Пуштуны

Пуштуны, паштуны (пушту پښتانه, перс. پختون‎, урду پشتون, встречаются также варианты патаны, на западе расселения — паштаны, на Востоке — пахтаны, ед. ч. пухтун, также пашто) — народ кочевого восточно-иранского происхождения, живущий в основном на юго-востоке, юге и юго-западе Афганистана и северо-западе Пакистана. Общая численность — порядка 40 млн. Языки — различные диалекты пашто.

Карта расселения пуштунов
(зелёный цвет) в Афганистане и Пакистане.

 

История

История пуштун берет начало от ариев, которые в свое время быстро распространились по землям, называемым их дальними родственниками персами Тураном.
Прямыми предками пуштун считаются саки, или шаки, — воинственный народ, индоарийского происхождения, изначально проживавший севернее Гандхары в долине реки Сват (сов. Пакистан), впоследствии мигрировавший из Индии на север и северо-запад, а затем расселившийся вплоть до Восточной Европы. Со временем слово саки трансформировалось в САКИфы, или Скифы.
Пуштуны — потомки древнего кочевого восточно-иранского населения, близкородственного скифам, сармато-аланам, массагетам. На развитие их этногенеза большое влияние оказали юэчжи-кушаны и эфталиты. В основе языка пуштунов лежит древний сакийский язык. Языковые предки пуштунов, саки (скифы), некогда обитали на территории современной Республики Казахстан. Само название страны Казахстан исходит от старого названия Страны саков — Сакастан (каСАКАСТАН).

Пуштуны — сохранившийся реликт, практически единственный, за исключением осетин, потомков аланы (у которых сильное кавказское влияние), и памирских народов, горцев, языки которых также продолжают языки саков — родоначальников всех скифских народов, степных индо-иранских племен (туранцев), которые населяли когда-то степи от современной Украины на западе до Алтая и Таримской котловины на востоке и земли Пакистана на юге.
Пуштунов наряду с калашами по праву и без преувеличения можно считать старшими братьями русских, украинцев и других сакийских (скифских) народов. (см. Истоки)

Первое упоминание о пуштунах относится к X веку, но, согласно утверждениям афганского историка Абдулхая Хабиби, слово «абган», упоминающееся в наскальных надписях сасанидского царя Шапура I (III в. до н. э.) в Накше-Рустам, означает «афганец». Первоначальным их местообитанием считаются склоны Сулеймановых гор. Наименование 'пуштуны', предположительно, происходят от слова «склон», что на персидском звучит как «пошт» или «пушту», то есть пуштуны — «живущие на склоне».

Традиции

У пуштунов сохранились пережитки традиционной родо-племенной структуры: большая семья управляется старейшиной (спинжирай, «белобородый»), несколько больших семей составляют род, которым управляет малик, несколько родов составляют клан (хель), несколько кланов — ветвь племени или племя (каум, кабиле). Управление племенем осуществляется вождём (ханом) племени и главами последующих подразделений, образующих джиргу (совет ханов и маликов или других влиятельных и авторитетных лиц). Большую роль играет кодекс чести — Пуштунвалай.

При составлении статьи использовались материалы Свободной энциклопедии — Википедия

Rambler's Top100
© 2008-2017 Бхаратия.ру
Использование материалов сайта возможно при условии ссылки на него.