Места паломничества в Тибете

Озеро Манасаровар

Озеро Манасаровар в древности Манаса (тиб. Мапхам Юм-цо) — самое почитаемое озёро в мире и одно из самых почитаемых в Тибете, расположено в округе Нгари, зап. Тибет.
Редкая, незабываемая красота озера и величественный пустынный пейзаж вызывают благоговейный трепет у паломников, пришедших совершить ятру (кору) и принять омовение в его священных водах. Озеро расположено на высоте 4556 м над уровнем моря, в 20 км от священной горы Кайлас и связано с меньшим озером Ракшас Тал, известным у тибетцев как Лханга Цо или Лангак, каналом Ганга-Чу. Лишь в редкие периоды времени воды, вытекающие из Манасаровара, наполняют этот канал. Недалеко от озера находятся истоки священных рек Сатледж (Шатадру), Инд (Синдху), Карнали (Гхагхра), питающая Гангу, и Брахмапутра (тиб. Ярлунг Цангпо). Зимой и вплоть до самого лета пресные воды озера Манасаровар скованы льдом. Индийские паломники совершают ятру (обход священного места по часовой стрелке, т.е. слева направо) и принимают в нём омовение вот уже более 2000 лет. По существующим правилам, прежде чем совершить Кайлас- ятру, пилигриму необходимо принять омовение в Манасароваре. Тибетские паломники совершают кору (Кора — обход священного места у тибетцев, в отличии от индийской ятры, осуществляется как слева направо буддистами, так и наоборот, справа налево, представителями религии Бон), не принимая в нём омовения.

Согласно индийской теологии, Манасаровар является центром Вселенной наряду со священной Манасароваргорой Кайлас. Озеро было сотворено из ума прародителя Брахмы. На санскрите "манас" означает ум, "саровара" — озеро. Говорится, что на рассвете в период времени, известный как Брахма Мухурта, дэвы (боги) спускаются с небес, чтобы принять омовение в его священных водах. По этой причине Манасаровар так же называют озером Богов.
Манасаровар — обитель чистоты и любой, кто прикоснётся к его водам, достигнет райских миров. Любой, кто омоется и испьёт воду из озера достигнет небес Шивы и очистится от своих грехов за сотни перерождений.

По тибетским повериям, озеро Манасаровар — это врата духов, связывающие наш физический мир с миром потусторонним.
Буддисты ассоциируют озеро с легендарным озером Анаватапта, где, по легенде, королева Майа зачала Будду.

В тантрическом буддизме два озера (Манасаровар и Ракшас Тал) ассоциируются с соединённым солнцем и луной — символом могущества. С оккультной точки зрения, озеро богов Манасаровар противопоставляется демоническому Ракшас Талу. Воды Манасаровара — "живая вода", всегда прозрачны, чисты и свежи, обладают непередаваемым бирюзово-лазурным небесным цветом. Его берега населены дикими гусями и другими птицами, тогда как "озеро ракшасов", или Ракшас Тал, — "мёртвая вода" солоновато на вкус, мутно, лишено водорослей, рыб и источает запах застоявшейся воды. Манасаровар имеет круглую форму сравнимую с Солнцем, источником света. Ракшас Тал, напротив, вытянуто, чем напоминает Луну, символ ночи и тьмы.

" Пересекши Белую гору, тот герой, лучший среди падндавов, о потомок Бхараты, покорил страну, населённую кимпурушами, защищаемую сыном Друмы, в великом сражении, губительном для кшатриев, и подчинил её своей власти. Покорив её, сын Пакашасаны, сосредоточенный мыслью, вместе со своим войском двинулся на страну, по названию Хатака, охраняемую гухьяками. Покорив их путём увещевания, потомок Куру увидел тогда великолепное озеро Манаса, а также все водоёмы, священные для мудрецов. Достигнув озера Манаса, властитель пандава покорил затем страну, охраняемую гандхарвами." (Махабхарата, Сабхапарва, Сказание о покорении мира гл.25)

Согласно древней легенде, озеро Ракшас Тал было сотворено асуром (демоном) Раваной, царём Ланки (совр. Шри-Ланка). На одном из его островов Равана, желая обрести невероятную мощь, поклонялся Всевышнему, совершая тяжелейшие аскезы. Ежедневно он приносил в жертву одну из своих десяти голов. На десятый день к нему явился сам Господь Шива, удовлетворённый подвижничеством и настойчивостью асуры, и одарил его сверхъестественным могуществом.

Между 1949 и 1980 гг. этот регион был зарыт для паломников из других стран и ни один чужеземец не мог ступить на эти земли, однако после 1980-х он снова становится частью паломнических маршрутов.

На берегу Манасаровара, на вершине скалистого холма расположен монастырь Чиу, обращённый к сапфирно-синим водам озера. В монастыре находятся божества Сакьямуни (Сакья Тхукпа) и Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче). В ясный день с крыши монастыря открывается ошеломляющий вид священного озера Манасаровар и величественной горы Кайлас.

Далее по дороге ятры встречаются развалины монастыря Черкип. От Черкипа дорога ведёт к монастырю Лангбона, от которого идёт небольшая тропинка в долину Гьюма. Восточнее монастыря Лангбона расположено поселение Хор Кю — административный центр этой территории. Дорога, идущая от Хор Кю к следующему монастырю Сералунг, ютится между водами озера и отвесной скалой. Во время Культурной Революции некоторые из религиозных предметов монастыря были выброшены в озеро Манасаровар. В 1980-х монастырь был восстановлен. От монастыря Сералунг дорога ведёт к руинам монастыря Ернго. В часе ходьбы от Ернго находится монастырь Труго, от которого дорога ведёт к красивому монастырю Госсул. Он известен как место медитации Гоцангпы, основателя ордена Кагьюпа.

 

Кайлас (Кайласа, Кайлаш) (зап. Тибет, округ Нгари)

"Гора Кайласа, о царь, уходит в вышину на шестьсот йоджан. Там собираются боги, там находится Вишала, о бхарата! Неисчеслимое множество якшей, ракшасов, киннаров, нагов, супарнов, гандхарвов в обиталище Куберы, о Каунтея! Ступай теперь к ним, о Партха, я охраняю тебя, как охраняют тебя мощь Бхимасены, пыл подвижничества, и самообуздание. Пусть даруют тебе благо царь Варуна и Яма, победитель в сражениях, а также Ганга, Ямуна и эта гора."
(Махабхарата, Книга Лесная, "Сказание о паломничестве к тиртхам" гл.140)

В древних индийских эпосах говорится о великой горе — центре Вселенной, у подножия которой берут своё начало четыре священные реки, дающие жизнь землям, по которым они текут. Это гора Меру — обитель богов, усыпанная золотом и самоцветами. Легендарная Меру часто идентифицируется с величественным Кайласом. Одно из древних названий Кайласа — гора Хемакута, в переводе с санскрита означает "Златоверхая". Четыре великие реки индийского субконтинента: Сатледж, Инд, Карнали (Гхагхра) и Брахмапутра берут своё начало у его подножия. Именно отсюда снизошли в наш мир, чтобы потеснить асуров (демонов) и восстановить баланс сил, оставив сокровенные знания о дхарме, возглавляемые богом огня Агни небожители, известные нам как Арии (арийцы). Продвигаясь на северо-запад вдоль русла реки Синдху (Инд), они со временем достигли долины реки Сват, откуда и началось их триумфальное шествие, описанное в Ведах, а именно в первой, наидревнейшей из них — "Ригведе".
По своей форме гора напоминает огромную пирамиду. Четыре грани Кайласа, называемые лицами, обращены к четырём сторонам света. Южная сторона именуется "Сапфировым лицом", западная сторона — "Рубиновым лицом", северная — "Золотым" и восточная — "Серебряным". На южной стороне проходит вертикальная трещина, которая перемежается горизонтальной, напоминая свастику — символ духовной силы.

Важно знать, что этот величественный пик высотой 6714 м расположен в северо-восточной части Гималаев и отделён от основного Гималайского хребта лишь песчаной долиной. Проще говоря, Кайлас, или Кайлаш — это одна из Гималайских гор, расположенная на территории подконтрольного Китаю Тибета. К сведению! Современные географы именуют данную местность "горной системой Трансгималаи" (кит. Гандисышань), расположенной на Тибетском нагорье...
Вот уже много столетий Кайлас является объектом поклонения последователей четырёх главных религий. Для индуистов — это обитель Шивы, разрушителя и сотворителя. Для буддистов Кайлас, или Канг Ринпоче — "Драгоценность снегов", как иногда его ещё называют тибетцы — местопребывание Демчок, или Самвары, гневного проявления Будды Шакьямуни. Джайны почитают священную гору как место освобождения (мокши) их первого тиртханкара (святого) Ришабхи (Адинатха). Мокша, или мукти, — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние "освобождения" от бедствий, страданий и ограничений эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями, рождением и смертью и т.д. А почитатели древнего тибетского верования бон называют Кайлас — Юнгдрунг Гуцег (Девятиступенчатая гора свастики), на которую спустился с небес Шенраб, основатель этой религии.

Визуальное сходство лингама и горы Кайлаш (Кайлас) — непростое совпадение. Существующий сейчас культ поклонения лингаму не что иное, как переиначенный культ поклонения Кайлашу. Лингам, или шивалингам, — фаллос Шивы, символ мужского начала, мужской потенции, расположенный на/или в йони — женском детородном органе, символизирующем Великую богиню-мать, женское начало, шакти, материальную природу. Вместе они, лингам и йони, являются абсолютными копиями Кайласа и прилегающих к нему окрестностей: ущелий, омывающих его со всех сторон рек, молочного цвета ручьёв, стекающих с его белоснежной шапки, украшенной свастикой.

Культ поклонения лингаму — не очень древнее явление, приблизительно III—XIII в. н.э., и своему распространению по Индии, главным образом южной, он обязан шактизму и тантризму — культам, возникшим и наиболее распространённым в низших кастах южно-индийского общества, не имеющего арийских корней. Население южной Индии — дравиды, или дасью — представители древних аборигенов Индии, которые упоминаются еще в Ригведе и противопоставляются ариям, являются потомками переселенцев из Африкии и генетически связаны с коренными народами Океании (микронезийцам, полинезийцами, меланезийцами и папуасами). Дравиды, как и другие выходцы из Африки, находились под влиянием матриархата. Тогда как арийское общество являлось строго патриархальным.

Напротив, культ поклонения Кайлашу, как связующему звену между физическим миром и незримым миром богов, как вратам в мир небожителей, мир Шивы и мистическую Шамбалу, довольно древний.
Камню пирамидальной или конической формы, напоминающему своими очертаниями Кайлаш, как правило, принесённому с Кайлаша или его окрестностей, поклонялись ещё в глубокой древности, о чём свидетельствуют нефаллической формы древний лингам (Кедар-лингам), которому и по сей день поклоняются в такой знаменитой и почитаемой гималайской святыне как Кедарнатх.
Знаменитые глиняные и медные горшки с нанесёнными на них изображениями свастики, называемые "калаш" или "калаша", которые используются при проведении наиболее значимых церемоний, особенно в северной Индии, — дошедшие до нас отголоски древнего ведического культа поклонения величайшей святыне — горе Кайлаш.

"Он был снабжён стенами и рвами, украшен воротами и арками, покрыт со всех сторон пёстрым балдахином; на нём расположились сотни оркестров. Наполненный благоуханиями превосходнейшего алоэ, он окроплялся сандаловой водою и был увешан гирляндами цветов. Он был со всех сторон окружён загородными дворцами, искусно выстроенными и высокими, скребущими небосвод, подобно вершине горы Кайласы."(Махабхарата, Адипарва, Сказание о сваямваре Драупади гл.176)

"Нарада сказал: Дворец собраний Вайшраваны, сияющий белизной, о царь, занимает в длину сто йоджан и семдесят йоджан в ширину. Он сооружён самим Вайшраваной, о царь, силою своих аскетических подвигов. Обладая блеском месяца, он представляется вершиной Кайласы для полубогинь, парящих в воздухе. Несомый гухьяками, он кажется прикреплённым к небесному своду. Дивный, он украшен высокими золотыми деревьями. Лучистый и сверкающий, издающий небесное благоухание и восхитительный, напоминающий вершины белых облаков, он выглядит плывущим в воздухе". (Махабхарата, Сабхапарва, Сказание о дворцах собраний гл.10)

Во все века Кайлас манил к себе необъяснимой силой пилигримов и отважных путешественников, желавших склониться перед великой из гор. Но до недавнего времени лишь немногие видели его своими глазами: с 1959 г. по 1980 г. паломничество в Тибет к легендарной обители Шивы было запрещено китайскими властями. Сегодня каждый год тысячи вдохновлённых паломников совершают Ятру вокруг Кайласа, следуя традиции, восходящей к тысячелетней давности.

По пути коры (ятры) расположен монастырь Чуку (4820 м). Он возвышается над долиной, незаметно сливаясь со скалистым пейзажем. В годы Культурной Революции все монастыри вокруг Кайласа были разрушены. Чуку стал первым из восстановленных. Монастырь был основан в XIII в. Готцангпой Гомпо Пел, учителем школы Кагьюпа. Под стеклянным куполом над алтарём можно увидеть особо почитаемое мраморное божество, называемое Чуку Опаме и инкрустированную серебром раковину.

Далее по пути коры (ятры) следует монастырь Дирапук, смотрящий на восхитительное Золотое лицо Кайласа. Согласно буддистским легендам, святой Гоцангпа медитировал в этих местах. Главным божеством в монастыре является Ченрезин (Авалокитешвара).

Озеро Шива Цал (5330 м) расположено на скалистом пространстве, усеянном каменными пирамидами, украшенными старой одеждой. Паломники должны пройти символическую смерть ("точку невозврата") в этом месте, оставив старую жизнь позади вместе с какой-нибудь одеждой, представляющей её. Недалеко от озера находится красный отпечаток стопы Миларепы, знаменитого йога и учителя тибетского буддизма.

Перевал Дролма-Ла (5630 м) — наивысшая точка ятры (коры), ассоциируемая у индуистов с богиней Парвати, а у буддистов с богиней Тарой. Здесь происходит духовное перерождение паломника.

Гаури Кунд (5608 м) — озеро изумрудного цвета, где исповедующие индуизм паломники принимают омовение, иногда даже ломая лёд, сковавший воды озера. Легенда гласит, что озеро было сотворено Шивой по просьбе его супруги Парвати.

Монастырь Зутулпук (4790 м), где согласно легенде медитировал Миларепа.

"Достигнув целительной горы Хемакута, увидел там царь превеликое множество диковинных вещей, неподвластных разумению. Тысячегласно шумят там тучи и каменные лавины; оттого тоска поражает сердца людей, и не в силах они взойти на ту гору. Там неустанно веет ветер и бог проливает непрерывный дождь; и утром, и вечером, о владыка, на той горе виднеется жертвенный огонь. Поглядев на всё это многообразие волшебных явлений, вновь обратился Пандава к Ломаше, расспрашивая его об этом чуде".
(Махабхарата, Книга Лесная, "Сказание о паломничестве к тиртхам" гл.109)

 

Тиртхапури (зап. Тибет, округ Нгари)

На берегу Сатледжа, в древности называемого Шатадру, одной из самых священных рек ТиртхапуриПятиречья, в нескольких часах езды от Дарчена находится удивительное место — Тиртхапури.
Само название этого священного места буквально означает "селение у брода". Тиртха в переводе с санскрита — "переход реки вброд", а "пури" переводится как "селение или город".
Второе значение, закрепившееся позднее за словом "тирха", означает "святыня" или "место паломничества", т.е. "священное селение " или "город у места паломничества". Всё это говорит нам о том, что место это весьма древнее и являлось важнейшим центром паломничества еще в добуддистский период.
В этом месте реку вброд переходили арии, двигавшиеся в северо-западном направлении от Кайласа. Паломники, пришедшие в это святое место, должны совершить ритуальный переход с одного берега реки на другой. Места перехода отмечены флажками, погружёнными в воды священной реки. Тысячи лет искренне верующие, отважные паломники, пришедшие в это место, погружаются по пояс в ледяные воды Сатледжа, переходя с одного берега на другой, повторяя действия Арийцев — величайших из предков. Неподалёку от места перехода на возвышенности находятся горячие источники, в которых любили принимать омовение многочисленные отшельники и аскеты, облюбовавшие эти места. Традиционно паломники принимают здесь омовение после совершения ятры вокруг священной горы Кайлас. На высоком холме у берега реки расположился монастырь Тиртхапури, или монастырь Падмасабхавы (Гуру Ринпоче). Внутри него находится небольшая ниша, где, согласно поверью, останавливался Падмасамбхава вместе со своей супругой Еше Цогьел. Служитель монастыря любезно покажет место, сохранившее оттиски стоп Падмасамбхавы и его жены. Во дворе монастыря стоит большой круглый камень-мани, на котором, по легенде, танцевали боги, когда Падмасамбхава уходил из этого мира. Неподалёку расположена пещера, где медитировал в уединении великий гуру.

Автор: В. А. Самодум (Бхудэв)

© 2008-2023 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.