Истоки > Савиры

Савиры

Сави́ры (сабиры, савары, сувары) — группа кочевых племён первого тысячелетия нашей эры. От их имени, возможно, произошло название «Сибирь».

Происхождение

Этническая и языковая принадлежность спорны. Существуют индоевропейская, самодийская, гуннская и тюркская гипотезы. Однако чаще всего савир относят к финно-уграм, испытавшим сильное влияние тюркского окружения. Сильна также восточно-иранская теория (в частности, её поддерживает М. Е. Ткачук, а Салават Галлямов (также сторонник этой теории) приводит факт раннего упоминания Савир в «Махабхарате» вместе с индоарийским племенем Синдов, делая вывод об их общем этническом происхождении.

Зона их первоначального обитания находилась в Западной Сибири, между Алтаем и Уралом. Так, согласно преданиям тобольских татар, народ савыр (сабыр, сыпыр) жил по среднему течению Иртыша до прихода туда татар. В 1992 году Д. М. Исхаков записал в д. Лайтамак (Тобольский район Тюменской области) легенду об Илек-алпе, воевавшем с «народом сыбыр».

Считается, что савиры пришли в Западную Сибирь из Центральной Азии вместе с хуннами. Впоследствии савиры приняли участие в этногенезе хазар и волжских булгар(у последних назывались суварами). В V—VI веках в ходе Великого переселения народов савиры были вытеснены со своей территории аварами и пришли на Кавказ, в район Дербента. Движение савир, в свою очередь, вызвало миграцию оногурских племён.

Самоназвание «савиры» известно из византийских источников. Об этом народе упоминают все крупные византийские историки VI в. В армянских и сасанидских источниках этого же периода они фигурируют под трафаретным именем гуннов.

Этническая история

Первое известие о савирах оставлено Птолемеем (II в. н.э.), который помещал их рядом с аорсами, в районе современной Западной Сибири. В Европе они впервые упоминаются под 516/517, когда прорвавшись через Каспийские ворота, они напали на иранскую Армению и византийскую Малую Азию. Возможно, их первое нападение состоялось десятилетием раньше, в 504, когда упомянуто аналогичное столкновение Ирана с неназванным северным народом.

Сведения о савирах очень немногочисленны. Они почерпнуты из военных хроник, столкнувшихся с этими племенами государств. Из этих сообщений можно установить, что савиры являлись серьёзной военной силой на Северном Кавказе. Однако единого политического целого они не составляли, а были разделены на несколько колен, которые соперничали друг с другом. Византия и в большей степени Сасанидский Иран подвергались их набегам и одновременно стремились использовать в качестве наёмников.

В византийский император Юстин склонил савирского вождя Зилигда на войну с персами. Однако тот, получив дары от Ирана, перешёл на его сторону и с 20 тыс. войском напал на Византию. Тогда Юстин предложил Ирану заключить мир, чтобы не идти на поводу у варваров и персы уничтожили савирское войско.

В 527 савирами, расположенными близ иранской границы, правила вдова вождя Болаха — Боарикс. Она заключила союз с Византией. Двое других племенных вождей, живших позади савир Боарикс, согласились служить Ирану. В ходе столковения один из вождей — Глом был убит, а другой — Тиранис пленён и отослан в Константинополь в качестве трофея.

Савиры служили в иранском войске во время кампаний 528,531. Они сыграли важную роль во время ирано-византийской войны за Лазику (550—556). Правитель лазов — Губац нанял савир и алан для защиты от персов, но не смог расплатиться, и союзники перешли на сторону Ирана. Византийский император Юстиниан прислал необходимую сумму. Три савирских вождя прибыли за ней к византийскому войску, осаждавшему город Петру. Савиры научили византийцев строить переносные тараны, благодаря чему город был взят.

Могущество савир было подорвано междоусобными войнами. В 60-х гг. VI века персидский шах Хосров I Ануширван нанёс савирам поражение. Часть их он взял в плен и поселил в районе Кабалы. Остальных прогнал обратно в Дагестан. У каспийского прохода он построил крепость — Дербент, что значительно затруднило дальнейшие набеги.

В VII—VIII вв. остатки савиров жили в низовьях р.Кумы и в Северном Дагестане, они подчинялись хазарам и были известны под именем «гуннов». В 684 их вождь — Алп Илитвер принял христианство. Часть савир (сувары) переселилась в Среднее Поволжье и вошла в союз племён, создавших Волжскую Булгарию.

Весьма вероятно, что савиры явились компонентом в формировании кумыков и некоторых других народностей Дагестана. Распространены также гипотезы разной степени обоснованности об их участии в генезисе западносибирских угров (манси и хантов), тобольских, тюменских, ясколбинских татар, западносибирских самодийцев (ненцев), чувашей, а также одного из восточнославянских племен — черниговских северян (более точное название — севера).

Савиры в легендах

Согласно преданиям тобольских татар, народ савыр (сабыр, сыпыр) жил по среднему течению Иртыша до прихода туда татар. Легенды о сыбырах бытуют вплоть до наших дней: в 1992 г. в д. Лайтамак (Тобольский район Тюменской области) была записана легенда об Илек-алпе, воевавшем с «народом сыбыр».

Примечания

  1. Артамонов М. И. История хазар. — Л., 1962.
  2. Эрлих С. Е. Поклонение волхвам (опыт динамического структурализма)
  3. Галлямов С. Санскрит и Башкурдский язык. — Москва - Санкт-Петербург: Институт Курдистана и Передней Азии, 2003. — С. 5-43.
  4. Валеев Ф. Т. Сибирские татары. Культура и быт. — Казань, 1992. — С. 6.
  5. Исхаков Д. Путешествие в Заболотье // Казанские ведомости, 1992, 23 декабря.
  6. Golden P. B. An introduction to the history of the Turkic Peoples (ethnogenesis and state-formation in medeival and early modern Eurasia and the Middle East). — Wiesvaden, 1992. — P. 105-106
  7. Исхаков Д. М. Об общности этнической истории волго-уральских и сибирских татар (булгарский, золотоордынский и позднезолотоордынский периоды) // Сибирские татары. Монография. — Казань: Институт истории АН РТ, 2002. — С. 33
  8. Фахрутдинов Р. Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. — М: Наука, 1984. — С. 16-17, 42, 187.
  9. Валеев Ф. Т. Сибирские татары. Культура и быт. Казань, 1992. С. 6.
  10. Исхаков Д. Путешествие в Заболотье // Казанские ведомости. 1992. 23 декабря.

Литература

  • Артамонов М. И. История хазар. — Л., 1962.
  • Новосельцев А. П. Восточная Европа V — первой половины VII века и образование Хазарского государства. // Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М., «Наука», 1990. — Глава 3.
  • Ситнянский Г. Ю. Фольклорные версии исторического прошлого юга Западно-Сибирской низменности в начальный период тюркизации (V-IX вв.). // Ситнянский Г. Ю. История лесостепной полосы Западной Сибири в V-XVIII вв. по данным фольклора тюркских народов. — Дипломная работа по кафедре этнографии и музееведения Омского госуниверситета, 1989. — Глава I, § 1, с. 19-21.

При составлении статьи использовались материалы Свободной энциклопедии — Википедия

Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.