боевые искусства (единоборства)

Боевые искусства Индии представлены в огромном разнообразии форм и стилей. В каждом регионе страны практикуют свой собственный стиль. Все системы индийского боевого искусства объединяют под различными терминами, являющимися производными либо от санскрита или же от дравидских языков. Одним из наиболее распространенных терминов является Шастра-видья (санскрит), или «Наука об оружии». В пуранической литературе для всех в целом боевых искусств применяют санскритский термин Дханур Веда (дханушья — «лук», веда — знание), что буквально переводится как «Наука о стрельбе из лука». В литературных памятниках Индии можно найти множество упоминаний и подробных описаний боевых искусств. Как и другие аспекты индийской культуры, боевые искусства условно принято классифицировать на северные и южноиндийские стили. Главным отличием является то, что северные стили были подвержены персидскому влиянию, в то время как южные сохранили древние консервативные традиции. Все эти, как северные, так и южные стили индийского боевого искусства развивались в разные эпохи и чаще всего в ответ на социально-политические ситуации.


Бодхидхарма

Главной фигурой в распространении традиционного боевого искусства Индии по всей Юго-Восточной Азии считается Бодхидхарма (V-VI вв.), «третий сын великого царя династии Паллавов». Оставив светскую жизнь, он отправился в Китай, дабы нести истинный смысл буддизма. Остановившись в знаменитом монастыре Шаолинь, Бодхидхарма вместе с учением  Махаяны передал своим ученикам боевые техники, позволяющие держать свое тело в великолепной физической форме. Именно он без преувеличения является прародителем всех возникших видов единоборств: от ушу в Китае, тайского бокса в Тайланде, корейского тхэквондо, вьетнамского вьет во дао, до японских джиу-джитсу, карате и айкидо.
По всей Индии существует множество академий боевых искусств, в которых обучают, как правило, местным региональным стилям, типичным для данного региона. Яркими примерами тому служат Институт боевых искусств Тамил-Наду, известный как "Симашан" и "Шри Ракеш Акаала" в Раджастане.

 

Борьба и рукопашный бой

Борьба популярна в Индии с древних времен и известна здесь под общим названием малла-йуддха. Некоторые формы малла-йуддхи практиковались на территории Индийского субконтинента еще в доарийский период. В знаменитых индийских эпосах описываются истории о великих героях, овеянных славой, владеющих различными видами борьбы. Один из главных героев "Махабхараты" Бхима являлся великим борцом. Наряду с Бхимой восхвалялись Джарасандха и Дурьодхана. Рамаяна красочно описывает Ханумана, как превосходного борца.
В средневековье состязания борцов устраивались как зрелищные развлечения во время праздников наряду с театральными представлениями. Многие правители того времени оказывали покровительство общинам борцов. Во времена Могольской Империи на север Индии стали проникать элементы персидской борьбы. Здесь сформировался новый стиль, именуемый пехлвани или кушти. Традиционная малла-йуддха осталась популярна на юге страны, особенно в Виджаянагарской Империи. Виджаянагарский император Кришнадеварая Тулува (1509–1530 годы правления) ежедневно занимался боевыми искусствами, в том числе борьбой. Португальский путешественник Доминго Паес описывает, как во время праздника Наваратри в столицу со всей империи прибывало бесчисленное множество борцов, чтобы показать свою силу перед императором. В городе Бхаткал (Карнатака) можно увидеть средневековые скульптуры, изображающие борцовские поединки.

Во времена британского правления борьба становится частью военной подготовки солдат, входивших в британскую армию в Индии. В наши дни малла-юддха практически исчезла из северных штатов страны, сохранившись лишь в форме кушти. Традиционные поединки малла-юдхи в наши дни можно увидеть в Карнатаке и отдаленных участках Тамил-Наду, где обучение ей начинается в 9-12 летнем возрасте.
Современную индийскую борьбу можно разделить на две основные категории: малла-крида и малла-йуддха. Малла-крида — это тип спортивной борьбы, в то время как малла-юддха является боевой версией.

Малла-йуддха
Малла-йуддха — это традиционная форма боевой борьбы, основанная на захватах и болевых приемах, которая возникла в древности в Южной Индии. В малла-йуддхе допустимы захваты, давление, удушение, переломы конечностей, укусы и воздействие на аккупунктурные точки. Целью борьбы является положить противника на лопатки, используя четыре типа техники (стиля), каждый из которых назван в честь легендарных эпических борцов. В стиле Бхимасени используется лишь простые приемы, такие как захваты, подъемы и броски, основанные на применении грубой силы. Стиль Хануманти основан на техническом превосходстве противника. Джамбувани построен на захватах, способных удерживать, обездвижить и обессилить противника. Самый опасный стиль Джарасандхи основан на болевых захватах, удушениях и приемах, ломающих конечности.
Борцы тренируются и проводят поединки на традиционных бойцовых аренах, именуемых акхарами. Они представляют собой неглубокую яму круглой или квадратной формы около 10 метров в диаметре, заполненную мягкой глиной, смешанной с гхи (топленым маслом), во избежание сильных травм борцов.

 

Пехлвани/Кушти
Традиционная индийская борьба, именуемая кушти, или пехлвани развилась на севере Индии во времена правления Могольской Империи. Кушти — это своего рода производная местной малла-йуддхи и пришедшей из Персии Варзеше-Бастани/Варзеше-Пехлевани. Термин кушти происходит из персидского языка (кушти или кошти — это пояс зороастрийцев, символ принадлежности к общине последователей Заратуштры).
Кушти быстро завоевало своих поклонников и, несомненно, было под покровительством индийских махараджей. Правители Маратхи были настолько азартны, что выставляли огромные денежные вознаграждения победителям на турнирах по кушти. Раджпутские князья, конкурируя между собой, содержали собственных борцов, и устраивали между ними состязания, которые нередко заканчивались смертью одного из противников. Крупные центры по обучению кушти были сосредоточены в Пенджабе и на территории современного Уттар-Прадеша. Во времена британской экспансии популярность борьбы заметно снижается. Однако после обретения Индией независимости кушти провозглашают национальным видом спорта.

 

Техника кушти основана на приемах малла-йуддхи и также использует четыре стиля: бхимасени, хануманти, джамбувани и джарасандхи. Борцов кушти именуют пахалванами/пехлванами, в то время как наставников — устад. Во время тренировок пахалваны выполняют сотни приседаний, а также отжиманий с волнообразным движением торса, как на обе ноги, так и на одну. Используются и различные тренировочные снаряды, такие как карела, гада и экка — тяжелые деревянные или каменные дубины; наль — каменная гиря с рукояткой по центру,  гар наль — каменное кольцо, надеваемое на шею. Также лазание по канату и бег являются неотъемлемой частью физической подготовки борцов. Дополняя тренировки  массажем и особой диетой, включающей саттвические продукты: молоко, гхи (топленое масло) и миндаль, а также проросшие бобы нута и различные фрукты, пахалваны добиваются быстроты, ловкости, проворности при значительном весе.

Поединки проводятся на аренах круглой или квадратной формы, обычно вырытых в земле, которые называются акхада. Победителю присуждается титул рустам, в честь Рустама, героя персидского эпоса Шахнаме. Самым выдающимся из великих борцов кушти был Гама Пахлаван, или Великий Гама, который в 1910 г. получил титул Rustam-e-Hind, чемпион всей Индии.

 


Поединок Великого Гамы


Великий Гама

 

Ваджра-Мушти
Уникальное боевое искусство ваджра-мушти (с санскрита «громовой кулак/кулак грома» или «алмазный кулак») включает в себя различные приемы рукопашного боя, борьбы и бросков с применением кастета с одноименным названием. Кастет с небольшими шипами, как правило, делается из буйволиных рогов, хотя ранее использовали и слоновую кость.

История ваджра-мушти и его дальнейшее развитие теряется в глубине древности. Известно только, что Бодхидхарма, будучи мастером этого вида индийского боевого искусства и гуру варма-калаи, о которой будет рассказано ниже, принес его в Китай. (О Бодхидхарме см. здесь) Из ваджра-мушти развились все существующие знаменитые азиатские боевые техники. Это боевое искусство красноречиво описано в "Буддхарата сутре", датируемой  V в. н.э., а также в "Манасолласе", написанной Сомешварой III (1127-1138 гг. правления), царем западных Чалукьев. Португальский путешественник и летописец Фернан Нуньес, проживший три года (1535-1537) в столице Виджаянагарской Империи, описывал бесчисленных бойцов ваджра-мушти, которые выходили на ринг ради удовольствия царя. Ваджра мушти, как и ее безоружный аналог малла-йуддха, пламенно практиковался кланом гуджаратских борцов джьештхималла (Jyestimalla) (букв. Величайшие воины), о которых подробно описано в "Малла Пуране", датируемой XIII в. Считается, что джьештхималлы, в отличие от керальских наиров (группы каст кшатриев (воинов)), принадлежали к касте брахманов.  С XVIII в. джьештхималлы находились под патронажем династии Гаеквад (маратхского клана, получившего право сбора подати со всего Гуджарата). В колониальный период  джьештхималл стали называть просто джетти (Jetti). После обретения Индией независимости, потомки клана джештхималла проживают в Гуджарате, Раджастане, Хайдарабаде и Майсуре. Без царского покровительства традиции ваджра-мушти утратили свой престиж. Современные жители Индии считают это боевое искусство жестоким и средневековым. Но все же бои проводятся во время фестиваля Душэхры и, в отличие от состязаний прошлого, не такие кровавые. В старину поединок ваджра-мушти нередко заканчивался смертью одного из участников. Нынешние бойцы используют кастеты с тупыми шипами или обматывают окрашенную охрой ткань вокруг пальцев, чтобы отмечать удары на теле противника. К тому же, бой сразу прекращается после того, как прольется первая кровь.
Борцы, как правило, носят набедренную повязку, их головы гладко выбривают, оставляя лишь небольшую прядь волос на макушке, к которой на удачу привязывают листья нима (Azadirachta indica), а тела смазывают маслом. Обучение ваджра-мушти всегда было строгим и интенсивным. Борцы изучали различные типы приемов, общие черты которых перекочевали в современные формы боевого искусства, такие как кунг-фу, каратэ и бокс, а движения захвата подобны джиу-джитсу. Боец атакует мощным ударом кулака правой руки, а левой рукой защищается. В ваджра-мушти нет запрещенных приемов, и различные удары могут быть направлены на критические/аккупунктурные точки соперника пальцами или ладонью левой руки.

 

Мушти-йуддха
Мушти-йуддха — это древняя форма кулачного боя, предположительно возникшая в III в. н.э. в Варанаси. Мушти-йуддха немного схож с муай тай (тайский бокс), однако здесь делают акцент на удары, наносимые кулаками и локтями, а не ногами. Боксеры могли наносить удары по любой части тела противника, за исключением паховой зоны. Использование оружия было строго запрещено. Никакой защитной экипировки не предусматривалось. Состязания могли проходить как один на один, так и в групповых поединках. Бои были жестокими, а смерть участников турнира была довольно обычным явлением. Бойцы проходили строгую физическую подготовку, нанося удары кулаками по камням и стволам деревьев, а также разбивая вдребезги кирпичи.
Британское колониальное правительство пыталось запретить мушти-йуддху, однако традиция одиночных поединков все же сохранилась. Тем не менее, из-за частой гибели бойцов на ринге этот вид рукопашного боя был запрещен, но существовал подпольно до 1960-х годов, пока практически не исчез.

Мукна
Мукна — это традиционная форма борьбы, распространенная в северо-восточном штате Манипур. Она возникла предположительно в XV в., хотя местные легенды указывают на более ранний период. Состязания обычно проходят в последний день фестиваля Лай хараоба. Соревнования проходят в одной весовой категории. Участники носят два пояса, один на талии, другой вокруг паховой зоны. Противникам разрешается держать друг друга только за эти пояса. Хвататься за шею, волосы и ноги запрещено, равно как пинаться ногами и наносить удары кулаком. Допустимы только подсечки ногами. Тот, кто заставит противника коснуться земли головой, плечом, спиной или коленом становится победителем, которого называют ятра.

 

Стили совмещающие оружие, верховую езду, борьбу и рукопашный бой

Калари-паятту и варма-калаи (ади-мураи)
Калари-паятту — это стиль боевого искусства, сформировавшийся в Южной Индии и практикующийся сегодня на территории Кералы, Тамил-Наду и Карнатаки. Впервые слово калари появляется в литературе периода Сангам (самых ранних памятниках тамильской литературы III в. до н.э. – II в. н.э.). На тамильском языке калари означает «боевое сражение». Второе слово паятту означает «обучение», т.е. «обучение технике боевого сражения». Согласно письменным свидетельствам той эпохи, таких как "Пуранануру" и "Аканануру", в этот исторический период воинами широко использовались мечи, щиты, луки и копья, а также бамбуковые шесты силамбам. Сами воины были первоклассно подготовлены и являлись превосходными наездниками. Боевые приемы того времени стали основой для калари-паятту, характерный стиль которого четко сформировался в XI в. во время длительного периода войны между правящими тамильскими династиями Чера и Чола. Этим боевым искусством в совершенстве владели наиры, воинский клан, бывший на службе у местных правителей. В период установления полного колониального господства Великобританией, когда повсеместно распространилось огнестрельное оружие, а также во избежание антиколониальных восстаний, традиционная деятельность наиров, а равно как и калари-паятту стала вне закона. Британское правительство запретило ношение мечей и практику различных боевых искусств. В это время обучение калари-паятту передавалось в тайне и сохранилось лишь в отдаленных уголках сельской местности. Однако в 1920-х годах на фоне возрождения традиционного искусства Южной Индии произошел всплеск общественного интереса к боевым искусствам, что распространилось далеко за пределы Индии.

 

Калари-паятту ошибочно разделяют на два стиля — северный (вадаккан калари) и южный (ади мураи или варма-калаи), хотя это совершенно разные виды боевого искусства по своему происхождению и технике.
Калари-паятту характеризуется изящными гибкими движениями с многочисленными круговыми ходами, уклонениями от ударов, довольно низкими и глубокими выпадами и атаками с высокими прыжками. В обучении придерживаются строгой последовательности. Вначале ученик должен овладеть техникой боя с оружием, а после переходить к обучению рукопашному бою. Калари-паятту практикуется только в закрытых помещениях, где устанавливают алтарь. Мастера калари-паятту именуются гуруккал. Перед тренировкой обязателен полный лечебный массаж всего тела с применением масла, который повышает гибкость тела, лечит мышечные травмы и успокаивает нервную систему. Калари-паятту также включает в себя изучение методов исцеления после полученных травм, основанных на аюрведических знаниях. Считается, что основателем этого боевого стиля является воин-мудрец Парашурама. Полагают, что боевые практики западной Индии, а именно Саураштры и Конкана были принесены на юг страны и, смешавшись с дравидскими техниками, воплотились в стиль калари-паятту.

Варма-калаи (Ади мураи) — боевое искусство, зародившееся во II в. н.э. на территории Тамил-Наду, где до сих пор широко практикуется. Варма-калаи состоит из трех составляющих: ади-мураи (боевое искусство), вааси йога (дыхательные упражнения) и варма вайдхьям (исцеление травм и лечение заболеваний). Основой для варма-калаи стало искусство врачевания, известное как варма чуттирам, которое базируется на изучении жизненных точек на теле человека.

Варма-калаи характеризуется короткими прямыми и мощными линиями атаки. Основной акцент здесь направлен на поражение жизненно важных точек (варма/марма) как руками, так и оружием (палкой). Варма-калаи предназначено для самообороны, и основной упор делается на остановку атакующего, а не нанесении ему многочисленных травм. Особое внимание уделяется спаррингу — тренировочному бою, в котором можно отточить приобретенные навыки. В отличие от калари-паяту, вначале изучаются техника рукопашного боя, а затем приступают к применению оружия, начиная с деревянных палок (силамбам) постепенно переходя к холодному оружию. Тренировки проходят на открытых пространствах в любой местности, где можно легко отработать множество боевых сценариев. Учителей и мастеров варма-калаи называют асаан. При врачевании травм используют знания, основанные не на Аюрведе, а на "Сиддхе", традиционной дравидской медицинской системе. Согласно легенде, варма-калаи, равно как и Сиддха (сиддха вайдьям), было передано людям знаменитым саптариши (мудрецом) Агастьей. Варма-калаи — одна из древнейших боевых систем мира, которая, как полагают многие ученые, была принесена Бодхидхармой в Китай, где стала основой для создания Ушу.

Силамбам (силамбаттам)
Силамбам — это тамильское боевое искусство, где основным видом оружия служит бамбуковая палка. Оно развилось из простых оборонительных приемов, которые применяли коренные жители Тамил-Наду, защищая себя от диких животных. Позже в историческую эпоху Сангам  (III в. до н.э. – II в.н.э.) эти приемы были усовершенствованы и развились в боевое искусство, в котором в качестве оружия служила не только бамбуковая палка, но и различные виды холодного оружия, изготовленные из металла или рогов животных. Согласно местным преданиям, этот вид боевого искусства был предан Муруганом (богом войны) мудрецу Агастье, который в свою очередь записал эти знания на пальмовых листьях. В Силаппадиккарам, а также другой тамильской литературе периода Сангам, встречаются ссылки, которые указывают на то, что силамбам было широко распространено еще во II в. до н.э. В период правления тамильской династии Пандья (VI в. до н.э. -XVI в н.э.) силамбам находилось под покровительством царской семьи. Во времена британского господства в Индии силамбам, наравне с другими видами боевого искусства, было запрещено. Но уже в XX в. это искусство палочного боя вновь обрело широкую популярность. Сегодня выступления мастеров силамбам носят лишь показательный характер.

Соревнования по силамбам проходят на круглом поле. Участники соревнуются парами или командами по два-три человека. Перед выступлением они выражают свое почтение Богу, своему учителю, противнику и всем зрителям. Победа присуждается тому, кто сумеет коснуться противника большее количество раз своей палкой или выбьет палку из его рук. Для того, чтобы было легче сосчитать количество ударов, концы палок покрывают липкой субстанцией, которая отпечатывается на теле противника. Мастера силамбам, называемые асаан, могут драться палками различной длины, как одной, так и двумя. Они способны акробатически увертываться от нападений и атаковать в высоком прыжке.

Гатка — боевое искусство сикхов
Боевое искусство, именуемое гатка, представляет собой уникальное зрелищное представление физической и духовной силы. В современной классификации его относят к северо-западным боевым искусствам Индии.
Боевое искусство сикхов было сформировано на основе Шастра-видьи — «Науки об оружии».  Все сикхские гуру учили своих последователей закалять тело физически, умственно и духовно, делая основной акцент на практике боевых искусств. Гуру Хар Гобинд (1595-1644), шестой патриарх сикхов, уделяя огромное внимание безопасности сикхского общества в связи с растущей враждебностью Могольских правителей по отношению к сикхам, основал в Амритсаре сикхскую боевую школу, именуемую Ранджит Акхара. Десятый и последний учитель сикхов Гуру Гобинд Сингх в 1699 г. создал братство воинов Халса, которое еще более героично стало на защиту идей сикхизма от мусульманского преследования. Халса воспитывало в своих последователях бесстрашие и отвагу и давало идеальную военную подготовку. После второй англо-сикхской войны 1848-1849 гг. и установления британского владычества в Пенджабе, боевые искусства сикхов попали под запрет. Англичане, всегда настороженно относящиеся к пенджабцам, воспользовавшись своей властью, полностью разоружили  все сообщество сикхов. Дошло даже до того, что были запрещены инструменты и сельскохозяйственное оборудование. После восстания сипаев 1857-1859 гг. сикхи, участвовавшие в его подавлении, получили разрешение вновь практиковать свои боевые искусства, которые вслед за этим изменились коренным образом. Возник новый стиль, в котором применялась техника боя на мечах, а оружием служила деревянная тренировочная палка. Он был назван гатка в честь основного используемого оружия. Слово «гатка» пошло как уменьшительное от санскритского слова «гадха» или «булава/жезл». Кроме деревянных палок в гатке применяются различные виды оружия, такие как мечи, сабли, копья, трезубцы, топоры и прочее.
Сегодня гатку чаще всего демонстрируют на показательных выступлениях во время Дня Независимости Индии,  Дня Республики, различных праздников в Пенджабе, а также во время ежегодного весеннего фестиваля сикхов Хола Мохалла, на который съезжаются все приверженцы сикхизма.

 

Мардани кхель — это традиционное индийское боевое искусство родом из Махараштры. В XVII в. оно развилось в единую систему из боевых приемов, которыми владели маратхские воины. Великий Шиваджи, поднявший восстание против мусульманских властителей на западе Деккана, овладел этим боевым искусством еще в детстве. В колониальный период для защиты владений Британской Ост-Индской компании в Бомбее был сформирован маратхский полк легкой пехоты, которая в совершенстве владела мардани-кхель.
Мардани кхель характеризуется быстрыми молниеносными движениями и виртуозным владением оружием. В мардани кхель используются главным образом различные виды мечей, пики, ножи, топоры, деревянные шесты, щит и лук со стрелами. Сегодня показательные выступления мардани кхель собирают на улицах Махараштры бесчисленные толпы людей, а молодое поколение, желая походить на крутых парней из фильмов, всячески стремится овладеть этой техникой.


Статуя Бажди Прабху, командующего армией Шиваджи

 

Скай — боевое искусство, возникшее и практикующееся на территории Кашмира как в Индии, так и в Пакистане. О происхождении этого боевого искусства рассказывают лишь легенды. Но по всей вероятности оно развилось из защитных приемов от диких животных. Первые письменные упоминания о скай приходятся на период правления Великих Моголов. В это время обучение скай становится обязательным в кашмирской армии, где это боевое искусство было известно как шамшеризен. В эпоху британской колонизации Индии, скай был под запретом. Но после обретения Индией независимости, а вслед за этим раздела страны и идущей череды кашмирских  пограничных конфликтов, о скай вовсе забыли. Лишь в 1980 г. Назир Ахмед Мир, мастер по скай, возродил это боевое искусство, добавив элементы каратэ и тхэквондо.  Создание Индийской Федерации Скай позволило впоследствии вывести этот вид боевого искусства на национальный уровень.
Во время соревнований участники используют палку, имитирующую меч, а также щит. Официальная форма спортсменов синего цвета. Правила боя меняются в зависимости от пола и возраста (участвуют как мужчины, так женщины и дети). В скай допускаются только удары по верхней части тела, исключением служат лишь щиколотки ног. Соревнуясь, спортсмены набирают очки, а также теряют их за нарушение правил. Победителем становится тот, кто сумел набрать 36 очков.

 

Хуен ланглон — боевое искусство Манипура. История возникновения его уходит своими корнями в древние местные легенды о богах. Но все же, если придерживаться научно-исторических версий, то это боевое искусство возникло в непрерывной борьбе за жизнь между семью главенствующими кланами Манипура. На языке манипури (или языке мейтей) хуен означает «война», а ланглон — «знание».
Хуен ланглон делится на две составляющие: танг-та — вооруженный бой и сарит сарак — бой без оружия, главным образом направленный на захват вооруженных противников. Основным оружием  танг-та является меч (танг) и копье (та). Также используют топор, а для защиты щит. Сарит-сарак включает в себя удары, наносимые руками и ногами, а также борьбу мукна.
Сегодня эксперты по хуен-ланглон разделяют танг-та  на три вида практики — это ритуальный боевой «танец», показательные выступления и собственно бой. В танг-та основное внимание уделяют движениям, напоминающим раскачивание кобры перед атакой. Противники, раскачиваясь, наклоняют корпус к земле и в удобный момент стремительно атакуют друг друга. Занятия хуен-ланглон требуют большой затраты энергии и сильной пластики.

 

Маллакхамба — уникальная традиционная индийская акробатическая гимнастика. Известно, что технику маллакхамба практиковали уже в средние века на территории Махараштры и Андхра-Прадеша. Термин мала означает «борец», а кхамба — «столб», т.е. борцовский столб. Изначально такие столбы использовались борцами как учебные сооружения для занятий гимнастикой. Позже этот термин закрепился за техникой. В наши дни спортсмены в этой дисциплине практикуют упражнения на столбе, подвесных шестах и канатах. Гимнасты демонстрируют завораживающие воздушные позы йоги, сложные акробатические фигуры или разыгрывают сценарий борьбы, — и все это в воздухе. Маллакхамба укрепляет мышцы, делает тело гибким и ловким, однако требуют большой самоотдачи и выносливости. Вот уже более 20 лет в Индии проводятся национальные турниры по маллакхамбу, где принимают участие как мужчины, так и женщины и подростки. Упражнения на столбе исполняют преимущественно мужчины и мальчики, а на веревке — женщины и девочки.

 

 

Национальные спортивные игры


Традиционные игры всегда были неотъемлемой частью великой индийской культуры. За всю историю они не растеряли своей самобытности и сохранили свой особый живой характер. Даже привнесенные современные нововведения не помешали сохранить свой особый характер. И если внимательно всмотреться в это огромное множество традиционных игр Индии, можно увидеть, что они очень похожи друг на друга и различаются  лишь названиями и незначительной разницей в правилах игры.

Кабадди (каббади, кабади) — древнейшая командная игра, возникшая в ведические времена, которой не менее четырёх тысяч лет. Она включает в себя элементы борьбы и пятнашек. Американцы и европейцы ошибочно считают крикет главным индийским видом спорта, однако это почётное место в жизне индийца испокон веков пренадлежит Кабадди.
О том где и когда появилась эта игра, ничего не известно, однако известным фактом является то, что сам Будда (принц Сидхартха Гаутама из рода Шакьямуни) был не только большим поклонником, но и лучшим игроком кабадди в своём небольшом царстве.
Все индийцы без исключения любят играть в эту игру. Участие в игре дает огромный заряд бодрости, позволяет человеку находиться в прекрасной физической форме и учит (навыкам самообороны) защите и атаке одновременно. В Индии встречаются различные виды кабадди, в которые играют в тех или иных регионах страны. Но самой распространенной является современная международная форма, правила для которой были впервые установлены в 1921 г. в Махараштре для первых соревнований по кабадди. Позже правила меняли несколько раз и окончательно утвердили в 1930 г. Эта форма кабадди быстро распространилась по всей территории современной Индии, Пакистана, Афганистана, Ирана, Непала, Бангладеш, Шри-Ланки, Бирмы, а также некоторым частям Южной Азии.

По правилам игры две команды, в каждой по 12 игроков (7 игроков на поле и 5 игроков в запасе), занимают две противоположные стороны игрового поля размером 12,5 м х 10 м, разделенного посередине линией. Игра начинается с того, что одна команда посылает «захватчика» к разделительной линии, который в подходящий момент перебегает на территорию другой команды (другую половину поля). Пока он находится там, он непрерывно кричит: «Кабадди! Кабадди!» Но на территории противника он может пребывать лишь до тех пор, пока может кричать, не переводя дыхания. Его задача, пока он кричит — рукой или ногой дотронуться до игрока противника (одного или нескольких) и убежать на свою территорию (часть поля). Если ему надо перевести дыхание, он должен бежать, так как команда противника, на площадке которой он находится, имеет право его схватить. Его задача перебежать через разделительную линию (вернуться на свою часть поля) или, сопротевляясь, перенести за линию руку или ногу. Команда соперников должна заставить его сделать одно из двух: или дотронуться до земли, или сделать вдох (перевести дыхание). После того, как игрок нападающих успешно вернётся, игрок другой команды, до которого он дотронулся, выбывает из игры. Если нападавший будет схвачен, то один из членов защищавшейся команды становится нападающим. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не потеряет всех своих участников. За выбывшего игрока-соперника каждая команда зарабатывает очки. Матч длится 40 мин с пятиминутным перерывом между таймами.

Статус национальной игры кабадди получила в 1918 г., а на международный уровень она вышла в 1936 г. во время Летних Олимпийских игр в Берлине. В 1950 г. создается Всеиндийская Федерация Кабадди, которая регулярно проводит национальные чемпионаты. Вслед за ней появляется  Федерация Любителей Кабадди, объединившая под своей крышей множество активных и способных молодых людей. В 1980 г. проходит первый Азиатский чемпионат по кабадди. В 2004 г. состоялся первый чемпионат мира по кабадди, в котором Индия выиграла первый Кубок Мира.

Поло/сагол кангджей — старинная игра, которую сейчас мы знаем как поло, зародилась в глубокой древности в Перси и носила название човган.  Распространившись по всему востоку вплоть до Китая и Японии, игра была очень популярна среди аристократического сословия. Однако родиной современной версии этой игры считается Манипур, где она была известна как сагол кангджей, канджай бази или пулу
Проникнув в Индию, човган нашел покровительство у индийских правителей. Великие Моголы, обожавшие лошадей и скачки, сыграли огромную роль в развитии и популяризации поло в Индии. Могольский император Бабур был заядлым игроком в поло. А император Акбар установил некоторые правила для этой игры. «Рожденные в седлах», великолепные наездники — князья Раджастана, полюбив поло, сделали его своей традиционной игрой. Но с упадком Империи Великих Моголов, игра в поло практически исчезла и сохранилась лишь в таких уголках как Гилгит, Ладакх и Манипур. И только благодаря счастливому случаю, поло удалось возродить. Так, во времена британского господства в Индии, офицер британской армии Джозеф Шерер, переведенный в ассамский округ Силчар, весьма заинтересовался игрой, в которую играли выходцы из Манипура, проживающие в Силчаре. Вскоре Шерер вместе с капитаном Робертом Стюартом и семью чайными плантаторами создали в 1959 г. первый клуб сагол кангджей в Силчаре. В 1862 г. создается уже клуб в Калькутте, который существует и поныне.  И с 1870 г. поло распространилось по всей Британской Индии, где стало излюбленным развлечением среди офицеров и гражданских чиновников.

Для игры в сагол кангджей используются манипурские пони. Эта активная и выносливая порода лошадей, как полагают некоторые эксперты, была выведена путем скрещивания тибетского пони с монгольской дикой лошадью и арабским скакуном. В каждой команде сагол кангджей по семь игроков, что символизирует семь древних кланов Манипура. Собравшись вместе в середине поля, команды ждут, когда судья подбросит вверх мяч, с того момента начинается игра. Игроки, вооружившиеся тростниковой клюшкой, на лошадях, несущихся во всю прыть, пытаются забросить мяч, сделанный из бамбукового корня, в конец поля соперника. В манипурском поло нет ворот, а гол считается забитым, когда мяч долетает до края зоны соперника. После чего команды меняются местами. Со временем англичане установили собственные правила для поло и уменьшили количество игроков в команде до четырех. На сегодняшний день конное поло является традиционной игрой, которая с огромным успехом вышла на международную арену, о чем свидетельствуют периодично проводящиеся международные турниры. Основной сезон игры в поло — с сентября по март. В это время обычно проходят турниры в Дели, Калькутте или Мумбаи.

Существует и другая разновидность поло. Это поло на верблюдах, в которое играют лишь для развлечения на ежегодных ярмарках в Раджастане.

 

Юби лакпи — это традиционная футбольная игра наподобие регби, в которую играют в Манипуре. На языке манипури юби означает «кокосовый орех», а лакпи — «хватать». Ранее ее проводили на территории храма Биджой Говинда во время весеннего фестиваля Яосанг, где каждая команда ассоциировалась с богами и демонами. Традиция существует и поныне. В наши дни игра распространена по всему Манипуру.
Этот вид традиционного спорта требует исключительной мышечной силы и энергии. Игра проходит на поле размерами 45 на 18 м, традиционно без травы, но может и на траве. В каждой команде по 7 игроков. Перед началом игры игроки натирают свои тела горчичным маслом, чтобы иметь возможность легко выскользнуть из рук противника. В спортивном варианте игроки облачаются только в шорты, в традиционном — поверх шорт надевается нингри, пояс наподобие того, который носят борцы мукна. Игроки традиционно не используют обувь.

В начале игры кокосовый орех, предварительно пропитанный маслом, кладут перед почетным гостем (ранее это был сам король Манипура) или судьёй. Судья, называемый главным ятрой,  начинает игру и останавливает ее за нарушения игроками правил. Он же сидит за линией ворот. Игрокам запрещается прижимать кокос к груди, можно только держать его в руках или под мышкой. В юби лакпи разрешается пинать или ударять противников, а также хватать игроков, у которых нет в руках кокоса. Игра начинается с того момента, когда кокосовый орех бросается с одного края поля игрокам, стремящимся поймать его. Команда, игроки которой всякий раз переносят кокос за линию ворот (участок внутри поля, центральная часть линии ворот, образующая одну из ее сторон), становится победителем. Чтобы забить гол, игрок должен проникнуть в территорию ворот спереди, а не с боков, и затем он должен пересечь линию ворот, неся кокос. В случае если ни одному из игроков не удается достичь линии ворот с кокосовым орехом, все игроки выстраиваются в линию и бегут наперегонки, чтобы определилась команда-победитель.

Кхо-кхо
Одной из захватывающих игр не только Индии, но и всего индийского субконтинента является кхо-кхо, своего рода пятнашки. Происхождение этой игры трудно определить, поскольку подобных игр «догонялок» существует бесчисленное множество. Как и все индийские игры, она проста и доставляет массу удовольствия. Но, тем не менее, игра требует физической подготовки, скорости и выносливости. Настоящие правила игры были впервые опубликованы в 1924 г. А в 1959-60 гг. в Виджаяваде (Андхра-Прадеш) был впервые проведен чемпионат по кхо-кхо. В наши дни проводятся следующие чемпионаты Индии по кхо-кхо: Национальный чемпионат, Юношеский чемпионат, Национальный женский чемпионат, Школьные чемпионаты и Всеиндийский чемпионат среди университетов, а также Кубок Федерации.

Согласно правилам игры каждая команда состоит из 12 игроков (9 полевых и 3 запасных). Матч состоит из двух периодов, которые в свою очередь делятся на гонки преследования, длящиеся по 7 мин., после которых разрешен 5-минутный перерыв.
Команды делятся на преследователей и спасающихся. Жеребьевкой определяется, какая команда будет играть роль преследователей. Каждая из команд поочередно исполняет роль преследователей и спасающихся. Игра происходит на прямоугольном поле 29 х 16 м., разделенном пополам двумя центральными полосами, которые пересечены продольными линиями от левого до правого конца поля, образуя 8 секторов по обе стороны игровой площадки. В начале и конце центральной полосы устанавливается по одному столбику.

Восемь игроков команды преследователей садятся на корточки в размеченные квадраты по центральной линии, каждый лицом в противоположную сторону. Девятый игрок команды ожидает у одного из столбиков и готовится начать преследование. Три игрока команды спасающихся находятся на игровой площадке, другие ожидают у боковой линии поля. Эти игроки вольны двигаться по всему полю, перебегая между сидящими игроками команды соперницы. Активный игрок команды преследователей может двигаться лишь только по той части поля, на которую он ступил. Чтобы перейти на другую половину поля, ему следует добежать до столбика и обойти его. Как только преследователь догонит убегающего, последний выбывает из игры. Преследователь вправе передать свое место любому игроку из своей команды, дотронувшись до него правой рукой и громко крикнув «Кхо!». Сидящий тут же вскакивает и бросается в погоню, но только по той части поля, в которую он смотрел. А первый садиться на его место. Как только первая тройка будет поймана на ее место сразу же выбегает другая. Итак, пока не истекут 7 минут. Затем команды меняются местами. Убегающий игрок также может выбыть из игры, если он дважды коснется сидящих преследователей, а также не успеет вовремя выйти на поле, когда его товарищи по команде были пойманы. За каждого пойманного игрока команда преследователей получает одно очко. Игра длится не более 37 минут.

Тхода — это традиционная игра лучников, возникшая в долине Кулу, Химачал-Прадеш. Название игры пошло от круглой деревяшки, называемой тхода, которая крепится на конец стрелы, чтобы та не ранила участников во время игры. Местные ремесленники специально изготавливают для этого события деревянные луки длиной от 1,5 до 2 метров, а также стрелы в комплекте. Тхода проходит каждую весну 13 или 14 апреля на праздник Байсакхи.
В старину тхода проходила интересным образом. Небольшая группа деревенских парней шла в другую деревню перед восходом солнца. Ребята, набросав охапки листьев в местный деревенский колодец, прятались в кустах поблизости. Когда местные жители приходили утром за водой, юноши начинали кричать, вызывая их на состязание. Это и означало подготовку к встрече.
Каждая команда состоит примерно из 500 человек, большинство из которых приходят в качестве группы поддержки основным участникам. Чтобы подзадорить и повысить боевой настрой своих товарищей-лучников они исполняют незатейливый танец со сверкающими на солнце топорами или мечами и поют песни. Одна команда называется Саатхи, а вторая Паши. Согласно местным поверьям, Саатхи и Паши — это потомки Кауравов и Пандавов. В ходе игры команда, именуемая Паши, формирует ловушку, препятствуя движению Саатхи, которые в свою очередь начинают нападать на Паши. Нападающий, стоя примерно в 10 шагах от защитника, целится стрелой в область ноги ниже колена. Чтобы увернуться от стрелы защитник начинает хаотично танцевать и подпрыгивать. Быстрота и маневренность — единственные способы защиты. Команды получают очки, а также лишаются их за неточность цели. Соревнование проходит под оживленную музыку и восторженные крики сотен болельщиков.

 

Гонки

Камбала/камбула — ежегодные буйволиные гонки, широко распространенные в прибрежных районах Карнатаки.  Этот вид спортивных развлечений зародился в сельскохозяйственной общине Карнатаки еще с незапамятных времен. Ежегодный турнир проходит до начала сбора урожая в период с ноября по март и символизирует своеобразное поклонение богам, защитникам посевов. Беговые дорожки устраивают на рисовом поле и заполняют их водой, чтобы та, смешавшись с землей, превратилась в грязь. Соревнования проводят между  двумя парами буйволов, погоняемых фермерами. Многочисленные упряжки идут одна за другой. На фестиваль съезжается множество поклонников буйволиных гонок. Зрители делают ставки. Победившую пару буйволов ждет лакомое угощение из фруктов, а хозяина денежный приз.

 

Валлам кали — это традиционные гонки на каноэ, проводимые в Керале. В переводе с языка малаялам Валлам кали буквально означает «гонки на лодках».  Соревнования проходят во время проведения ежегодного фестиваля Онам и привлекают тысячи людей со всей Индии. Гонки устраивают на традиционных лодках Кералы. Соревнования проходят на дистанции 40 км. Но самым зрелищным являются гонки на так называемых «змеиных лодках», или чундан валлам, которые являются одним из символов керальской культуры.

Как гласит история, в XIII в. во время войны между государствами Каямкулам и Чембакасери, правитель последнего поручил построить военное судно. Так была сконструирована великолепная чундан валам, которая служит доблестным примером средневекового морского судостроения. Длина лодки может варьироваться от 30 до 42 метров, а ее задняя часть поднимается на 6 м над рекой, так, что кажется, будто бы по воде плывет гигантская кобра с раскрытым капюшоном.
Фестиваль проводится в различных уголках Кералы: в городе  Аранмула на реке Пампа, где находится знаменитый храм Партхасаратхи, посвященный Кришне и Арджуне; на озере Пуннамада, что близ Аллапуджи, где гонки проводятся с 1952 г. после посещения штата Джавахарлалом Неру и именуются Лодочными гонками на приз Неру, или «Nehru Trophy Boat Race»; на озере Аштамуди (город Коллам), где с 2011 г. проходят гонки на приз президента страны и во многих других уголках штата.

 

 

Автор статьи: В. А. Самодум (Бхудэв)

Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.