Махабхарата
Глоссарий к Виратапарве

Индия > Махабхарата > Глоссарий

А

Абхиманью — сын Арджуны от его второй супруги Субхадры и отец Парикшита, отца Джанамеджайи, которому повествуется Махабхарата. Абхиманью впоследствии был убит палицей сыном Духшасаны.
Агастья — легендарный царственный мудрец, упоминающийся еще в Ригведе. Согласно мифам, Агастья родился от семени божества Митра-Варуны, которое истекло у него при виде прекрасной небесной девы Рамбху.
Агни — в индийской мифологии бог огня, одно из важнейших божеств ведического пантеона, входящих в древнюю триаду: Агни, Индра и Сурья. Возникнув в эпоху первобытнообщинного строя, они олицетворяли собою явления природы. Позднее эти божества отошли на второй план, уступив место новым: Брахме, Вишну и Шиве.
Аджамидха — царь из рода Бхараты, древний предок Дурьйодханы и Арджуны, поэтому оба они считаются происходящими из рода Аджамидхи.
Аджаташатру — букв. «тот, чей враг еще не родился», не имеющий врагов, эпитет Юдхиштхиры.
Адитьи — в индийской мифологии прозвище двенадцати сыновей Адити, дочери Дакши, которые почитаются владыками вселенной и олицетворяют собою двенадцать месяцев в году. Адитья в ед. ч. обычно означает солнце или божество солнца. Как и в предыдущем случае, Юдхиштхира, отдавая должное достоинствам Арджуны, ставит его в один ряд с Адитьями, считая его тринадцатым из них.
Айндра, ваявья и агнея — названия различных видов мифического оружия, которые находились соответственно под покровительством богов: Индры, бога грозы и грома; Ваю, бога ветра, и Агни, бога огня.
Айравата — в индийской мифологии божественный слон Индры, который появился из глубин океана во время пахтания его богами и асурами для получения амриты, или напитка бессмертия.
Акшаухини — большое объединенное войско, состоящее из четырех родов: слонов, колесниц, конницы и пехотинцев. Согласно самой Махабхарате, в состав акшаухини входят 21 807 слонов и столько же колесниц, 65610 коней и 109 350 пехотинцев.
Аламбуса . . . Мишракеши, Пундарика . . . Малини — имена знаменитых апсар.
Аламбуса и Уграсена. — Аламбуса — имя  ракшаса, убитого впоследствии Гхатоткачей, сыном Бхимасены от ракшаси Хидимбы. Уграсена — здесь имя одного из гандхарвов.
Андхаки — знаменитый род, который обычно упоминается в эпосе наряду с другим родом — вришни, или вришниями. Оба рода восходят к предкам Андхака и его брата Вришни — внуков Кроштри и сыновей Юдхаджита из рода ядавов.
Анадхришти и Акрура, Самба и Нишатха. — Анадхришти — сын Уграсены, царя Матхуры (совр. Муттра в области Агра), полководец ядавов. Акрура — букв. «нежестокий», «лишенный жестокости», имя ядавы — друга и дяди Кришны. Самба — ядава, сын Кришны от супруги Джамбавати. Нишатха — герой из рода Вришни, или ядавов, сын Баларамы.
Ачьюта — букв. «непреклонный», «нетленный», эпитет Вишну, или Кришны.
Анарта — название народности, населявшей, по-видимому, область нынешнего Северного Гуджарата, где столицей был город Анарттапура, или, возможно, область нынешнего Гуджарата и часть Мальвы.
Апсара, апсары — в индийской мифологии небесные девы, нимфы или куртизанки, которые произошли из воды при пахтании океана богами и асурами для получения амриты, или напитка бессмертия.
Арджуна  — один из главных героев Махабхараты, третий сын Панду и Кунти, рожденный ею от бога Индры. Арджуна является средним из пятерых братьев-пандавов.
Асура, асуры  — букв.  «не-боги», в индийской (эпической) мифологии почитаются противниками богов, демонами. Однако в предшествующую, ведическую эпоху асуры считались добрыми божествами; в последнем случае они буквально означают «сущие, благие», ибо этимология их выводится из глаг. корня аз «быть».
Асури — (форма женского рода от слова «асура») — женщина-асура, демоница. В индийской (эпической) мифологии асуры (букв. «не-боги») считаются противниками богов, демонами. Однако в предшествующую, ведическую, эпоху асуры почитались добрыми божествами.
Ашваттхаман — сын Дроны и Крипы, родившийся, согласно легендам, из пылающего жертвенного алтаря в результате религиозного подвижничества Дроны. Ашваттхаман выступает в Махабхарате как прославленный брахман-воин, сражавшийся на стороне кауравов.
Ашвины — букв. «всадники», в индийской мифологии два божества (близнецы), олицетворяющие собой утреннюю и вечернюю зарю.

Б

Балахака — букв. «грозооблачный», «подобный грозовому облаку», имя одного из четырех коней Вишну-Кришны.
Бали — в индийской мифологии добродетельный царь дайтьев (титанов), сын Вирочаны, сына Прахлады, сына Хираньякашипу. Супругой его была Виндхьявали. Посредством благочестия и подвижничества он победил Индру и посрамил богов, и распространил свою власть в трех мирах.
Баллава — букв. «скотник», «пастух».
Бахлика — царь Лунной династии, сын Пратипы и отец Сомадатты. Он также приходился старшим братом Шантану, которому он уступил трон царей Лунной династии взамен другого царства.
Бессмертные, т. е. боги.
Бестелесный (бог любви) — один из эпитетов бога любви Камадевы. Согласно пуранам (преданиям), бог любви вдохновил Шиву любовными мыслями о Парвати, его супруге, в то время как он был занят аскетическим подвигом. Разгневанный этим дерзким поступком, Шива превратил его в пепел огнем своего третьего глаза, находящегося на лбу. Вследствие этого бог любви называется Бестелесным.
Бибхатсу — букв. «испытывающий отвращение или ненависть», «ненавистник», одно из прозвищ Арджуны.
Бильва — род дикой яблони.
Бог, держащий громовую стрелу — бог Индра, то же, что и Громодержец.
Бог с трезубцем в руке, т. е. Шива, вооруженный трезубцем.
Божественная кобылица — в индийской мифологии небесная апсара Ашвини, которая в образе кобылицы родила Солнцу двух сыновей — Ашвинов.
Брахма — в индийской мифологии бог-создатель, верховное божество. В индийском пантеоне Брахма возглавляет божественную триаду, возникшую в поздний ведический период. В эту триаду входят Брахма (бог-создатель), Вишну (бог-хранитель) и Шива (бог-разрушитель).
Брахман, брахманы — члены высшей из четырех главных варн, т. е. представители духовенства или жреческого сословия. Брахманы также называются дваждырржденными.
Бриханнада — букв. «тростник», «камыш».
Брихаспати — букв. «владыка великого (слова)», имя легендарного мудреца, сына Ангираса. В индийской мифологии Брихаспати олицетворяет собою планету Юпитер и почитается мудрым наставником богов. Сравнением Дроны по его достоинствам с Ушанасом и Брихаспати возвеличивается образ Дроны, военного наставника кауравов (и пандавов), в коем сосредоточены главные качества великих наставников противоборствующих сил.
Бхарадваджа — имя древнего мудреца, которому приписываются ведические гимны. Согласно легендам, он почитается сыном Брихаспати и отцом Дроны, учителя и наставника военного дела пандавов и кауравов. Сын Бхарадваджи, т. е. Дрона.
Бхарата — букв. «воспитанный», «взлелеянный», — легендарный герой, сын царя Духшанты (Душьянты) от Шакунталы, приемной дочери отшельника. Бхарата почитается родоначальником знаменитого рода, истории которого и посвящено основное сказание Махабхараты. От этого имени происходит и употребляется поныне название Индии: Бхаратаварша или просто Бхарата, что в обоих случаях означает «страна Бхараты». Выражение «потомок Бхараты» является производным от собственного имени — Бхарата и может относиться к любому, кто принадлежал к этому роду.
Бхараты — название древнего прославленного рода, ведущего свое начало от легендарного царя Бхараты; то же, что и потомки Бхараты. Истории Бхаратов (или потомков Бхараты) и великой битве между ними посвящено главное содержание Махабхараты.
Бхима — букв. «страшный», «наводящий ужас», краткое имя Бхимасены, второго из пятерых братьев-пандавов.
Бхимасена — один из главных героев Махабхараты, второй сын Панду и Кунти, рожденный ею от Ваю — бога ветра. Бхимасена носит также сокращенное имя Бхима.
Бхишма — букв. «устрашающий», «наводящий страх», «грозный», имя деда пандавов, который, согласно преданиям, родился у царя Шантану от богини Ганги и называется поэтому «сыном Ганги».
Бходжи — название   древнего рода, населявшего области у подножия горы Виндхья.
Бхригу — имя ведического мудреца, великого риши. Бхригу почитается основателем прославленного рода бхригуидов, или бхаргавов, в котором родились легендарные герои-воины Джамадагни и Парашурама.
Бхуминджая (то же, что и Притхивинджая) — букв. «покоритель земли», эпитет царевича Уттары, сына Вираты, царя матсьев.
Бхуты (злые духи) — в   индийской   мифологии разряд зловредных дьявольских существ, к которым относятся привидения, бесы, домовые, вурдалаки и прочие; они посещают кладбища, скрываются на деревьях, пожирают трупы, сбивают с толку и губят людей. Духи, или бхуты, были будто бы созданы творцом в порыве гнева. Они почитаются слугами бога Шивы и окружают его.

В

Ваджра — громовая стрела, перун. В индийской мифологии ваджра считается обычным оружием Индры, бога грозы и грома.
Вайягхрападья — букв. «принадлежащий к Вьягхрападу» (вайягхрапад — «тигроногий»), имя отшельника, основателя рода, носящего его имя.
Вайдурья — букв. «добытый из горы Видура», драгоценный камень ляпис-лазурь.
Вайкартана — букв.   «сын   Викартаны  (Солнца)», эпитет Карны, рожденного Кунти от бога Солнца до ее замужества. Будучи затем принят еще ребенком и воспитан возницей-сутой Адхиратхой, он называется также «сыном суты». Брат Вайкартаны (Карны), т. е. Санграмаджит.
Вайшампаяна — легендарный мудрец, один из трех основных рассказчиков, участвующих в изложении эпической поэмы Махабхараты. Вайшампаяна считается учеником великого мудреца Кришны-Двайпаяны Вьясы, от которого он усвоил Махабхарату и рассказывает ее затем царю Джанамеджайе во время двенадцатилетнего змеиного жертвоприношения.
Вайшравана — букв. «пользующийся известностью», «знаменитый», эпитет Куберы, бога богатства в индийской мифологии.
Вайшья, вайшьи — члены третьей из четырех главных варн (сословий), т. е. представители купеческого сословия и состоятельные земледельцы.
Васава — букв. «повелитель (восьмерых) Васу», небесных полубогов, эпитет бога Индры.
Васуманас, Балакша и Супратардана; Аштака и Шиби, Яяти, Нахуша и Гая; Ману, Кшупа, Рагху и Бхану, Кришашва, Сагара и Шала — Все упомянутые здесь имена принадлежат легендарным прославленным царям, которые благодаря своим земным заслугам достигли потусторонних миров и блаженствуют на небесах. Из них четверо — Васуманас, Супратардана (или Пратардана), Аштака и Шиби — являются сыновьями Мадхави, дочери Яяти, соответственно от Харьяшвы, Диводасы, Вишвамитры  и  Ушинары. Из других Яяти — пятый царь Лунной династии, сын царя Нахуши. От старшего сына Яяти, по имени Яду, пошел род Яду, или ядавов, в котором родился и Кришна. От младшего же сына Яяти — Пуру пошел род Пуру, или пауравов. Ману — сын Вивасвана (Солнца), почитается родоначальником солнечного рода царей. Рагху — царь солнечной династии, сын Дилипы и прадед Рамы, который унаследовал от своего предка прозвища Рагхава и Рагхупати — «владыка рода Рагху (рагхуидов)». Сагара  — сын Баху, царь Айодхьи; от своих жен, Шайбьи и Вайдарбхи, имел сына Асаманджаса и других 60 000 сыновей.
Варны — четыре варны здесь подразумеваются  четыре основные или главные варны (сословия), на которые подразделялось индийское общество, а именно: 1) брахманы, или представители духовенства, жреческого сословия; 2) кшатрии, или представители воинского сословия; 3) вайшьи, или представители купеческого сословия и самостоятельные земледельцы, и 4) шудры, или низшие слои населения — ремесленники, работники, зависимые земледельцы и прочие призванные служить трем высшим кастам. Деление древнеиндийского общества на четыре варны считалось незыблемым.
Варуна — одно из главных божеств ведического пантеона, который олицетворял собой небесный свод. В позднейшую эпоху Варуна был низведен в разряд второстепенных божеств и занял место повелителя водной стихии. Отсюда его эпитет Apam pati — «владыка вод». Супруга Варуны, т. е. Варуни.
Васу — в индийской мифологии прозвище восьми божеств, подвластных Индре. В ведическую эпоху Васу представлялись олицетворяющими явления природы. Так, Апа олицетворял собою воду (согласно же Махабхарате, вместо Апа выступает Ахар, который олицетворяет день), Дхрува — полярную звезду, Сома — луну, Дхара — землю, Анила —ветер, Анала — огонь, Прабхаса — зарю и, наконец, Пратьюша — свет. Из них Анала, олицетворяющий огонь, есть Агни, уноситель жертв. Вследствие проклятия Васиштхи все восьмеро Васу родились на земле как сыновья царя Шантану от богини Ганги (Бхагиратхи). Последняя, чтобы возвратить их на небо, утопила одного за другим в Ганге, за исключением последнего, прославившегося под именем Бхишмы, деда пандавов.
Васудева — букв. «сын Васудевы» , обычное имя Кришны, родившегося у Васудевы от супруги Деваки. При отсутствии в русском языке долгот это имя Кришны (Васудева) звучит по-русски совершенно одинаково с именем его отца Васудевы.
Веды — букв.  «знание» — древнейшие памятники индийской литературы, которые относятся приблизительно к середине II тысячелетия до н. э. Веды считаются священными и предвечными, существовавшими до сотворения мира. Только несколько древних мудрецов удостоились услышать их — они потом и поведали их миру. Поэтому иначе веды называются шрути, т. е. «услышанное». Согласно положениям индуизма, их могут слушать и изучать только представители трех первых варн (сословий), называемых арья: брахманы, кшатрии и вайшьи. Низшие же слои общества — шудры и другие, а также женщины к слушанию вед не допускались. Веды представляют собой четыре сборника, или собрания (самхита) стихотворных гимнов, а именно Ригведа — «Веда гимнов», обращенных к различным божествам; Самаведа — «Веда мелодий»; Яджурведа — «Веда жертвенных изречений» и Атхарваведа — «Веда заклинаний». Основными признаются три первых сборника вед, которые вместе обычно называются «Три веды», или «Троица вед». Махабхарата по своей значимости считается пятой ведой.
Вивиншати, Викарна и Читрасена . . . Дурмукха и Духсаха — все пятеро являются сыновьями царя Дхритараштры и братьями Дурьйодханы.
Видеха — название древней страны, которая была расположена северо-восточнее Магадхи (Южный Бихар).  Столицей ее была Митхила, которая отождествляется с Джанакпуром в районе Дарбханга (в Непале), впоследствии же столицей Видехи сделался Бенарес (Варанаси).
Видура — третий сын отшельника Вьясы от рабыни из касты шудр. Видура приходится младшим братом царю Дхритараштре и Панду и дядей пандавам, к которым он всегда благосклонен; он также приходится дядей кауравам — сыновьям Дхритараштры и двоюродным братьям пандавов. Видура всюду изображается олицетворением закона и справедливости, ибо почитается частичным воплощением на земле Дхармы, бога правосудия и смерти.
Викартана — букв. «разрезающий», «разделяющий (облака)», эпитет Солнца, от которого Кунти родила Карну. Поэтому Карна носит прозвище Вайкартана, что в переводе означает «сын Викартаны (Солнца)».
Вина — древний музыкальный инструмент (семиструнный), род индийской гитары или лютни. Вина представляет собою бамбуковый ствол в три локтя длиной с прикрепленными по обоим концам тыквами. Вдоль ствола, заменяющего гриф с 19 ладами, проходит главная струна и шесть других тонких металлических струн, которые своими концами прикреплены к двум пластинкам из слоновой кости.
Вирата — царь страны матсьев, которая была расположена на территории близ нынешнего Джайпура (точнее, Байрат). Согласно легендам, Вирата считается сыном полубога Упаричары от апсары (небесной куртизанки) Адрики и носит также прозвище Матсья, по имени своего народа — матсьев.
Вишалакша — здесь, по-видимому, имя одного из братьев царя Вираты. 
Вишвакарман — букв. «делающий все», «искусный во всем», «всесоздатель», зодчий богов, именуемый также Бхаувана и Тваштри.
Вишвы — то же, что и вишведевы, букв. «всебоги», прозвище десяти божеств индийской мифологии.
Владыка богатств — эпитет бога богатств Куберы, который в индийской мифологии почитается хранителем сокровищ Индры.
Владыка земли — обычное прозвище царей, употреблявшееся особенно при обращении.
Властитель всех существ — имеется в виду Дхарма, бог закона и справедливости. Дхарма, исполняя желание Юдхиштхиры в награду за преданность, назвал царство Вираты как наиболее удобное место для жительства пандавов, которым предстоит провести тринадцатый год, скрываясь под вымышленными именами.
Войдет в другое тело, т. е. примет другую форму существования, или (согласно толкованию Нилакантхи) сразу отправится в другой мир, или, другими словами, расстанется с жизнью, умрет.
Возница — то же, что и сута, представитель воинской касты. Сопровождая своих повелителей на битву, возницы, или суты, являлись свидетелями их боевых подвигов и воспевали их. Возницы-суты могли выступать в качестве сказителей; они принадлежали к привилегированному сословию, а именно к воинской касте (кшатриев).
Врикодара — букв. «с брюхом, как у волка», «волкобрюхий», прожорливый (в маратском языке), прозвище Бхимасены, второго среди пятерых братьев-пандавов, который отличался большой прожорливостью.
Вритра — в индийской мифологии имя демона-асуры, убитого Индрой. Под владыкой богов, сокрушившим Вритру, имеется в виду Индра, который вследствие этого получил прозвище «Сокрушитель Вритры» или «Сокрушитель Балы и Вритры».
Вришни — название общины или рода ядавов, где, согласно преданиям, родился Кришна. Такое название идет от имени Вришни, потомка Яду, который принадлежал к Лунной династии и был предком Кришны.
Вьяма — мера длины, равная промежутку между концами пальцев обеих растянутых рук (ок. 1.7 м).

Г

Гандива — букв. (согласно Панини, 5.2.110) «носящий имя носорога», т. е. издающий низкий и глубокий звук, подобный реву носорога. Название мифического лука Арджуны, которым он рассеивал полчища врагов. Некогда этот лук Сома даровал Варуне, а тот подарил его Агни, а последний даровал его Арджуне в награду за то, что тот оказал ему услугу в сожжении леса Кхандава.
Гандхамадана — букв. «опьяняющий ароматом, благоуханием», древнее название части горной цепи Рудра-Хималаи в Гарвале, которая находится северо-восточнее Бадринатха.
Гандхара — название страны, которая была расположена вдоль реки Кабул, между Кхоаспом (совр. Кунар) и Индом; Гандхара отождествляется с областями Пешавара и Равальпинди в северном Пенджабе. По другим данным, это Кандагар. Царь Гандхары — Шакуни, брат Гандхари и дядя с материнской стороны кауравам, к которым здесь условно причисляется и Карна, являющийся близким другом Дурьйодханы.
Гандхарви (форма женского рода от слова «гандхарва») — женщина-гандхарва, относящаяся к разряду полубогинь. Гандхарвы в индийской мифологии — разновидности добрых полубогов, почитающихся небесными музыкантами.
Гандхарва, гандхарвы — в индийской мифологии разновидности добрых полубогов, которые обитают на небе и передвигаются по воздуху. Их занятием является приготовление сомы (небесного хмельного напитка) для богов, они искусны в медицине, питают большую склонность к женщинам, над которыми имеют власть благодаря силе своего музыкального искусства. В качестве певцов и музыкантов гандхарвы прислуживают на пиршествах богов. Поэтому в эпосе они обычно почитаются небесными музыкантами.
Гаруда — в индийской мифологии птица-исполин, царь пернатых и пожиратель змей. Гаруда почитается сыном Винаты от прародителя Кашьяпы. 
Гаутама — букв.   «сын   Гаутамы», т. е. сын брахмана Шарадвана, эпитет Крипы, прославленного брахмана-воина, учителя военного дела кауравов и пандавов.
Грантхика — букв. «укрощающий, (связывающий) веревкой (аркан)».
Громодержец — букв. «держащий громовую стрелу, перун», эпитет Индры, бога бури и грома в индийской мифологии.
Гомати — древнее название реки Гомти в Аудхе, на которой расположен город Лакнау.
Гопала — букв. «хранитель скота», вымышленное имя Сахадевы, употребленное здесь вместо Тантипала с тем же значением («охранитель стад»).
Гудакеша   — букв.  «с  хлопкоподобными  волосами», «хлопковолосый», эпитет Арджуны.   

Д

Дамагрантхи — букв. «укрощающий (связывающий) веревкой», то же, что и Грантхика, вымышленное имя Накулы.
Данава, данавы — в индийской мифологии разряд демонов — потомки Дану от мудреца Кашьяпы, которые, как и Дайтьи (титаны), сражались против богов.
...дару, пожалованному Дхармой — Однажды, когда срок изгнания пандавов в лесу подходил уже к концу, к Юдхиштхире явился в образе исполина Дхарма, бог закона и справедливости. Испытав его благородство и преданность, Дхарма, оставшись доволен, предложил ему в награду выбрать дар. И Юдхиштхира попросил: «Сделай так, о всемогущий Дхарма, чтобы никто не узнал нас в оставшийся нам тринадцатый год изгнания, где бы мы его не провели». — «Я исполню твое желание, — сказал в ответ Дхарма.—Вы проведете этот год при дворе Вираты, царя матсьев, и никто вас не узнает. Вы сможете принять любой облик по желанию».
Дарука — имя возницы Кришны (Васудевы).
Дашарны — название народа, населявшего страну Дашарну. В Махабхарате упоминаются две Дашарны (букв. «десять крепостей»): одна — на востоке, завоеванная Бхимасеной, другая — на западе, покоренная Накулой. Восточная Дашарна образует часть Чхаттисгадха («тридцать шесть крепостей»), область в штате Мадхья Прадеш и Бихаре, включая и район Патны. Западная Дашарна отождествляется с Восточной Мальвой, включая область Бхопаль (в Мадхья Прадеш). Столицей ее была Видиша, или Бхилса. Здесь, по-видимому, имеется в виду Западная Дашарна как расположенная наиболее близко по соседству с Навараштрой, упоминаемой в тексте нашего памятника.
Дашарха — букв. «происходящий (из рода) Дашарха», или «потомок Дашархи», эпитет Кришны, ближайшего родственника пандавов.
Дашархи  — потомки  Дашарха, т. е. ядавы, к которым принадлежал также и Кришна.
Дваждырожденный, дваждырожденные — название брахманов, а также членов двух других высших варн (сословий): кшатриев (воинов) и вайшьев (торговцев). Согласно законам индуизма, человек, не приобщившийся к знанию, имеет только одно рождение (от матери) и мало отличается от животных. Но когда человек приобщается к знанию (vidya, видья), он обретает второе, высшее свое рождение и называется дваждырожденным.
Двайтавана — букв. «принадлежащий Дхвасану Двайтаване (царю матсьев)», название озера Двайта, а также леса, находившихся вне пределов Курукшетры. Отождествляется с нынешним районом Деобандом, находящимся в 8 км севернее Мирута, в округе Сахаранпура, в штате Мадхья Прадеш.
Дваравати — то же, что и Дварака, или Дварика, — название священного города, часто упоминающегося в Махабхарате и пуранах; считается одним из семи священных городов (наряду с Айодхьей, Матхурой, Майей или Харидварой, Каши или Бенаресом, Канчи и Авантикой или Удджайини). Дваравати, или Дварака, была столицей Кришны, воздвигнутой им на острове в качестве твердыни, защищающей от постоянных набегов и притеснений со стороны царя Джарасандхи. Согласно преданиям, она после смерти Кришны была разрушена морем и смыта волнами. Предполагают, что древняя Дварака находилась близ Мадхупура, в 153 км юго-восточнее нынешней Двараки (расположенной в Катхияваре на побережье Гуджарата), а также близ горы Гирнар (древняя Райватака) около Джунагара.
Двенадцать лет в лесу — Пандавы оказались жертвой зависти со стороны кауравов во главе
с Дурьйодханой. Желая отнять у Юдхиштхиры царство, Дурьйодхана вызвал его на игру в кости. В игре, которую за Дурьйодхану вел нечестным путем его дядя Шакуни, прожженный игрок, проиграл Юдхиштхира. По условиям игры, проигравший должен был отправиться на двенадцать лет в лес, в изгнание, а тринадцатый год провести среди людей, оставаясь неузнанным. Пятеро братьев-пандавов вместе со своей общей супругой Драупади провели условленный срок изгнания в лесу, теперь им предстоит провести тринадцатый год среди людей, но так, чтобы остаться неузнанными. В противном случае условие будет нарушено, и им снова придется удалиться в изгнание на двенадцать лет.
Девадатта — букв. «богом данная», название божественной раковины Варуны, которую зодчий асуров Майя даровал Арджуне.
Деваки — дочь Девака, царя Матхуры, супруга Васудевы и мать Кришны. Сын Деваки, т. е. Кришна. 
Держащий трезубец — эпитет бога Шивы, вооруженного трезубцем. 
Джамадагни — брахман и великий подвижник, потомок Бхригу, сын Ричики и Сатьявати и отец Парашурамы. Сын Джамадагни, т. е. Парашурама («Рама с топором») — великий воин и подвижник. Отличавшийся большой щедростью, он раздал все свое богатство и землю брахманам, а драгоценное оружие отдал Дроне. По-видимому, здесь имеется в виду именно это оружие, так как, согласно Махабхарате, сам Карна получил дротик от Индры.   
Джанака — знаменитый царь Видехи, или Митхилы, приемный отец Ситы, супруги Рамы.  
Джанамеджая — царь Хастинапура, сын Парикшита и внук Арджуны, героя Махабхараты. Мстя за смерть своего отца, умерщвленного змеем Такшакой, Джанамеджая решил истребить всех змей и устроил двенадцатилетнее змеиное жертвоприношение, на котором и повествуется ему сказителем Вайшампаяной "Махабхарата".
Джанардана — букв. «возмущающий, возбуждающий людей», эпитет Кришны.
Джая, Джаянта, Виджая, Джаятсена и Джаядбала — все пять имен содержат понятие побеждать и означают соответственно «Победа, Побеждающий, Победитель, Победоносный войском и Победоносный силою».
Джатаведас — эпитет Агни, бога огня.  Этимология объясняется различно: 1) «обладающий в качестве своей собственности всем, что рождено или создано», «всеобладатель» (если исходить от глагольного корня vid — «находить») и 2) «знаток всех творений» или «знаемый всеми творениями» (если исходить от глагольного корня vid — «знать»).
Джатасура — имя ракшаса, который в облике брахмана похитил Юдхиштхиру, Накулу, Сахадеву и Драупади во время жительства пандавов в лесу в изгнании, но был пойман и убит Бхимасеной.
Джаядратха — сын Вриддхакшатры, царь саувиров в области Синдху (ныне Синдх), носящий поэтому эпитет Сайндхава — «властитель Синдху».
Джишну — букв. «победоносный», один из эпитетов Арджуны.
Джьйотираса — букв. «струя блеска», род драгоценного камня.
Домашний жрец — имеется в виду сопровождавший пандавов в изгнании Айода Дхаумья, который являлся их домашним жрецом и духовным наставником.
Драупади — букв. «дочь Друпады», царя панчалов, прозвище Кришны, общей супруги пятерых братьев-пандавов.
Дрона — прославленный брахман-воин, главный учитель военного дела кауравов и пандавов. Согласно преданиям, Дрона почитается сыном мудреца Бхарадваджи и апсары (небесной девы) Гхритачи и является зятем Крипы. В древнеиндийской литературе мы наблюдаем редкие случаи, когда брахман выступает в качестве героя-воина, обязанности которого, по законам индуизма, предписываются только кшатриям.
Друпада — могущественный царь панчалов, сын Пришаты и отец красавицы Драупади, общей супруги пандавов, и непобедимого Дхриштадьюмны. Друпада носил также имя Яджнясена, отчего и дочь его Драупади звалась также Яджнясени — «дочь Яджнясены».
Дурьйодхана — один из главных героев Махабхараты, старший среди ста сыновей царя Дхритараштры от его супруги Гандхари. Дурьйодхана приходится двоюродным братом царю Юдхиштхире и всем братьям- пандавам и является их непримиримым врагом. Дурьйодхана — букв. означает «лихо сражающийся», «трудно победимый», «неодолимый».
Духшасана — один из ста сыновей Дхритараштры и брат Дурьйодханы. Когда Юдхиштхира проиграл все свое царство, братьев, себя самого и общую супругу Драупади, Духшасана подверг её публичным оскорблениям: волок за косы по залу собрания и срывал с нее одежду. Впоследствии был убит Бхимасеной, поклявшимся отомстить ему за нанесенное ей оскорбление.
Дхананджая — букв. «завоеватель богатств», эпитет Арджуны, третьего из пятерых братьев-пандавов, главных героев Махабхараты.
Дхарма — букв. «закон», в индийской мифологии одно из имен Ямы, бога смерти и правосудия, который также прозывается Дхармараджа, т. е. «царь закона». Бог Дхарма является отцом Юдхиштхиры.
Дхатри и Видхатри — два божества, олицетворяющие собою творение и установление, обычно имена Брахмы и Праджапати. В эпосе, однако, как, по-видимому, и здесь, Дхатри и Видхатри представляются как два брата — сыновья Брахмы.
Дхаумья, т. е. Айода Дхаумья, домашний жрец и духовный наставник пандавов.
Дхритараштра  — в индийской мифологии один из главных среди племени нагов, змеевидных демонов, которые населяют подземное царство.
Дхритараштра — царь кауравов, старший сын отшельника Вьясы от Амбики, старшей супруги царя Вичитравирьи, умершего бездетным. Дхритараштра от рождения был слепым; у него от его супруги Гандхари родилась сотня сыновей и одна дочь, старшим из них был Дурьйодхана, коварный и властолюбивый. В Махабхарате сыновья Дхритараштры обычно называются кауравами и приходятся двоюродными братьями пандавам. Между теми и другими непрестанно происходило соперничество, сменившееся сначала непримиримой враждой и впоследствии завершившееся истребительной войной. Сын Дхритараштры, т. е. Дурьйодхана.
Дхриштадьюмна — сын царя Друпады и брат Драупади, могучий воин-герой, сражавшийся во время великой битвы на стороне пандавов.

З

Змеи-наги или просто наги — мифические змеевидные демоны, относящиеся к разряду полубогов. Наги имеют лицо человеческое, а хвост змеи и обитают в Патале, подземном царстве.

И

Индра — в индийской мифологии бог бури и грома, а также бог-воитель, носящий часто эпитет devapati — «владыка богов». В ведическом пантеоне боги представлялись антропоморфированными силами природы, и Индра занимал там одно из главных мест. Позднее, в эпический период истории Индра отошел на второй план, уступив свое место новым божествам: Шиве и Вишну.
Индрагопака — букв. «имеющие своими хранителями Индру», род насекомых, светлячков, красного или белого цвета.
Индрапрастха — название столицы, основанной пандавами на берегу реки Ямуны (совр. Джамна), где ныне расположен город Дели — столица Индии. Индрапрастху иногда отождествляют с Кхандавапрастхой, областью, которая была расположена у той же реки Ямуны близ Курукшетры.
Индрасена — по-видимому, имя вестника или посланца Юдхиштхиры.
Индрасени — имя супруги легендарного царя Мудгалы, которого, согласно мифам, божественный вестник Девадутака на собственной колеснице взял на небеса.
Иша — букв. «владыка, властитель», эпитет Брахмы, бога-создателя в индийской мифологии.

Й

Йоджана — индийская мера длины, равная 4 крошам, т. е. приблизительно 15 или 17 км.

К

Кайкейи — букв. «царевна кекайев», прозвище Судешны, супруги Вираты.
Калакханджи  — сыновья легендарного мудреца Кашьяпы от его супруги Калаки, отчего они называются также Калакеями — «сыновьями Калаки». В индийской мифологии они составляют особый разряд демонов-асуров или данавов, отличающихся большой силой и жестокостью. Они представляются олицетворением Гнева, Жестокости и Разрушения. Согласно мифам, некоторые из них вознеслись на небо и сияют там как звезды.
Калинди — древнее название реки Ямуны (совр. Джамна) в верхнем ее течении, которое проходило в гористой стране Калинда-деша (на месте нынешней горной цепи Бандарапуччхи в Гималаях), откуда Ямуна берет свое начало.  Отсюда и название реки: Калинди — «текущая в стране Калинда».
Камандалу — обычно   глиняный   или деревянный сосуд, которым пользуются отшельники.
Канка — букв. «притворный брахман», «лжебрахман».
Каубера и варуна, ямья — названия различных видов мифического оружия, которые находились под покровительством богов: Куберы, Варуны и Ямы.
Каунтея — букв. «сын Кунти», старшей супруги Панду; «Кунтиевич» — прозвище каждого из трех сыновей Кунти, обычно же Юдхиштхиры, старшего ее сына. Интересно отметить, что в Махабхарате часто даются прозвища по имени матери, как например Партха, которое также носят пандавы по другому имени их матери — Притха.
Каурава, кауравы — прозвище потомков Куру, царя лунной династии, предка Дхритараштры и Панду. В широком смысле это прозвище распространяется также и на пандавов, сыновей Панду и племянников Дхритараштры.
Кауравья, кауравьи — потомок, потомки Куру, то же, что и каурава, кауравы.
Каши — древнее название Бенареса (совр. Варанаси), расположенного на Ганге, одного из семи священных городов Индии. Каши — название страны, в которой Бенарес был столицей. Царь Каши, т.е. правитель «страны Каши».
Киншука — род дерева, дающего красивые красные цветы, но без всякого аромата.
Кичака — военачальник, предводитель войск царя Вираты, убитый Бхимасеной. Кичака приходился братом Судешне, супруге Вираты.
Кешава — букв. «прекрасноволосый», «кудрявый», эпитет Кришны, сына Васудевы.
Кичаки, т. е. сыновья, родственники и близкие Кичаки.
Крипа — известный в эпосе брахман-воин, первый учитель военного дела кауравов и пандавов. Согласно легендам, Крипа почитается сыном Шарадвана Гаутамы от апсары (небесной девы) Джанапади, отчего он называется также Гаутама, т. е. «сын Гаутамы». Крипа приходится дядей по матери Ашваттхаману, сыну Дроны, и шурином последнему.
Крита и двапара — название двух из четырех игральных костей, или, точнее, крита — название стороны игральной кости, которая отмечена четырьмя очками, а двапара — сторона игральной кости, которая отмечена двумя очками.
Критаварман — сын Хридики из рода ядавов, воин-герой, сражавшийся во время великой битвы на стороне кауравов. В числе трех воинов, оставшихся в живых, он ночью совершил кровавое нападение на спящий лагерь пандавов.
Кришна — букв. «темная», одно из имен Драупади, дочери царя Друпады и общей супруги пятерых братьев-пандавов, главных героев Махабхараты.
Кришна — букв. «черный», имя популярнейшего индийского божества; то же, что и Васудева. Этимология имени Кришны, а также и то, что он изображается иссиня-черным, наводят на мысль, что божество это более древнего происхождения, — еще доарийское, которое могло быть заимствовано из Южной Индии от дравидов. В Махабхарате Кришна выступает то в виде героя, то в виде высочайшего божества Вишну, как его воплощение. Он не только приходится близким родственником и другом пандавам, но также является возницей неодолимого и всепобеждающего героя Арджуны, одного из пятерых братьев-панданов.
Кродхаваша — букв. «одержимые гневом», название разряда злых демонов, или ракшасов, в индийской мифологии.
Кубера — в индийской  мифологии бог богатства и бог- хранитель Севера. Он почитается хранителем сокровищ Индры. Его местопребывание находится на горе Кайласе в Гималаях. Кубера представляется в виде урода — одноглазым, с тремя ногами и восемью зубами.
Кунти — имя супруги Панду и матери троих из пяти братьев-пандавов, главных героев Махабхараты: Юдхиштхиры, Бхимасены и Арджуны. Основное ее имя — Притха , которая почитается дочерью Шуры, правителя ядавов и деда Кришны. Согласно преданиям, Притха была принята и воспитана Кунтибходжей, бездетным царем из рода ядавов, который был повелителем кунтиев в Бходже (нынешняя Мальва), — отсюда и ее второе имя — Кунти.
Курманакха — букв. «с когтями черепахи», название оружия; по-видимому, род трезубца или крючкообразного копья.
Куру — имя царя лунной династии, который, согласно легендам, почитается сыном Самвараны и Тапати, дочери Солнца. Куру правил царством, простиравшимся на территории близ нынешнего Дели. Куру является предком Дхритараштры и Панду, поэтому выражение «потомок Куру или рода Куру» относится также и к Юдхиштхире, как в данном случае.
Курукшетра — «Поле кауравов», название обширной равнины, где происходила великая битва между кауравами и пандавами, воспетая в Махабхарате. Курукшетра расположена между городами Амбалой и Дели, близ Панипата. Она известна с древнейших времен и почитается у индийцев священной. Также издревле она была центром всякой деятельности и культуры коренного индийского населения. Курукшетра не раз бывала ареной исторических битв, где решались судьбы Индии. По свидетельству китайского путешественника Сюань-цзана (Сюань-чжуана), уже в VII в. н. э. столицей ее был город Стханишвара, нынешний Тханесвар, расположенный в сердце Курукшетры. С обретением Индией независимости Тханесвар переименован в Курукшетру.
Кхандава — название леса, который был расположен у реки Ямуны (совр. Джумна) близ Курукшетры и отождествляется с территорией нынешнего Музаффарнагара, расположенного севернее Мирута. Согласно мифологическим представлениям индийцев, лес Кхандава считался посвященным Индре и был сожжен богом Агни с помощью Кришны и Арджуны.
Кхандавапрастха — букв. «область леса Кхандава», который был расположен у реки Ямуны (соврем. Джумна) близ Курукшетры. Согласно мифам, лес Кхандава считался посвященным Индре и был сожжен богом Агни с помощью Кришны и Арджуны. В области Кхандавапрастха пандавы после раздела унаследованного царства основали свою прославленную столицу Индрапрастху, на месте которой ныне расположен город Дели, столица современной Индии. Область Кхандавапрастха (как и лес Кхандава) отождествляется с территорией нынешнего Музаффарнагара, расположенного севернее Мирута.
Кшатрий, кшатрии — члены второй из четырех главных варн (сословий), т. е. представители воинского сословия, в обязанность которых (согласно Артхашастре Каутильи) вменялось «добывание средств к жизни военным делом и охрана живых существ».

Л

Лопамудра — имя прекрасной девы, созданной древним мудрецом Агастьей и тайно им отданной царю Видарбхи. Когда же Лопамудра подросла как приемная дочь царя, Агастья сам взял ее в жены.

М

Магхаван — «дающий   дары»,   «щедрый»,  «податель даров», эпитет бога Индры.
Мадирашва — младший брат царя Вираты.
Мадри — сестра Шальи, царя мадров, вторая (младшая) супруга царя Панду. Мадри является матерью двух сыновей-близнецов Накулы и Сахадевы, рожденных ею от богов Ашвинов. Сыновья Мадри — младшие среди пятерых братьев-пандавов; после самосожжения Мадри на погребальном костре их приняла к себе и воспитывала вместе со своими сыновьями Кунти, старшая супруга Панду.
Макары — мифические морские  чудовища, исполинские крокодилы или акулы. Обиталище Макаров , т. е. океан.
Маллы, шальвы и югандхары. — Маллы, по-видимому, название древней страны Малладеши, или Малава, народ которой у историков Александра назывался малли, а в Махабхарате — также и малавами. Ныне район Мультан. Шальвы — название народности, населявшей страну, расположенную в западной части Индии, на территории нынешнего  Раджастхана.   Югандхары — название древней страны, которая находилась близ Курукшетры. По-видимому, она была расположена на западном берегу Ямуны (совр. Джамна), южнее Курукшетры.
Маруты — в индийской мифологии боги бури и ветра, которые встречаются еще в ведах и представляются друзьями и союзниками Индры. Маруты почитаются сыновьями Рудры, бога бури, сыновьями или братьями Индры, а также сыновьями океана, неба или земли. Они вооружены молниями и громовыми стрелами, перунами, и обычно олицетворяют собою ветры.
Матали — имя возницы бога Индры (Шакры).
Матсья — прозвище Вираты, царя матсьев, населявших страну, которая была расположена на территории близ нынешнего Джайпура.
Махадева — букв. «великий бог», эпитет Шивы, одного из главных богов индуистской божественной триады.
Мегхапушпабукв. «цветистый, как облако», имя одного из четырех коней Вишну-Кришны.
Мритью — в индийской мифологии имя божества, олицетворяющего собою смерть. Оно почитается сыном Адхармы и Ниррити (Беззакония и Бедствия).
Мухурта — единица времени, равная 1/зо суток, или 48 минутам.

Н

Навараштра — древнее название местечка  Наусари, расположенного в районе Бароч, в штате Махараштра.
Нага — Наду — оба имени, Нага и Нада, являются именами змеевидных демонов в индийской мифологии. Однако можно перевести и по-другому: «как змей (или слон) — тростинку».
Нагапура — то же, что и Хастинанапура, или Хастинапур,  название наследственной столицы кауравов, которая явилась причиной возникновения великой войны; ей посвящено основное ядро эпопеи Махабхараты. Согласно легендам, город этот был основан царем Хастином, сыном первого Бхараты, откуда и название его — Хастинапур, т. е. «город Хастина». Однако в Махабхарате и Вишнупуране он называется «город слона» — от слова hastin— «слон», или naga с тем же значением (Nagapura); здесь он также называется «город, носящий имя слона».
Награда — точнее, богатство, имущество, содержание.
Надаяни — букв. «происходящая от Нады», змеевидного демона; по-видимому, имя прекрасной полубогини в индийской мифологии.
Накула — один из близнецов — сыновей Мадри, младшей супруги Панду, рожденных ею от Ашвинов (двух божеств утренней и вечерней зари); вместе с Сахадевой младший среди пятерых братьев-пандавов.
Наль (Нала) — легендарный царь, герой широко известного «Сказания о Нале», входящего в состав третьей книги Махабхараты (главы 50—78 Критического издания). Это сказание пользуется у нас большой популярностью под названием «Наль и Дамаянти» — оно вошло в сокровищницу русской литературы благодаря неподражаемому переводу В. А. Жуковского.
Ниватакавачи  и   калакханджи — Ниватакавачи  — букв. «облаченные в неуязвимые панцири», в индийской мифологии разряд многочисленных данавов (демонов), обитавших во чреве океана. Калакханджи — букв. «черноволосые», название племени асуров, обитавших в волшебном летающем городе Хираньяпуре. Данавы ниватакавачи и асуры калакханджи вместе с волшебным городом Хираньяпурой были сокрушены Арджуной по просьбе Индры оказать ему услугу взамен платы, положенной ему как учителю за обучение Арджуны искусству владения божественным оружием.
Нишка — золотая монета различного достоинства, обычно же приравниваемая к одной карше, или суварне в 16 маша (т. е. около 11.36 г). Согласно толкованию Девабодхи (на Сабхапарву), нишка эквивалентна одной пана, которая, согласно Артхашастре Каутильи, представляет собою медную монету достоинством в 9.33 г. По-видимому, в данном случае нишка является золотой монетой достоинством от 9.33 до 11.36 г.
Носящий диадему, т. е. «Украшенный короной, или диадемой», эпитет Арджуны.
Ньягродха, ашваттха и киншука. — Ньягродха — название индийского фигового дерева. Ашваттха — священное фиговое дерево, или смоковница. Киншука — род дерева с красивыми красными цветами, лишенными аромата.

О

Оба близнеца, т. е.  Накула и Сахадева, рожденные Мадри, младшей супругой Панду, от двух Ашвинов, дисскуров, божеств утренней и вечерней зари.
Обет воздержания , т. е. соблюдение воздержанной жизни в период ученичества, который представляет первую из четырех ступеней жизни (адгата). Согласно ортодоксальным положениям индуизма, эти ступени должен пройти каждый правоверный индиец (четыре из них обязательны для брахмана, а первые три дозволены также для кшатриев и вайшьев). Арджуна здесь намекает на близость окончания срока, в течение которого он, по воле х Юдхиштхиры, должен был под чужой внешностью (евнуха) жить у царя Вираты во исполнение условий, данных пандавами, провести-тринадцатый год изгнания среди людей неузнанными.
Обойдя слева направо, т. е. совершив древний обряд, который служит у индийцев для выражения глубокого почтения. При обходе слева направо "круг прадакшины" (т. е. по часовой стрелке) сам обходящий всегда бывает обращен правой стороною к тому, вокруг кого совершается обход, чтобы открыто показать свои добрые намерения.
Обряд окропления — т.е. был совершен обряд помазания (посвящения) на царство.

П

Павака — букв. «очищающий, очистительный», эпитет огня или Агни, бога огня.
Пакашасана — букв. «каратель (демона-дайтьи) Паки», эпитет бога Индры. Сын Пакашасаны, т. е. Арджуна, сын Индры, рожденный от него Кунти, старшею супругою царя Панду.
Пандава, пандавы — букв. «сын Панду, сыновья Панду» прозвище пятерых братьев, главных героев Махабхараты: Юдхиштхиры, Бхимасены, Арджуны, Накулы и Сахадевы, рожденных двумя женами Панду — Кунти и Мадри от различных богов (Дхармы, Ваю, Индры и Ашвинов).
Панду — букв. «бледный»» отец пандавов и младший брат царя Дхритараштры. Панду был рожден отшельником Кришной-Двайпаяной Вьясой от Амбалики, второй из овдовевших жен бездетного царя Вичитравирьи. Свое имя Панду («бледный») он получил вследствие того, что Амбалика, когда к ее ложу приблизился Вьяса, побледнела при виде его безобразной внешности. Панду правил царством вместо старшего брата — Дхритараштры, родившегося слепым.
Панчалы, чеди и матсьи. — Панчалы — название народа, населявшего страну Панчалу, которая была расположена на север и запад от нынешнего Дели, от подножия Гималаев до реки Чамбал. Впоследствии образовались две Панчалы — Северная и Южная, которые разделялись рекою Гангой.
Столицей первой был город Ахиччхатра, а второй — Кампилья. Вся Панчала отождествляется с нынешним Рохилькхандом. Чеди — название народа и страны, отождествляемой с нынешним Бунделькхандом и частью Мадхья Прадеш. Столицей Чеди был город Шуктимати, а наиболее прославленными ее властителями — цари Дамагхоша и Шишупала. Матсьи — название народа, населявшего страну Матсья, или Вирата. Матсьи занимали область нынешнего Джайпура, включая всю внешнюю территорию Альвара с частью Бхаратпура.
Парджанья — букв. «наполняющий, насыщающий», дождливое или грозовое облако; здесь грозовой дождь в олицетворенном виде, т. е. бог грозы и дождя, часто отождествляемый с Индрой.
Партха, партхи — букв. «сын, сыновья Притхи», или Кунти, старшей супруги Панду; эпитет, относящийся к каждому из трех ее сыновей, особенно же к Арджуне, третьему сыну. Во множественном числе эпитет «партхи» относится ко всем пятерым братьям-пандавам.
Пауломы — разряд демонов-асуров из мифологического города Хираньяпура, побежденных Арджуной по просьбе бога Индры.
Племянник (по сестре) — букв. «сестрин сын». Мать Абхиманью Субхадра была родной сестрой Васудевы (Кришны), поэтому Абхиманью приходился последнему племянником.
Погрузится в (вечные) воды Партхи, т. е. погрузится в мир небытия, отправится благодаря Партхе (т. е. сраженный им) в потусторонний мир.
Подругу царя зверей — букв. «дочь (детище) царя зверей».
Праджапатья — название   мифического   оружия, которое находилось под покровительством божества Праджапати.
Притха — основное имя Кунти, матери пандавов. Под сыном Притхи здесь имеется в виду Юдхиштхира.
Притхивинджая — букв. «покоритель земли», эпитет царевича Уттары, сына Вираты, царя матсьев.
Проклятия брахмана — Согласно религиозным представлениям индийцев, уходящими корнями к Ведам, проклятие брахмана или мудреца-подвижника обладает страшною силой: оно способно привести в трепет не только земных владык, но даже и самих богов, которые силою изреченного на них проклятия могут быть сброшены со своих мест и обессилены.
Пурва-пхальгуни и Уттара — название двух лунных созвездий: одиннадцатого лунного созвездия (Пурва-пхальгуни), состоящего из двух звезд, и двенадцатого (Уттара-пхальгуни), состоящего тоже из двух звезд. Оба созвездия вместе представляют собой двойное лунное созвездие Пхальгуни.
Пхальгуна — букв. «родившийся при созвездии Пхальгуни».

Р

Радхея — букв. «сын (приемный) Радхи», эпитет Карны, который был внебрачным сыном Кунти, рожденным ею (до своего замужества) от бога Солнца и воспитанным Радхой, супругой возницы (суты) Адхиратхи. Отсюда и прозвище Карны: «сын возницы», «сын суты».
Ракшас, ракшасы — в индийской мифологии обычно разряд злых полубогов, злые духи, демоны. Однако не все они почитаются одинаково зловредными, а подразделяются на три группы: 1) ракшасы, подобные якшам, т. е. разновидностям полубогов; 2) ракшасы, подобные титанам, или противникам богов, и, наконец, 3) ракшасы в общепринятом значении термина, т. е. демоны, злые духи, недруги, которые посещают кладбища, препятствуют жертвоприношениям, беспокоят набожных, оживляют мертвецов, пожирают людей, досаждают и огорчают род человеческий всяческими средствами. В данном случае подразумевается ракшас, подобный якшам, т. е. благораспологженный к людям.
Ракшаси (форма женского рода от слова «ракшас») — женщина-ракшас, относящаяся к разряду полубогов, демоница. В индийской мифологии ракшасы составляют разряд злых полубогов (злые духи, демоны).
Рама — легендарный герой древней Индии, сын царя Дашаратхи в Айодхье (ныне Аудх на реке Гогра), впоследствии признанный воплощением высочайшего божества Вишну. Подвиги Рамы воспеты первым индийским поэтом Вальмики в знаменитой поэме «Рамаяна», которая по сей день остается наиболее близким и любимым произведением народов Индии.
Рудра, Рудры — букв. «ревуны», в индийской мифологии группа 11 божеств, олицетворяющих бурю и предводительствуемых Шивой. Согласно различным мифами, Рудры почитаются либо сыновьями Брахмы, либо сыновьями Кашьяпы. Рудра в ед. ч. — один из эпитетов бога Шивы. Считая Арджуну двенадцатым Рудрой, Юдхиштхира ставит его по достоинствам в один ряд с ними.
Раудра — название мифического оружия, которое находилось под покровительством бога Рудры-Шивы.
Раху — имя демона-дайтьи. В индийской мифологии Раху почитается одной из планет. Он похищает Солнце и Луну и проглатывает их, вызывая затмения.

С

Савьясачин — букв. «(одинаково) ловкий и на левую руку», — эпитет Арджуны.
Сайндхава — «властитель Синдху», эпитет царя Джаядратхи, царя саувиров, населявших область Синдху (ныне Синдх). Сайндхава (Джаядратха) был супругом Духшали, дочери Дхритараштры. Во время жительства пандавов в лесу в изгнании Драупади была похищена Сайндхавой, но последний был настигнут пандавами Арджуной и Бхимой и побежден ими, а Драупади освобождена. Впоследствии Сайндхава (Джаядратха) был убит Арджуной.
Сайнья — букв. «воинственный», имя одного из четырех коней Вишну-Кришны.
Сайрандхри — неимущая женщина, которая вынуждена скитаться в поисках средств к жизни и выполняет работу прислужницы в женских покоях богатых домов.
Сальвеяки — название народности, по-видимому обособившейся от племени шальва и граничившей (на территории нынешнего Пенджаба) с матсьями, с которыми они объединились в их борьбе с царем тригартов Сушарманом. К сальвеякам, вероятно, принадлежал и Шальвапутра, упоминающийся в Удьйогапарве Махабхараты (5.4.24) среди царей, к которым пандавы должны были послать своих агентов. Имя Шальвапутра все еще может встречаться в Альваре, который находится географически в той же области, где некогда обитали сальвеяки или шальвейи. Последние находились в отношении к шальвам, как мадрейи к мадрам.
Саммохана — букв. «приводящее в замешательство», «сбивающее с толку», «повергающее в смятение», название мифического оружия.
Санграмаджит,  Шатрусаха и Джая — воины-герои среди кауравов, из них Санграмаджит — младший брат Карны, который был убит Арджуной; Шатрусаха — сын Дхритараштры, впоследствии убитый Бхимой; Джая, по-видимому, также один из сыновей Дхритараштры.
Сахадева — один из близнецов — сыновей Мадри, рожденных ею от Ашвинов; вместе с Накулой младший среди пятерых братьев-пандавов.
Свастика — мистический знак в виде креста с равными, загнутыми под прямым углом концами, который служит религиозным символом у народов Индии и др. Этимологически слово «свастика» является производным от восклицания svasti — букв. «хорошо есть» (su+asti).
Сиддхи — букв.   «преуспевшие», в индийской мифологии разряд полубогов, отличающихся чистотой и благочестием. Сиддхи обитают в небесных сферах, между землей и солнцем.
Синдху — название страны или области, отождествляемой, с нынешним Синдхом. Страну Синдху населяли саувиры, а властителем ее был царь Джаядратха.
Сита — букв. «борозда», имя приемной дочери царя Джанаки, родившейся из борозды, когда он ее прокладывал. Будучи дочерью богини Земли, Сита почитается дочерью Джанаки, который вскормил и воспитал ее. Сита избрала своим супругом легендарного героя Раму, одержавшего победу в состязании в стрельбе из боевых луков, и последовала за ним в изгнание, когда он должен был покинуть царство во исполнение своего долга.
Снатака, снатаки — букв. «окунувшийся», «искупавшийся», духовный сан, даваемый брахману, который после окончания своего учения совершил омовение, т. е. священный обряд, завершивший его обучение.
Совершитель ста жертвоприношений — один из эпитетов бога Индры, употребляемый также и в санскритском звучании — «Шатакрату».
Сокрушитель-вражеских городов — здесь обращение к царю Джанамеджайе, которому Вайшампаяна рассказывает эпическую поэму Махабхарату.
Сома — божество луны или месяца. Хорошо известный еще с древнейших ведических времен хмельной напиток сома отождествляется с амритой, или напитком бессмертия. По мифологическим представлениям индийцев, луна (или месяц) по мере своего роста наполняется сомой или амритой, которая постепенно поглощается богами (происходит обратный процесс: ущерб луны). Одно из названий напитка бессмертия было затем перенесено на саму планету, вследствие чего луна (или месяц) называется Сомой.
Сомадатта — сын царя Бахлики.
Состоящие из трех сочленений — стрелы сделаны из бамбука, имеющего членения, обмеченные кольцевыми бугорками. Ствол бамбука в три членения составлял длину стрелы, на которую еще надевались заостренные металлические наконечники и оперенные основания.
Субала — царь и герой страны Гандхары (ныне Кандагар). Субала был отцом Гандхари, которая стала супругой царя Дхритараштры, и Шакуни, который приходился дядей Дурьйодхане и всем его братьям.
Субхадра — букв. «весьма счастливая», «благоденствующая», «счастливейшая», имя дочери Васудевы и сестры Кришны. Субхадру похитил и взял себе в жены Арджуна, опасаясь, что на сваямваре (свободном выборе жениха) она могла бы избрать другого.
Сугрива — букв.  «прекрасногривый», имя одного из четырех коней Вишну-Кришны. 
Судешна — имя супруги Вираты, царя матсьев, у которой жила Драупади, скрываясь под видом прислужницы-сайрандхри. Судешна, супруга царя Вираты, приходилась сестрой Кичаке, который был
военачальником Вираты.
Суйодхана, Карна и Шакуни. — Суйодхана — букв. «отлично сражающийся», эпитет Дурьйодханы, старшего сына царя Дхритараштры. Карна — внебрачный сын Кунти, старшей супруги царя Панду, рожденный ею (согласно мифам) от бога Солнца. Карна был близким другом Дурьйодханы, который посвятил его царем в стране Анга. Шакуни — сын Субалы, царя Гандхары (отца супруги Дхритараштры) и дядя Дурьйодханы по матери. Шакуни обладал тайным искусством игры в кости. Имея преимущество в игре, он не только давал коварные советы Дурьйодхане, как легче отнять царство у пандавов, но и сам вел игру за Дурьйодхану, прибегая к нечестным приемам. В результате Юдхиштхира проиграл и лишился царства.
Суканья — букв. «прекрасная дева», имя дочери царя Шарьяти, которую отец выдал за мудреца Чьявану.
Супруга  Индры, т. е. Индрани.
Сурьядатта — имя полководца Сушармана, царя тригартов.
Сута — возница, представитель воинской касты, принадлежавший к привилегированной касте.
Сушарман — имя царя тригартов, населявших Тригарту (нынешний Джаландхар близ Лахора).
Сын Ганги — прозвище Бхишмы, который, согласно мифам, родился у царя Шантану от богини Ганги, олицетворяющей реку Гангу.
Сын  Дхармы  — Юдхиштхира,   рожденный матерью Кунти от бога Дхармы, выступает всюду в Махабхарате как воплощение закона и справедливости на земле.

 

Т

Тантипала — букв. «охранитель стад».
Тваштри, Дхатри ... Праджапати. Тваштри — букв. «плотник, строитель», божественный мастер, имя ведического божества. Позднее, в эпосе и пуранах, Тваштри отождествляется с Вишвакарманом, зодчим богов. Дхатри — букв. «творец», имя божества, олицетворяющего творческую силу. Праджапати — букв. «владыка созданий», божество, выступающее покровителем всех творений и хранителем жизни.
Творец — здесь подразумевается Брахма, главный член божественной триады.
Тон «гандхара» — третья из семи первичных нот в индийской гамме.
В трех мирах — согласно традиционной индийской космографии, различаются три основных мира:
небо (Сварга), земля (Бхуми) и подземный мир (Патала).
Тригарты — название древнего народа, населявшего страну Тригарту, которая отождествляется с областью нынешнего Джаландхара близ Лахора в Пенджабе.
...тридцати богов... —   В индийской мифологии число богов круглым счетом составляет тридцать,
хотя их насчитывается и гораздо больше. По-видимому, имеются в виду основные божества индуистского пантеона. Главнейшими среди них, «владыками богов», наряду с Индрой считаются Брахма, Агни, Яма и другие.
Тридцать три божества — в это число входят восемь Васу, коими предводительствует Индра (Васава), одиннадцать Рудр, двенадцать Адитьев, Вашаткара и Праджапати; однако, по другим версиям, вместо последних двух подразумеваются оба Ашвина.
Тысячеглазый — эпитет бога Индры. Согласно самой Махабхарате, по велению богов была создана прекрасная небесная дева Тилоттама, которой залюбовались сами боги, когда она обходила их собрание, и неотступно следили за нею глазами. Один лишь Индра устоял, но оттого что он также сильно жаждал смотреть на Тилоттаму, у него появилась тысяча глаз.

У

Уговор, т. е. обещание, данное пандавами, соблюдать все условия, связанные с проживанием их в изгнании.
Уноситель жертв — эпитет Агни, бога огня. Согласно религиозным представлениям индийцев, Агни уносит жертву и доставляет ее богам, выступая таким образом посредником между ними и людьми.
Упаплавья — букв. «подверженный набегам», то же, что и Вирата, главный город царства Вираты, столица царя матсьев. На месте древней Упаплавьи, как предполагают, стоит ныне город Вират, или Байрат, который находится по соседству с Джайпуром, в 194 км южнее Дели.
Уттара — имя царевича, сына Вираты, царя матсьев; тоже, что и Бхуминджая или Притхивинджая (эпитеты Уттары).
Ушанас — имя   легендарного   мудреца   Шукры, сына Бхригу. В индийской мифологии Ушанас, или Шукра, олицетворяет собою планету Венеру и почитается наставником демонов-асуров. При помощи волшебной науки оживления «сандживани» он возвращал к жизни асуров, которые гибли в битве с богами. 

Х

Халаюдха — букв. «вооруженный плугом», или же — «плугоносец», наиболее распространенный эпитет Баларамы, старшего брата Кришны.
Хастинапура или Хастинапур — название наследственной столицы кауравов, то же, что и Нагапура.
Хидимба — имя ракшаса, злого демона, убитого Бхимасеной. Его сестра, ракшаси Хидимба, полюбившая Бхимасену, стала на время его супругой.
Химаван — букв. «обладающий снегами», то же, что и Хималая, — «обитель снегов (холода)», гора Хималай, санскритское название Гималаев.
Хираньяпура — букв. «золотой город», название волшебного летающего города демонов-асуров (калакханджей), сокрушенного Арджуной.
Хранители земли, т. е. властители земли, цари, владыки.

Ц

Царевна Панчалы, т. е. Драупади-Кришна, дочь Друпады, царя Панчалы (панчалов).
Царь справедливости — обычный эпитет царя Юдхиштхиры, который родился у Кунти от Дхармы, бога смерти и правосудия, царя закона и справедливости.

Ч

Человека среднего пола — человек нетрадиционной сексуальной ориентации (в совр. понимании), выполняющий обязанности евнуха. Обладающие познаниями в музыке, танцах, поэзии, изобразительном искусстве иногда нанимались на службу в царский гарем в качестве учителей.
Четыре веды — древнейшие памятники древнеиндийской литературы: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.
Чьявана — букв. «падающий», имя легендарного мудреца, сына Бхригу и прекрасной Пуломы.

Ш

Шайбья — потомок легендарного царя Шиби. Последний, как рассказывают мифы, спас бога Агни в образе голубя от Индры, принявшего вид ястреба, для чего он пожертвовал частью своих мускулов, равной весу голубя.
Шакра — букв. «могучий», один из эпитетов бога Индры.
Шала — род высокой и величественной пальмы, пальмира — стволы которой используются для постройки домов.
Шами — название породы дерева, которое, согласно поверью, содержит огонь, ибо оно употребляется для разжигания священного огня.
Шантану — сын Пратипы, царь Лунной династии, который, согласно легендам, был женат сначала на богине Ганге, а затем на прекрасной Сатьявати, дочери рыбака. От первой супруги у него был сын Бхишма, дед кауравов и пандавов, а от второй — Читрангада и Вичитравирья. Шантану, таким образом, является отдаленным предком, а именно прадедом кауравов и пандавов, главных героев Махабхараты.
Шатрунтапа — герой-воин из рода кауравов, убитый Арджуной.
Шарадван — брахман, сын или потомок Готамы (носящий поэтому прозвище Гаутама — «сын Готамы»), отец Крипы, брахмана-воина.
Шарьяти — легендарный царь, отец Суканьи, которая была супругой Чьяваны.
Шастры — древние священные книги, где в лаконической форме излагались обязанности индийцев. В дальнейшем из такого рода произведений возникла специальная научная литература, т. е. дисциплины и трактаты по различным отраслям знаний, основанных на ведах. Под шастрами часто понимаются вообще трактаты, или руководства, по различным научным дисциплинам.
Шатакрату — в переводе означает «Совершитель ста жертвоприношений», эпитет бога Индры.
Шатаника — любимый брат Вираты, царя матсьев.
Шветавахана — букв. «разъезжающий на белых конях», эпитет Арджуны. 
Мы шестеро воинов, т. е. Бхишма, Дрона, его сын Ашваттхаман, Крипа, Дурьйодхана и Карна.  
Шея подобна раковине, т. е. шея, имеющая три складки или три линии.
Шикхандин — сын царя Друпады. Согласно легендам, Шикхандин родился девочкой, но потом некий полубог с ним обменялся полом, и он стал юношей. Во время великой битвы, когда происходил поединок между Бхишмой и Арджуной, последний оказался не в силах победить своего противника, и тогда он выставил впереди себя Шикхандина. Но Бхишма отказался применить против него оружие, так как продолжал видеть в нем женщину. Благородством и нерешительностью Бхишмы воспользовался Арджуна и пронзил его множеством стрел.    
Шурасены и патаччары. — Шурасены — название народности, населявшей области, расположенные близ нынешней Матхуры. Патаччары — название народности, по-видимому, населявшей области нынешнего Аллахабада и Банды.

Ю

Юга — мировой период. Согласно мифологическим представлениям индийцев, различаются четыре мировых периода, или юги: 1) Сатьяюга, или Критаюга, — Золотой век; 2) Третаюга — Серебряный век;  3) Двапараюга — Медный век и 4)  Калиюга — Железный век. Продолжительность первого периода равна 1 728 000 земным годам, второго — 1 296 000, третьего — 864 000 и четвертого — 432 000 земным годам. Все четыре мировых периода, или юги, вместе составляют одну «Великую югу» — Махаюгу, или Манвантару — «период Ману», длительность которой равна 4 320 000 лет. Две тысячи махаюг, или 8 640 000 000 земных лет, составляют Кальпу, или сутки Брахмы.
Юдхиштхира — один из главных героев Махабхараты, старший сын Панду и Кунти, рожденный ею от Дхармы, бога правосудия и смерти, царя закона и справедливости. Юдхиштхира представляется олицетворением справедливости на Земле, отсюда и его эпитет — «царь справедливости».
Ююдхана — букв. «усердно сражающийся», эпитет Сатьяки, сына или потомка Сатьяка. Ююдхана, или Сатьяки, принадлежал к роду ядавов и во время великой битвы сражался на стороне пандавов в качестве возницы Кришны.   

Я

Яджнясена — имя царя Друпады, отца Драупади-Кришны.
Яджнясени — букв. «дочь Яджнясены», царя Друпады, эпитет Драупади, общей супруги пятерых братьев-пандавов, главных героев Махабхараты.
Якрилломы — букв. «с печенью, покрытой волосками», по-видимому, возбужденные, раздраженные; название племени или народности, местопребывание которой не установлено. Согласно тексту памятника, якрилломы, по-видимому, являлись соседями шурасенов, населявших области близ нынешней Матхуры.
Якши (форма женского рода от слова «якша») — женщина-якша, относящаяся к разряду полубогинь. Согласно индийской мифологии, якши — разновидности добрых полубогов. Они составляют свиту бога богатства Куберы и почитаются хранителями его сокровищ.
Яма — в индийской мифологии бог смерти и правосудия, царь усопших. Яма носит эпитет «царь закона», он отождествляется с богом Дхармой — царем закона и справедливости. Яма почитается божеством- хранителем Юга.
Круговые движения ямака — букв. «двойной (парный) круг», т. е. двойной круговой маневр.

Rambler's Top100
  © 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.